Социальная пенсия — государственная денежная выплата, носящая регулярный характер, которая выплачивается гражданам по достижении, установленного государством нетрудоспособного возраста, если у человека нет подтверждённого трудового стажа или его недостаточно для назначения трудовой пенсии, а также инвалидам, детям, потерявшие кормильца, детям, родители которых неизвестны. Разновидность государственной пенсии.
Согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, не имеющим права на трудовую пенсию. Такие пенсии назначаются по достижении, установленного государством нетрудоспособного возраста, если у человека нет подтверждённого трудового стажа или его недостаточно для назначения трудовой пенсии.
Возраст назначения социальной пенсии по старости — на пять лет выше трудовой. После окончания начатой в 2019 году пенсионной реформы возраст выхода на социальную пенсию в России составит 65 лет для женщин и 70 для мужчин. Переходный период на такую пенсию, затрагивает мужчин (женщин) 1964—1968 (1969—1973) годов рождения. Мужчины (женщины), родившиеся в 1964 (1969) году, смогут получать социальную пенсию с возраста 65,5 (60,5) лет, то есть со второй половины 2019 г. или с первой половины 2020 г.. Лица 1965 (1970) г.р. обретут право на социальную пенсию в 66,5 (61,5) лет, 1966 (1971) г.р. — в 68 (63) лет, 1967 (1972) г.р. — в 69 (64) лет, а родившиеся позднее — в 70 (65) лет.
Также, в России на социальную пенсию имеют право инвалиды, дети, потерявшие кормильца, дети, родители которых неизвестны, иностранные граждане, проживающие в России и лица без гражданства.
Социальные пенсии подлежат ежегодной индексации. Происходит это через умножение текущей выплаты на коэффициент, который установлен Постановлением Правительства. 1 апреля является общепринятой датой индексации. Средний размер социальной пенсии с апреля 2019 года увеличился до 9266 рублей.
Изначально пенсия не являлась социальной, государственные денежные пособия выплачивалась только привилегированным группам общества (высшая военная знать, дворянство, аристократия, священство), была вроде некой привилегии или награды. К примеру, у римских демобилизованных легионеров было право на получение регулярных выплат, что подчеркивало их значимость и демонстрировало обществу их заслуги перед страной. Со временем государственные выплаты получили социальный характер. И социальная пенсия впервые была утверждена более ста с лишним лет назад в Германии. Уже в 1908 году социальная пенсия появлялась и в других странах, к примеру в Великобритании. Впервые США ввело закон о подобном государственном обеспечении примерно в 1930-х годах. В России выплаты пожилым людям появились только в 1956 году.
Программа «социального страхования» (аналога социальной пенсии) появилась во времена Великой Депрессии 1930 — х годов, когда бедность и голод среди безработных, детей и пожилых людей превысили 50 % и крупные корпорации во главе с правительством Гувера начали массово расстреливать голодные бунты — расстрел в Детройте, Расстрел «бонусной армии» в Вашингтоне и т. д. Программа «социального страхования» была попыткой защитить белое население страны от голодной старости, инвалидности, бедности, безработицы и бремени вдовы с детьми.
Закон о «социальном страховании» был принят к рассмотрению в Конгрессе 17 января 1935 года.
Противники, однако, порицали это предложение как социализм и блокировали программу. В 1935 году в слушаниях финансового комитета Сената, сенатор Томас Гор спрашивал министра труда Фрэнсис Перкинс: «Разве это не социализм? Не является ли это шагом к социализму?».
Противники утверждали, что «социальное страхование» приведет к массовому контролю правительства. Республиканский конгрессмен из Нью-Йорка, например, говорил: «..плеть диктатора будет ощущаться, и 25 миллионов бесплатных американских граждан будут впервые представлять себя к испытанию по отпечаткам пальцев…».
Другой нью-йоркский конгрессмен выразился так: «…Законопроект открывает дверь и приглашает вход в политическое поле — новой власти, столь обширной, настолько сильный, чтобы поставит под угрозу целостность наших институтов и потянет столбы нашего храма вниз на головы наших потомков…». Сенатор-республиканец от штата Делавэр утверждал, что «социальное страхование» бедных будет «концом истории великой страны и доведёт свой народ до уровня средней Европы».
Но несмотря на то, что часть демократов и практически каждый республиканец в Конгрессе был категорически против «социального страхования», Рузвельт помешал им контролировать дебаты.
Президент ожидал такие аргументы и ответил перед публикой, когда оппозиция вышла из-под контроля: «Несколько робких людей, которые боятся прогресса, будет пытаться дать нам новые и странные имена для того, что мы делаем… Иногда они называют это „фашизм“, иногда „коммунизм“, иногда „социализм“… Но, при этом, они пытаются сделать очень сложным в теории то, что на самом деле очень просто и очень практично… Я считаю, что то, что мы делаем сегодня является необходимым условием того, что американцы всегда делали — это выполнение старых и проверенных американских идеалов… Никто не может гарантировать этой стране защиту от опасностей будущих депрессий, но мы можем уменьшить эти опасности.. Этот план экономической безопасности является одновременно мерой профилактики и методом облегчения. Мы платим сейчас за ужасное следствие экономическая нестабильности — и дорого.. В этом плане представлено более справедливые и бесконечно менее дорогие способы удовлетворения этих расходов, мы не можем позволить себе пренебрегать простым долгом перед нами, я настоятельно рекомендую действовать…».
Конгресс рассмотрел и принял программу — 37-страничный «Закон о социальном страховании» был подписан президентом Франклином Рузвельтом 14 августа 1935 года.
Постоянные текущие ежемесячные выплаты бедным слоям белых американцев началась в январе 1940 года.
Положения «социального страхования» неоднократно менялись и дополнялись с 1935-го года, реагируя в ответ на экономические и политические проблемы.
Афроамериканцы и индейцы, кроме проблем, связанных с экономическим кризисом, были вынуждены иметь дело также с расизмом американского общества, дискриминацией по расовому признаку и расовой сегрегацией. Многие политические лидеры, включая супругу президента Рузвельта, Элеонору Рузвельт, пытались распространить на них действие правительственных программ помощи бедным, но безуспешно — так как речи об отмене расовой сегрегации или законов Джима Кроу в южных штатах не шло, то в итоге пенсионные программы на них не распространялись вообще.
1917 год — постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных».
1918 год — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».
1922 год. Базовым документом, носящим системный характер, закрепляющим определенную классификацию социальных пособий, стал «Кодекс законов о труде РСФСР».
В 1924 году введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей вузов.
В 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от уровня заработка, условий труда, состава семьи.
В 1930 году принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию».