30.11.2020

«Вечер у Клэр» — первый роман Гайто Газданова, написанный в 1929 году и отмеченный печатью автобиографичности.

Композиция

В романе нет деления на главы, но его можно разделить на 2 части:

  • События, происходившие до встречи с Клэр;
  • Воспоминания периода гражданской войны (важными здесь являются персонажи, которых встречает Николай).
  • Каждый период жизни имеет свой тематический центр:

    • Смерть отца;
    • Обстановка в кадетском корпусе, которая передается посредством описания сна;
    • Клэр;
    • В центре — бронепоезд, который символизирует мотив «постоянного отъезда», стремления к изменениям, познанию нового.

    Повествование в романе ведется от первого лица и во многом автобиографично. При помощи вступительной части автор вводит читателя в основную сюжетную канву.

    Хронотоп

    Повествование ведётся не в момент, когда описываются события, а в более поздний период времени. Хронологически это время не уточняется. События, описываемые в романе, имеют место в прошлом и представляют собой воспоминания. Хотя действия происходят в прошлом, но автор часто возвращает читателя в современность, в мир парижской русской эмиграции. В романе нет точности в хронологии событий: это не мемуары.

    Пространство в романе:

  • реальное (то, что происходило в реальной действительности);
  • ирреальное (находит отражение в представлениях Николая. Например: фантазии Николая о Японии, Борнео, Суматре).
  • Проблематика

    «Вся жизнь моя была залогом / Свиданья верного с тобой» — этот эпиграф, взятый из письма Татьяны Онегину в романе А. С. Пушкина, относится к любовной интриге Николая и Клэр. Эти слова являются прямым показателем чувственных переживаний героя, которые составляют основную интригу романа. Параллель с чувствами главных героев (чувства Татьяны обречены на провал, как и чувства Николая обречены на печальный исход).

    Николай — главный герой, человек, стремившийся к познаниям, совершенствованию, но в то же время он поглощен воспоминаниями о прошлом, не имея конкретных целей в настоящем. Николай живёт в собственном мире, поглощен своими собственными мыслями, в которых ищет утешение в ответ на потери (смерть отца, сестер). Встреча с Клэр преображает героя. Николай влюбляется в неё. Даже долгая разлука (они не видятся 10 лет) не смогла убить чувства.

    В романе ярко заявлена тема Гражданской войны, в которой решается вопрос, на какую сторону нужно перейти: за красных или за белых. Но Николай воюет за белых, так как «они побеждаемые». Все оказывается ненужным, бесплодным. Для героя эта война — познание, стремление ощутить вкус новой, неизвестной для него жизни. Все оказывается бессмысленным, когда жизнь сводится к одним грезам, мечтам и воспоминаниям.

    Критики о романе

    Н. Оцуп замечает, что большое влияние на Газданова оказал Пруст. Он полагал, что у писателя, как и у Пруста, главное место занимает душа автора, его память о прошлом представляет результат событий настоящего.

    М. Осоргин был другом и коллегой Газданова и написал рецензию в газете «Последние новости». Он писал, что книга не автобиографична, утверждая также, что Газданов оказался под влиянием Пруста, хотя это и не аргумент, чтобы называть автора неоригинальным.

    Г. Адамович считает, что автор был под влиянием не только Пруста, но и Бунина. Он старается показать жизнь такой, какая она есть, не прибегая к вымыслу.

    С критической точки зрения подходит к рассмотрению романа Герман Хохлов и отмечает отсутствие стройной композиции, дискретность повествования, а также, что концовка романа утверждает неустойчивость и случайность архитектоники.

    М. Слоним обнаружил отличие в манере письма от Пруста. Он писал о случайности ассоциаций в смене образов.

    В. Вейдле, уже в статье 1930 года сопоставляя Газданова и Сирина, пишет: «Газданов — писатель очень талантливый и, несмотря на относительную незрелость его книги, непосредственного своеобразия в ней не меньше, а скорее больше, чем у Сирина».

    Зарубежные русские критики, обсуждая современную литературу, ставили в один ряд Газданова и В. Сирина. Они утверждали, что Сирин будет новым Львом Толстым, а Газданов — Достоевским.


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: