22.07.2023

Хоукер «Си Хок» (англ. Hawker Sea Hawk) — британский реактивный одноместный палубный истребитель-бомбардировщик.

Совершил первый полёт 2 сентября 1947 года. Производился компанией Hawker Aircraft и её родственной компанией Armstrong Whitworth Aircraft. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1953—1960 годах, поставлялся на экспорт в Индию, Нидерланды, ФРГ. Всего построено 542 самолёта.

Боевое применение

Суэцкий кризис

В ходе вторжения в Египет в 1956 году ВВС Великобритании безвозвратно потеряли три истребителя Sea Hawk, ещё по меньшей мере один был повреждён, во всех случаях пилотам удалось спастись:

  • 6 ноября огнём с земли сбит Sea Hawk FGA.6 897-аэ (б/н XE377);
  • 7 ноября огнём с земли сбит Sea Hawk FGA.6 800-аэ (б/н XE400);
  • 14 ноября при посадке на авианосец HMS Bulwark Sea Hawk FGA.6 801-аэ (б/н XE375) врезался в другой «Си Хок» (б/н WM985), после чего вылетел за пределы корабля и упал в море.

Встреча с «МиГом»

Единственный воздушный бой истребителя Sea Hawk произошёл в 1962 году против истребителя МиГ-21.

18 августа 1962 года истребитель Sea Hawk F.101 (б/н RB+364, с/н 6708) 2-й эскадрильи авиакрыла MFG.1 Бундесмарине поднялся с авианосца USS Saratoga ВМС США. В ходе полёта самолёт нарушил воздушное пространство ГДР в районе восточногерманского города Эйзенах. На высоте 11 км и скорости 850 км/ч, он был перехвачен советским истребителем МиГ-21, в ходе воздушного боя «Си Хок» был поражён огнём «МиГа». Западногерманский пилот капитэнлёйтнант Кнут Энтон Винклер на подбитом самолёте попытался сесть на территории ФРГ в Бремене, однако повреждённое огнём шасси не смогло выпуститься, Винклер пролетел ещё несколько километров и сел на брюхо в поле возле города Альхорн. Компания Focke-Wulf, обслуживающая самолёт, приняла решение о неремонтопригодности и списании истребителя.

Индо-пакистанский конфликт

Успешным примером боевого применения Sea Hawk является его служба в вооружённых силах Индии.

Вторая индо-пакистанская война

В ходе конфликта 1965 года с Пакистаном индийские «Си Хоки» значительного влияния на боевые действия не оказали.

Был потерян один такой самолёт по небоевой причине:

  • 18 сентября 1965 года Sea Hawk (б/н IN-185) ВМС Индии разбился возле Бомбея, пилот младший лейтенант К.П. Верма погиб.
Третья индо-пакистанская война

Во время войны с Пакистаном в 1971 году индийцы располагали 16-ю такими самолётами на авианосце INS Vikrant. Они были в составе 300-й авиационной морской эскадрильи ВМС Индии, под командованием лейтенант-командера Сантош Кумара Гупта.

Самолёты Sea Hawk нанесли очень тяжёлые потери боевому и транспортному флоту Пакистана. Известные случаи успешных атак «Си Хоков» на корабли:

  • 4 декабря был потоплен большой патрульный катер ВМС Пакистана PNS Comilla (345 БРТ);
  • 4 декабря получил повреждения большой патрульный катер ВМС Пакистана PNS Rajshai (345 БРТ);
  • 6 декабря был потоплен патрульный катер ВМС Пакистана PNS Sylhet (345 БРТ);
  • 6 декабря был потоплен патрульный катер ВМС Пакистана (345 БРТ);
  • 6 декабря был потоплен транспортный корабль Ondarda (8259 БРТ);
  • 6 декабря был потоплен транспортный корабль Thetic Charlie (2276 БРТ);
  • 9 декабря был потоплен патрульный катер ВМС Пакистана Balaghat;
  • 9 декабря был потоплен транспортный корабль Mustali;
  • 9 декабря был потоплен транспортный корабль Makran;
  • 9 декабря был потоплен транспортный корабль Nordpol;
  • 12 декабря был потоплен транспортный корабль Al Abbas (9142 БРТ);
  • 12 декабря был потоплен транспортный корабль 12 AnisBaksh (6273 БРТ);
  • 12 декабря был потоплен транспортный корабль Avlos.

За всю войны пакистанским зенитчикам удалось попасть в восемь «Си Хоков», однако сбить ни одного из них не удалось, потерь по техническим причинам тоже не было.

Эксплуатанты

Германия

бундесмарине

  • 1 эскадра авиации ВМС
  • 2 эскадра авиации ВМС
Индия

ВМС Индии

  • No. 300 эскадрилья
Нидерланды

Морская авиационная служба Нидерландов

  • No. 3 эскадрилья
  • No. 860 эскадрилья
Великобритания

Воздушное Крыло Флота

  • 700 морская авиаэскадрилья
  • 703 морская авиаэскадрилья
  • 736 морская авиаэскадрилья
  • 738 морская авиаэскадрилья
  • 764 морская авиаэскадрилья
  • 767 морская авиаэскадрилья
  • 781 морская авиаэскадрилья
  • 787 морская авиаэскадрилья
  • 800 морская авиаэскадрилья
  • 801 морская авиаэскадрилья
  • 802 морская авиаэскадрилья
  • 803 морская авиаэскадрилья
  • 804 морская авиаэскадрилья
  • 806 морская авиаэскадрилья
  • 807 морская авиаэскадрилья
  • 810 морская авиаэскадрилья
  • 811 морская авиаэскадрилья
  • 812 морская авиаэскадрилья
  • 895 морская авиаэскадрилья
  • 897 морская авиаэскадрилья
  • 898 морская авиаэскадрилья
  • 899 морская авиаэскадрилья
  • 1832 морская авиаэскадрилья

Тактико-технические характеристики

Схема самолёта.

Приведены характеристики варианта FGA.Mk.6.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 12,09 м
  • Размах крыла: 11,89 м
  • Высота: 2,64 м
  • Площадь крыла: 25,83 м²
  • Масса пустого: 4208 кг
  • Масса снаряжённого: 5996 кг
  • Масса максимальная взлётная: 7325 кг
  • Двигатель: 1× турбореативный Роллс-Ройс «Нене» 103
  • Тяга: 1× 23,1 кН (2460 кгc)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на уровне моря: 958 км/ч
    • на высоте: 939 км/ч
  • Дальность полёта: 1 191 км
    • с подвесными баками: 2 253 км
  • Практический потолок: 13 564 м
  • Скороподъёмность: 29 м/с (1740 м/мин)
  • Удельная нагрузка на крыло: 232 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,38

Вооружение

  • Пушки: 4×20 мм, боезапас — 200 сн./ствол
  • Подвесное вооружение:
    • Бомбы: 2× 220 кг или
    • НАР: 10× 76 мм

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: