«СТС Медиа» (до 2004 года назывался «Story First Communications») — российский медиахолдинг. Занимается производством телепередач, кино и мультфильмов. Основан в 1989 году, первый одноимённый телеканал запущен в России в 1996-м. Штаб-квартира находится в Москве.
Продюсерская компания Story First Communications была зарегистрирована американским предпринимателем Питером Герви в 1989 году в штате Калифорния, США. В 1991 году компания выступила соучредителем российско-американской радиостанции Maximum. В 1992 году Story First приобрела 50 % акций «Шестого канала» в Санкт-Петербурге, через два года «Шестой канал» начал спутниковое вещание в режиме суперстанции: программы смогли видеть зрители некоторых других регионов, например, в Москве передачи ретранслировал канал AMTV («Марафон-ТВ»). С 1996 года «Шестой канал» стал одной из базовых станций первой российской федеральной телесети СТС.
Вещание развлекательного канала СТС в Москве началось 1 декабря 1996 года, уже на следующий год «Альфа-Групп» выкупает долю в телеканале. В 1999—2000 годах, реагируя на резкое ухудшение финансовых показателей из-за кризиса на рекламном рынке, компания продала доли в украинском телеканале ICTV, сократила иностранный персонал и привлекла дополнительный долговой и акционерный капитал от LNC (СП ЛогоВАЗ и News Corp). В 2004 году в ходе подготовки к IPO на американской бирже Nasdaq холдинг переименован в «СТС Медиа».
6 марта 2005 года помимо канала СТС начинает вещать первый общероссийский эфирный тематический канал «Домашний». IPO компании на бирже прошло 1 июня 2006 года, холдинг разместил 16,38 % акций по цене $14 за штуку (таким образом, акционеры привлекли $345,9 млн). Своего пика капитализация холдинга достигла в конце 2007 года, когда рыночная стоимость компании превышала $4,5 млрд.
В 2006 года «СТС Медиа» купили самарскую городскую телекомпанию «Орион» для использования её частоты вещания, в 2011-м — самарскую региональную телекомпанию РИО. В декабре 2007 года медиахолдинг выкупает две телепроизводственные компании: «Сохо Медиа» за $10 млн и продюсерскую фирму Константина Кикичева «КостаФильм» за $40 млн. На базе этих студий в июле 2011 года создаётся объединённая производственная компания Story First Production, её расформируют в декабре 2013 года.
В 2008 году «СТС Медиа» выходит на рынок стран СНГ. В феврале за $65 млн приобретает 20 % акций казахстанского «31 канала», после чего канал начинает вещание в формате СТС. Сразу после этого в Узбекистане холдинг совместно с «Терра групп» создаёт вещательную компанию «Соф ТС» (быстро становится убыточной и в 2010 году продаётся). В апреле 2008-го медиахолдинг приобрёл телеканал «ДТВ» у своего акционера — шведской компании Modern Times Group, в октябре 2011 года сделал его ребрендинг на «Перец» и сменил контент, а уже в ноябре 2015 года на его месте был запущен «Че». С октября 2008 года в Молдавии запущен телеканал СТС Mega, после того, как медиахолдинг приобрёл 51 % в уставном капитале группы вещательных компаний: Teledixi SRL и Muzic Ramil SRL (стоимость сделки составила $4,1 млн), но уже в конце 2014 года телеканал продан.
21 декабря 2009 года «СТС Медиа» запустил в Америке кабельный канал «СТС International» — международную версию телеканала СТС. С июня 2010 года «СТС International» работает в Израиле, с марта 2011 года — в Германии, с октября — в Латвии, Литве и Эстонии. В феврале 2012 года канал доступен в Казахстане, с апреля — в Киргизии, с мая — в Армении, Грузии и Азербайджане, с июля 2012 — в Таиланде.
В сентябре 2010 года холдинг «CTC Медиа» создал собственное российское агентство «ЭвереСТ-С» по продаже рекламы на своих каналах. В декабре 2010 года компания запустила социальную телевизионную сеть Videomore.ru с легальный доступ к контенту телеканалов «СТС Медиа» (c 2012 года на платформе были доступны проекты каналов, принадлежащих «Национальной Медиа Группе»: «Пятого канала», «РЕН ТВ», с 2017 года — «Россия-1» и «Ю»). В октябре 2011 года «CTC Медиа» открыл женский портал Domashniy.ru.
15 октября 2013 года холдинг начал вещание «Перец International» — международной версии телеканала «Перец» — сначала в кабельных сетях Республики Беларусь, а с января 2014 года в Киргизии. 14 февраля 2014 года холдинг запустил телеканал «CTC Love», его сетка изначально составлялась из архивной библиотеки СТС и телепрограмм собственного производства. Сначала канал вещал только в кабельных и спутниковых сетях, затем получил несколько региональных лицензий на наземное эфирное вещание. Летом 2014 года холдинг впервые объявил о подготовке к запуску детского телеканала «СТС Kids», но запустил только 6 июля 2018 года.
Весной 2011 года рыночная оценка компании составляла почти $1,8 млрд, цена приобретения 25,2 % акций составила $1,1 млрд. В 2011-м компания Telcrest выкупила пакет, принадлежавший «Альфа-групп».
В конце 2014 года крупнейшим акционером «СТС Медиа» была шведская компания Modern Times Group, державшая 37,9 % акций, ещё 25,2 % было у кипрской компании Telcrest, остальные 36 % находились в свободном обращении на американской бирже Nasdaq, большая часть этих портфельных инвесторов также не были российскими. Новые поправки в закон о СМИ, ограничивающие иностранный капитал в российских медиа, привёл к очередной крупной реструктуризации холдинга. Совет директоров «СТС Медиа» начал рассматривать продажу всех или существенной части бизнесов, а также почти всей иностранной доли акций компании. Сделку готовила гендиректор Юлиана Слащёва.
Летом 2015 года «СТС Медиа» получил предложение от ЮТВ (медиакомпания Алишера Усманова и Ивана Таврина) выкупить иностранную долю. Владельцы холдинга хотели рассмотреть все доступные варианты продажи активов, но ЮТВ получил в июле гарантию на эксклюзивное право вести переговоры о покупке 75 % (всё, помимо акций Telcrest) доли операционного бизнеса в России и Казахстане — это российская «дочка» ООО «СТС Инвестментс», куда холдинг незадолго до этого перевёл свои активы, включая эфирные каналы СТС, «Домашний», «Перец», «CTC Love» и «31 канал». Договор действовал до 31 августа. В июле «СТС Медиа» получил от ЮТВ необязывающее предложение, стоимостью $ 200 млн. «Ведомости» отмечает, что предложение ЮТВ оказалось единственным для холдинга. Юлиана Слащёва призвала акционеров проголосовать за этих покупателей. Сделка была закрыта в конце 2016 года за $ 193 млн (14 млрд рублей по курсу на момент сделки), медиахолдинг ушёл с биржи.
В январе 2015 года медиахолдинг купил контрольный пакет производителя видеоконтента Caramba TV, управляющего одноимённым порталом. Сумма сделки составила 150 млн рублей. В марте 2016 года «СТМ медиа» запустили «Домашний International» — международную версию телеканала «Домашний» — в кабельных сетях Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Киргизии и стран Европы.
В 2017-м Усманов продал свою 58,29%-долю в ЮТВ Таврину, а уже в декабре 2018-го холдинг ЮТВ (Иван Таврин) продала свои 75%-долю «СТС Медиа» компании АО «Медиа инвестиции». Размер сделки составил $ 269 млн (18 млрд рублей по курсу ЦБ на день сделки). Доли сделки не раскрывались.
С 2018 года «СТС Медиа» выступает соорганизатором российского отборочного этапа International Emmy Awards, а директор Муругов участвует в жюри: первый конкурс состоялся в Москве, второй — в Санкт-Петербурге (2019), третий — онлайн из-за ковида (2020), четвёртый снова в столице (2021).
В январе 2018 года холдинг стал миноритарным владельцем киностудии «Водород» — эксклюзивный партнёр «СТС Медиа» по кинопроизводству. До неё основным партнером «СТС Медиа» по фильмам была компания Yellow, Black & White (YBW), но в конце 2017 года она перешла в конкурирующий холдинг «Газпром-медиа». В июне того же года «СТС Медиа» совместно с НМГ объявили о создании единой онлайн-платформы для дистрибуции видео-контента More.tv, сервис заработал в сентябре 2019 года на базе портала Videomore.ru. Другой совместный проект с НМГ, который проходит с 2018 года, — международный творческий конкурс для молодых талантов «Питч Лаб», в котором могут участвовать авторы-дебютанты без фильмографии, а лучшие работы показывают в эфире телеканалов НМГ и на цифровых платформах «СТС Медиа».
В 2019 году депутаты Госдумы внесли на обсуждение проект закона о создании общероссийской системы интернет-трансляций. Подобный проект под названием «Витрина ТВ» с осени 2017 года развивают четыре ведущих телевизионных холдинга — «СТС Медиа» (холдинг владел 25 % акций проекта с марта 2018, а в марте 2022-го продал свою долю платформы ГПМ), «Первый канал», ВГТРК и НМГ: 15 и 22-х каналов этого проекта входят в 1-й и 2-й мультиплексы соответственно. В апреле 2022 года Роскомнадзор назначил «Витрину ТВ» единым сервисом для трансляции ТВ-каналов в интернете на пять лет.
Проекты «СТС Медиа» участвуют в международных кинорынках MIPTV и «Марше дю фильм», в российском рынке онлайн-контента «Key Buyers Event: Digital Edition» (в качестве генерального партнёра). В начале 2021 года Роскомнадзор продлил действие антипиратского меморандума, обязывающий поисковики удалять из выдачи ссылки на пиратские ресурсы во внесудебном порядке, «СТС Медиа» находится в числе подписантов со стороны правообладателей.
Последний раз холдинг публиковал финансовые показатели по итогам 2015 года, на тот момент выручка составляла 21,5 млрд рублей. Более 90 % доходов компании приносила телереклама. В конце 2014 года рынок телерекламы ушёл в минус вслед за ухудшающейся экономической ситуацией в стране, на рентабельность «СТС Медиа» повлиял закон об ограничении иностранной доли в СМИ, когда владельцы были вынуждены срочно продать часть бизнеса. Доходы «СТС Медиа» в 2015 году падали быстрее, чем рынок в целом, в том числе из-за снижения аудитории — холдинг заработал на четверть меньше. В 2015-м холдинг отмечал, что операционная прибыль упала сразу в 34 раза, в 2016-м известно только, что EBITDA выросла больше чем в три раза. Перезапуск каналов помог поднять выручку на 20 %. В 2017-м рост выручки составил 12,8 %. В 2018 году выручка юридического лица АО «СТС», на которое оформлен бизнес каналов СТС, «CTC Love» и «CTC Kids» и «Домашний», равнялась 25 млрд рублей, в 2020-м показатель снизился до 19,9 млрд.
Генеральные продюсеры
Исполнительные продюсеры
Телеканалы
Цифровые развлекательные медиаактивы
Контент и кинопроизводство
Сейлз-хаус
Телепередачи, сериалы для телеканалов и цифровых платформ, полнометражные игровые и анимационные фильмы, созданные с помощью собственных студий в разное время работы холдинга.
В 2019-м на фоне успехов мультфильмов собственного производства для «СТС Kids» холдинг запустил Дирекцию анимации, её возглавила Ксения Гордиенко.