Валентин Владимирович Овечкин (9 (22) июня 1904 года, Таганрог — 27 января 1968, Ташкент) — русский советский прозаик и драматург, журналист. Член Союза писателей СССР (1941). Участник Великой Отечественной войны.
Родился 9 (22) июня 1904 года в Таганроге в семье банковского служащего. Учился там в школе до 1917 года, работал подмастерьем у сапожника. Далее до 1920 года учился в таганрогском техническом училище, но не окончил его. С 1921 года жил в деревне у родственников, где ему приходилось батрачить, сапожничать. С 1923 года — преподаватель в школе ликбеза, затем заведующий избой-читальней в селе Ефремовка Таганрогского района.
В 1924 году Овечкин вступил в комсомол, избран секретарём комсомольской ячейки. В 1925 он был избран председателем первой в Приазовье сельскохозяйственной коммуны. Член ВКП(б) с 1929 года. С 1931 находился на партийной и профсоюзной работе (от секретаря сельского парткома до заведующего орготделом райкома ВКП(б) и председателя городского профсоюза г. Кисловодска).
Писать начал с середины 20-х годов XX века. В 1928-1929 г.г. печатал корреспонденции в газете «Красное знамя». С 1934 года становится профессиональным журналистом — разъездным корреспондентом газет юга европейской России, в том числе в армавирской городской газете «Трудовой путь» Архивная копия от 14 марта 2022 на Wayback Machine (ныне «Армавирский собеседник»), работал в редакциях газет «Армавирская коммуна», «Молот», «Колхозная правда» (Ростов-на-Дону) и «Большевик» (Краснодар), писал в основном о проблемах деревни и колхозного строительства.
Первый рассказ «Савельев» был опубликован в газете «Беднота» (1929). В 1935 году вышел его первый сборник рассказов. С 1939 года В. Овечкин стал публиковаться в московских журналах. 1941 году В. В. Овечкин был принят в Союз писателей СССР.
Во начале Великой Отечественной войны он вступил в казачье ополчение, воевал пехотным офицером, прошёл в боях от Сталинграда до Украины, работал в армейских и фронтовых газетах Крымского фронта и 51-й армии, был агитатором полка. Принимал участие в боях за освобождение Ростовской области, Донбасса и Запорожской области. В октябре 1943 года приказом политуправления Красной Армии В. В. Овечкина уволили и направили в Киев для работы в газете «Правда Украины», где он в должности писателя-очеркиста трудился до марта 1946 года.
Его фронтовые впечатления отразились в повести «С фронтовым приветом», написанной им в 1945 году. В своих произведения Валентин Владимирович, как и многие писатели тех лет, отразил уверенность многих своих современников в том, что война исправит недостатки и изъяны, имевшие место в жизни советской деревни до этого. После демобилизации в 1944—1945 годах он работал журналистом в газете «Правда Украины». В своих статьях он критиковал гибельный административно-командный стиль руководства деревней, а также бесхозяйственность и некомпетентность местных властей, этому же было посвящено и его литературное творчество. В 1946, живя в Таганроге, он написал пьесу «Бабье лето» (1947) о послевоенной украинской деревне.
В 1948 году он переселяется в город Льгов — районный центр Курской области, где продолжил своё творчество в качестве драматурга, написав, ставшую заметной, пьесу «Настя Колосова», в которой затрагивает проблему показных успехов в колхозах и сокрытия просчётов в руководстве ими.
Однако известным на всю страну Валентин Овечкин стал после цикла из пяти очерков, опубликованных в 1952—1956 годах в журнале «Новый мир» под общим названием «Районные будни», связанных общностью темы и лиц, выведенных в них: «Районные будни», «На переднем крае», «В том же районе», «Своими руками», «Трудная весна». По сути в его очерках «деловая» проза, факты реальной экономической и социальной жизни людей из глубинки, хотя и с вымышленными персонажами и измененным сюжетом, впервые в советской литературе стали предметом глубокого эстетического переживания и явлением большой литературы. Безусловно, это, как и многие другие произведения литературы того времени (так называемая «литература оттепели»), было вызвано коренными сдвигами в общественном сознании, связанными с процессами «десталинизации» страны, так называемой борьбой с «культом личности» Сталина, провозглашённой руководством СССР после XX съезда КПСС. В этих очерках показанное писателем ужасающее положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей) принимало характер обобщения и масштабной социальной критики всей советской тоталитарной системы. Хотя, конечно Овечкин в своих произведениях ни в коем случае не был убеждённым противником советского строя. Он видел главного врага советского строя в отдельных личностях, в тех, кто его извращает, то есть в бюрократах и управленцах и не только низшего звена. В своих произведениях он вывел такого бюрократа в образе 1-го секретаря райкома КПСС Борзова, что по тем временам было очень и очень смело. Хотя стоит заметить, что в последней части цикла он ставил вопрос и о необходимости системных перемен, по сути о принципиальной демократизации общества как условии его процветания.
За годы литературной жизни писатель приобрёл немало творческих друзей, был близок с Александром Твардовским, поэтом Дмитрием Ковалёвым, писателем Николаем Атаровым.
С 1958 года и до самой смерти Валентин Овечкин входил в состав редколлегии журнала «Новый мир»; немало времени отдавал работе с литераторами.
Осенью 1960 он совершил поездку на целину, в Омскую область. Он был потрясен беспорядками, творившимися под прикрытием громкой целинной кампании, бывшей на тот момент основой экономической политики государства. Его резкое выступление на Курской партконференции против волюнтаризма, субъективизма и показухи в работе партийных и советских чиновников вполне естественно вызвало негативную реакцию слушателей — этих же самых партийных чиновников, против которых эта критика и была направлена. В результате неприятностей, последовавших за его выступлением на партконференции, у него случился нервный срыв, и писатель предпринял попытку самоубийства, в результате чего он потерял глаз. В 1963-м году он переехал на жительство в Ташкент. Однако Ташкент так и не стал для Овечкина близким городом. Он не смог вписаться в местную литературную среду.
Впоследствии он хотел из Ташкента вернуться в Россию, но материальные проблемы и перенесенный инфаркт помешали этим планам осуществиться. Овечкин второй раз выстрелил в себя из ружья. Умер Валентин Владимирович в Ташкенте 27 января 1968 и похоронен на Коммунистическом кладбище города.
Биография и произведения Овечкина легли в основу пьесы А. Буравского «Говори…» (1986).
Значительным вкладом Овечкина в советскую литературу является его «деревенская проза», которую сам писатель рассматривал как средство литературной полемики, способное уменьшить разрыв между партийным руководством в сельском хозяйстве и объективной действительностью. Он обличает неразумную и бесчеловечную политику лживых обещаний и шантажа, которые применяются, чтобы заставить людей выполнять планы; он противопоставляет действия, профессионально и психологически обоснованные, направленные на благо народа, тому, что творят бюрократы-демагоги, заинтересованные лишь в собственной партийной карьере. Наиболее сильной стороной произведений Овечкина является не развитие сюжета, а умение живо, подчас с юмором, изображать при помощи диалога функционеров, чаще всего — среднего калибра; эти диалоги и вскрывают глубинные проблемы. В драматургии Овечкина именно эта слабость сюжетного развития лишает пьесы сценичности. Специфика собственного жизненного опыта придаёт диалогам Овечкина убедительность.
— Вольфганг Казак
и др.