Алексáндр Алексáндрович Опáрин (1943—2008) — российский театральный художник, сценограф, Заслуженный художник РФ (1999), главный художник Московского драматического театра им. К. С. Станиславского (1986—2008).
В 1966 г. окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1972 г. — Художественный институт (Академию) имени В. И. Сурикова, факультет театра и кино, по специальности театрально-декорационная живопись.
С 1965 г. начал работать в театрах страны как художник-постановщик. С 1975 г. — член Союза художников СССР. В 1978—1979 гг. — преподавал в ГИТИСе на кафедре изобразительного искусства.
В 1981—1983 гг. — главный художник Московского областного драматического театра им. А. Н. Островского.
С 1986 по 2008 гг. — главный художник Московского драматического театра им. К. Станиславского.
Всего А. Опарин оформил более 250 спектаклей в театрах России и других стран.
Участник многих московских, всесоюзных, международных выставок (Пражская квадриеннале 1975 и 1979 г., «Советское декорационное искусство» (Болгария, 1980), «Сценография СССР» (Варшава, 1980), «Советские художники театра» (Венгрия, 1980), Международная триеннале сценографии в Нови-Саде (Югославия, 1981), «Советская сценография» (Париж, 1982) и др.).
В 1982 г. как художник работал над телефильмом «Ассоль». (Реж. Б. Степанцев. Производство ТО «Экран»).
Последние двадцать лет особенно плодотворно сотрудничал с волгоградским Новым экспериментальным театром п/р О. Джангишерашвили, оформив более трех десятков спектаклей, среди которых: «Маскарад» М. Лермонтова (1993 г.), «Горячее сердце» А. Островского (1994 г.), «Чайка» А. Чехова (2000 г.), «Слухи» Н. Саймона (2002 г.), «Золотая карета» Л. Леонова (2003 г.), «Любовь — книга золотая» А. Толстого (2005 г.), «Квадратура любви» В. Катаева (2006 г.), «Смешные деньги» Р. Куни (2007 г.), «Метеор» Ф. Дюррематта (2007 г.)
Помимо театрально-декорационной живописи А. Опарин создал несколько десятков живописных и графических полотен: портретов, пейзажей и жанровых картин.