26.03.2023

«Вызываем огонь на себя» — советский четырёхсерийный военно-исторический телевизионный художественный фильм режиссёра Сергея Колосова, снятый в 1964 году по мотивам одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского. Приурочен к 20-летию Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Основан на реальных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны на Брянщине, во время нацистской оккупации в 1942—1943 годах.

Посвящён светлой памяти Яна Маньковского, Константина Поварова, Ивана Алдюхова, Анны Морозовой и многих других партизан, подпольщиков, разведчиков, сражавшихся и погибших на Брянщине.

Всесоюзный телевизионный показ состоялся с 18 по 22 февраля 1965 года, а в кинотеатрах страны — 18 февраля 1969 года.

Сюжет

Фильм повествует о реальных событиях времён Великой Отечественной войны, происходивших в 1942—1943 годах в немецком тылу на Брянщине, в посёлке Сеща.

Аня Морозова, двадцатиоднолетняя местная жительница, при отступлении Красной армии весной 1942 года уходит вместе с ней, но затем, вернувшись в числе других беженцев, которым не удалось добраться до своих, обнаруживает, что её дом разбомблён, а родных никого не осталось.

Аня, до войны работавшая бухгалтером в местной воинской части, устраивается прачкой на немецкий военный объект и постепенно находит своих довоенных подруг, впоследствии ставших ядром организованной ею подпольной группы. Для приближения победы Анна выходит на связь с местной партизанской бригадой, для которой она известна под псевдонимом «Резеда».

Целью советского командования является уничтожение стратегически важного военного объекта — сещинского военного аэродрома, захваченного немецкими войсками во время стремительного наступления в начале войны, где гитлеровцы разместили свою военно-воздушную базу, насчитывающую до трёхсот немецких бомбардировщиков, и откуда наносили бомбовые удары по Москве. Территория в радиусе пяти километров вокруг авиабазы превращена захватчиками в неприступную крепость.

Перед подпольной группой под руководством Морозовой ставится задача добывать ценные разведывательные сведения об авиабазе противника и передавать их через партизан в Москву, организовывать диверсии по взрыву немецких самолётов и выводу из строя другой военной техники врага.

Со временем местное подполье расширяется, становится интернациональным (советско-польско-чехословацким). Группе Морозовой удаётся найти подход к аэродрому через налаживание связи с поляками, работающими аэродромными техниками. Интернационалисты действуют дерзко: создают на аэродроме пост наведения для советских самолётов, наносящих бомбовые удары по гитлеровской авиабазе, совершают прямые диверсии, устанавливая магнитные мины в бомбовые отсеки улетающих на задание вражеских бомбардировщиков.

На след подпольщиков выходит немецкая контрразведка. Советские патриоты несут тяжёлые потери, однако, благодаря совместной операции диверсионных групп и партизан, стратегический военный объект удаётся уничтожить.

Речь в фильме идёт о реальном военном аэродроме Сеща, который был разрушен бомбовым ударом советской авиации в сентябре 1943 года в ходе операции по освобождению территории Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.

В ролях

  • Полицай (нем. Polizei) — это в переводе с немецкого на русский «полиция», а полицейский - это по-немецки «полицист» (нем. Polizist)


В эпизодах

История создания

В 1959 году Овидий Горчаков опубликовал статью в «Комсомольской правде», а через год вышла написанная в соавторстве повесть «Вызываю огонь на себя», посвящённая подвигу Анны Морозовой.

В 1963 году режиссёр Сергей Колосов по материалам повести создал радиоспектакль. Людмила Касаткина сыграла в нём роль подруги Ани. Постановка, в которой также были задействованы реальные участники событий Великой Отечественной войны, вызвала широкой отклик слушателей, создатели получили много писем, и после неё Колосов решил взяться за фильм.

Съёмки сериала прошли в 1963—1964 годах. На роль подруги Ани, красавицы Паши — официантки из казино, Колосов привлёк Изольду Извицкую. После успеха картины «Сорок первый» Извицкая не могла найти своё место в кинематографе. Она пристрастилась к алкоголю и заработала не лучшую репутацию. Тем не менее, режиссёр картины видел в роли Паши именно Извицкую и не ошибся. Актриса справилась со своей задачей. Роль подпольщицы стала одной из последних значительных работ в фильмографии Извицкой.

Премьера фильма состоялась 18 февраля 1965 года на первой программе Центрального телевидения. После показа картины ветераны войны и общественные организации обратились к руководству СССР с предложением посмертно присвоить Анне Морозовой звание Героя Советского Союза.

Технические данные

  • Чёрно-белый фильм
  • Плёнка: 33-мм
  • Изображение: широкоформатное
  • Звук: моно
  • Формат: обычный (1:1,37)

В 1990 году вышло двухкассетное издание фильма от кинообъединения «Крупный план».

Награды

  • 1966 — большой приз I Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Киеве.
  • 1966 — приз «Серебряный лавровый лист» телевидения ГДР — «за лучшую телевизионную программу года».
  • 1968 — премия Ленинского комсомола в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры — «за талантливое раскрытие темы народного героизма и пролетарского единения в борьбе против фашизма».

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: