Ташизм (фр. Tachisme, от Tache — пятно) — течение в западноевропейском абстракционизме 1940—1960-х годов. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. К ташизму близки европейская группа «КОБРА» и японская группа «Гутай». Родственно ташизму по творческому методу направление абстрактного экспрессионизма, однако время появления, география распространения и персональный состав этих течений не совпадает.

После Второй мировой войны с ташизмом часто связывали Парижскую школу, где в тот момент доминировала абстрактная живопись. Видными представителями течения были Жан-Поль Риопель, Вольс, Жан Дюбюффе, Пьер Сулаж, Никола де Сталь, Ханс Хартунг, Герард Шнайдер, Серж Поляков, Жорж Матьё и Жан Мессажье.

В оксфордском «Словаре искусства XX века» указано, что термин «ташизм» впервые использован в данном значении примерно в 1951 году. Первыми критиками, охарактеризовавшими этим словом новое искусство, называют Шарля Этьена и Пьера Гегена, а популярность он получил благодаря книге Un Art autre (1952) искусствоведа и художника Мишеля Тапи. Однако само слово применялось и ранее, например, Феликс Фенеон использовал его в 1889 году, чтобы описать работы импрессионистов.

К середине 1950-х европейские критики стали охладевать к ташизму, например, Мишель Сёфор прямо провозгласил, что неоэкспрессионистские движения, включая ташизм, зашли в тупик.

Ташизм был ответом на кубизм, а техника нанесения краски иногда напоминает искусство каллиграфии. Помимо абстрактного экспрессионизма ташизму родственно течение ар информель, в 1950-е годы названное так за отсутствие в работах форм. Ташизм выводят как ответвление ар информель. Также ташизм рассматривался как направление лирической абстракции и был проникнут трагизмом и пессимизмом, а философскую основу художественной технике давали экзистенциализм Сартра, Хайдеггера и Кьеркегора.

Работы представителей ташизма представлены в крупнейших музеях современного искусства включая Галерею Тейт в Лондоне, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Новую национальную галерею в Берлине.

Представители

Жорж Матьё

Жорж Матьё (1921—2012) описывал свою технику как психологический процесс. Он рисовал очень быстро, считая именно скорость способом достичь нужного для творчества состояния.

Вольс

Вольс (1913—1951) создавал свои работы как композицию линии, точек и пятен, наложенные поверх размытого скипидаром слоя краски. Именно его работы, как считается, вызвали появление термина «ташизм» применительно к подобному искусству.

Анри Мишо

Анри Мишо (1899—1984) работал в стиле абстрактного сюрреализма. Его способом достичь творческого состояния был приём алкоголя.

Gruppe 53

В 1953 году несколько немецких художников объединились в Gruppe 53, объявив своим направлением ташизм и на короткое время заняв ведущее положение в искусстве Западной Германии. В группу входили Питер Брюнинг, Карл Фред Дамен, Фатвинтер, Альберт Принс, Винфред Галла, Герберт Гетцингер, Питера Ройен, Герхарда Хёме. Ещё двое участников объединения, Хайнц Мак и Отто Пиене, в 1959 году вышли из него и основали группу Zero.

Другие художники

  • Бисьер, Роже (1888—1964)
  • Вельде, Брам ван (1895—1981)
  • Фотрие, Жан (1898—1964)
  • Мишо, Анри (1899—1984)
  • Поляков, Серж (1900—1969)
  • Дюбюффе, Жан (1901—1985)
  • Эрнст Вильгельм Най (1902—1968)
  • Андрей Ланской (1902—1976)
  • Камиль Бриан (1902—1977)
  • Ханс Хартунг (1904—1989)
  • Жан Базен (1904—2001)
  • Виейра да Силва (1908—1992)
  • Мишель Тапи (1909—1987)
  • Никола де Сталь (1914—1955)
  • Асгер Йорн (1914—1973)
  • Альберто Бурри (1915—1995)
  • Пьер Сулаж (род. 1919)
  • Элен Гамильтон (1920—2010)
  • Норман Блум (1921—1999)
  • Карел Аппел (1921—2006)
  • Цзао Ву Ки (1921—2013)
  • Сэм Фрэнсис (1923—1994)
  • Антони Тапиес (1923—2012)
  • Фермин Агуайо (1926—1977)
  • Пьер Алешинский (род. 1927)
  • Марлен Шпиндлер (1931—2003)
  • Евгений Рухин (1943—1976)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: