Двалы — древний кавказский народ, живший по обе стороны Большого Кавказа.

Название

В исторических источниках двалы упоминаются как двел, тобел, тубал, туал, туали, двали, валли, талы, дувал и твал. Этнонимом twal до сих пор именуются осетины, происходящие из Наро-Мамисонской котловины (осет. Туалгом). В Грузии с XI века известна фамилия отражение этнического имени двалов — Двали. Современное название туальцы, мамисонцы. У чеченцев малхистинцев — дува.

Кударцы также числятся как этнографическая группа двалов (туальцев), происходят от двалов. В. Н. Гамрекели: разъясняет здесь же сам Вахушти «жители (Ксани-Лиахви-Кударо - В.Г.) суть двалы, переселившиеся из этой Двалетии». Источник: «К Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. (В.Н. Гамрекели)»

Расселение

Плиний Старший и Птолемей локализовали двалов между Кераванскими горами (северные отроги Кавказского хребта) и рекой Ра (Волга). Соседями двалов Птолемей называл тусков и дидуров, помещая их между Кераванскими горами и Кавказом. Плиний располагал валлов/дваллов за Кавказскими воротами (Дарьяльское ущелье) в Гурдинских горах рядом со сванами, то есть в тех местах, где грузинская историческая традиция помещает историческую Двалетию. Таким образом, эти и другие античные источники размещали двалов примерно в центральной части Главного Кавказского хребта, несколько западней Дарьяльского ущелья.

Раннесредневековые источники локализуют двалов примерно там же, где и античные авторы, например «Армянская география» VII века. «Географии Грузии» — исторического труда Вахушти Багратиони, двалы обитали в Кассарском, Зарамаг, Згил, Нарском, Зругском и Закинском ущельях.

Общие сведения

Античные авторы не просто сообщали этноним двалов в перечислениях народов, но и свидетельствовали о некоторой их хозяйственной деятельности — Плиний Старший, характеризуя валлов/двалов вместе со сванами, отмечает, что они умели добывать в рудниках золото. В какой-то период двалы подверглись аланской ассимиляции, но в какое время она завершилась — не известно. Общая политическая и этническая ситуация Раннего Средневековья, по мнению советского кавказоведа Н. Г. Волковой, не предполагала широкую языковую иранизацию высокогорного населения центральной части Кавказского хребта, по крайней мере в VII веке. Аланская ассимиляция двалов могла завершится и до монгольских походов и позднее — в период XIII—XIV веков. Также не исключено вытеснение аланами древнедвальского населения и перенесении имени двалы на переселившихся сюда алан. Вахушти Багратиони сообщает в 18-ом веке, что двалы это дзурдзуки, но они утрачивают свой язык.

Крупнейшей военной победой, утвердившей место Зарамага в 17-ом веке, стало сопротивление завоевательному походу армии иранского Шаха Аббаса 1. Яростный отпор, оказанный Двалами под стенами Зарамагской крепости, заставил армию завоевателей ретироваться. Народная оценка этих событий отражена в пословице «Даже Шах отступил от Зарамагского утёса». Аббас обещал прийти с армией втрое больше, но больше не совершал попыток завоевать Зарамаг. Мамисонцы (Двалы) у соседних племён славились как непокорные и воинственные горцы.

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.) Ахмадов Явус Зайндиевич. «На вопросах о трех нахских этнонимах связанных с населением южных и северных ущелий Большого Кавказа – дурдзуки, двалы, и цанары следует остановиться несколько подробнее. Так, дурдзуки, согласно материалам Леонти Мровели в «Картлис цховреба» с первых десятилетий возникновения грузинского государства исторически занимали пространство грузинских гор от «Суанети до Дидоети», т.е. от горной Сванетии на западе, до передовых дагестанских обществ на востоке (включая тем самым и двалов).» «Фактические данные Вахушти Багратиони автора начала ХVIII в. и глубокий анализ исторических данных о Двалетии проведенный В.Н.Гамрекели в ХХ в. убеждают нас в том, что в средние века Большой Кавказ на запад от Дарьяльского пути (горная часть Северной Осетии) исторически заселяли двалы, а собственно нахоязычные дурдзуки располагались к востоку от Дарьяла. Причем Двалетия в период расцвета Грузинского царства (ХI - начало ХIII вв.) находилась под его политическим, религиозным и культурным влиянием. Также как впрочем, и Дурдзукетия (в узком географическом смысле этого термина как самой северной полосы грузинского Закавказья). Причем доводы В.Н. Гамрекели не оставляют никакого сомнения в том, что горные двалы являлись с древности и вплоть до конца ХV в. одним из нахоязычных племен. Да и в начале ХVIII в. по свидетельству Вахушти Багратиони двалы еще продолжают говорить кроме «осского» (аланского) еще и на «старом двальском языке».

А. П. Берже сообщал, что у чеченцев имеется общее самоназвание — нахче, однако он также упоминал и об имени, которое дали равнинные чеченцы всем горцам, в том числе и горным чеченцам — таули. Древнее название горных чеченцев Таули, гипотетически могло относится в том числе и к Туалам. (Двалам, Мамисонцам, Туальцам).

Хасан Бакаев. Тайна Жеро Канта. «Этноним «двалы/туалы» ученые выводят из нахского теонима «Дела», что типологически соответствует таким названиям как «халдини» («принадлежащие божеству Халди»), «маьлхи» («солнечные», «принадлежащие солнцу») и т.д.» Осетинский ученый Б.В. Техов, крупнейший знаток кобанской культуры, в своей монографии «Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э.» пишет так: «Интересно отметить, что две главные реки на территории Южной Осетии – Большая и Малая Лиахви – носят название, объясняемое из вайнахских языков. Этот гидроним в более чистой форме сохранился в осетинском языке, где он передается Леуахи (Стыр Леуахи, Чысыл Леуахи). «Леуа» по-вайнахски – снег, ледник, а «хи» – вода. Значит – это снежная (ледниковая) вода. Действительно, эти реки берут свое начало в вечных снегах, расположенных в высокогорных районах Южной Осетии. Этот гидроним (Леуахи) и некоторые другие топонимы свидетельствуют о пребывании на данной территории вайнахских племен».

Двалетия древнее название Южной Осетии, включает также горную часть Северной Осетии.

Чеченские исследователи: Валлыэто, без сомнения, чеченцы-двалы, населявшую историческую область Двалети и неоднократно упоминавшиеся в грузинских исторических хрониках. Ю. Дешерииев, выдающийся чеченский языковед, высказал предположение, что этноним двалы происходит от имени божества Дала/Дела. Не отвергая полностью предположение Ю. Дешериева, мы, тем не менее, считаем возможным предложить вниманию исследователей и собственный вариант происхождения этнонима двалы – чеченское словосочетание да латта в значении «отцов земля» или да эли – буквально «отцы князья» со смысловым значением «царские/княжеские потомки» или «потомки пророков». Источник: «Глава 3. Роль нахов (нохчи) в этногенезе и политогенезе Кавказской Албании, Хазарии и Древней Руси»

Двальские (туальские, мамисонские, кударские,) фамилии уходили в Дигорию и другие территории Осетии. Источники: «http://oss.kirimiti.ru/category/осетинские-фамилии/»

«Сваны по сей день называют территорию западной части Центрального Кавказа Малхар, в то время как для самих балкарцев используют слово савир. По-видимому, название малх-ар (малк-ар) сохранилось от древнейшего населения данной территории – малхов (малх-узов). На территории исторической Двалетии. (соврем. Южная Осетия).» Источники: «Нахи», Г.Дж.Гумба. Третья часть Первой главы (малхи).

«Сказанное в обоснование тождества талов и туал - двалов не противоречит и вполне согласуется со сказанным относительно тождества валлов и двалов. Нам представляется так, что талы это те же валли; Тал - Thalos и Валлы - Valli два варианта, две формы имени одного и того же племени, подобно позднейшим туал (осетинская форма) и двал (грузинская форма).» Источники: «К Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. (В.Н. Гамрекели)»

Письменные источники

Этноним двалы в различных формах упоминается в позднеантичных (эллинистических, римских) и армянских источниках. В грузинских источниках, помимо овсов и Овсети, неоднократно упоминаются двалы и Двалети.

  • I в. «Естественная история» (Плиний Старший) — др.-греч. Θύάλοι, лат. valli
  • II в. «Руководство по географии» (Птолемей) — др.-греч. Θύάλοι, лат. valli
  • IV в. копия с Римской дорожной карты — лат. lvali
  • VII в. «Армянская география» (Анания Ширакаци) — в форме дуалк (арм. Դուալ(ք))
  • VII—X вв. «История страны Алуанк» (Мовсес Каланкатуаци)
  • XII—XVIII вв. «Картлис цховреба»
    • XI в. «Жизнь Вахтанга Горгасала» (Джуаншер Джуаншериани)
    • не позже XIII в. «Летопись Картли» (аноним)
    • XIV в. «Мученичество Николая Двали»
  • XV в. «Памятник Эриставов»
  • XVIII в. «Географическое описание Грузии» (Вахушти Багратиони)

Этническая принадлежность

Раннесредневековая «Армянская география» ничего не сообщает об этнической принадлежности двалов, но, согласно Н. Г. Волковой, то, что в источнике двалы перечислены среди грузин-горцев, дагестанцев и чётко отделены от алан, свидетельствует о возможности включения их в круг кавказоязычных народов. Источники: «Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа».

У южных осетин (двалов) доминирует гаплогруппа J2a. «Как видно у южной части осетин доля гаплогруппы J2a увеличивается, это объясняется тем что южная часть осетин из которых многие крупные фамилии происходят из Туалгома (Центральной Осетии - Наро-Мамисонской котловины) где пикует данная гаплогруппа достигая 80-90% это такие крупные и многочисленные фамилии рода Хетага, Джиоевы, Тедеевы, Цховребовы и т.д.» Источники: «irystyrnyxas.ru Осетинский ДНК-проект - Высший совет осетин»

«Одновременно, итоги проведенной нами исследовательской работы доказывают, что грузинская историческая традиция генетически связывает их в частности с вейнахскими племенами, считая их совместно потомками Кавкасоса и «кавкасианни», что ряд других (античных) свидетельств и фактов дают основание для косвенных выводов о принадлежности двалов к собственно кавказским племенам; что лингвистические данные, добытые в процессе изучения субстрата осетинского языка в работах В.И.Абаева и анализ этимологий ряда топонимов дают основание сблизить двальский язык с вейнахскими языками. Территориально двалы еще в первых веках нашей эры соприкасаются с вейнахоязычными племенами в ущельях Терека и Арагви. Их смежность подтверждается свидетельствами Плиния Секунда, Леонти Мровели, Вахушти и рядом объективных данных (топонимика), подтверждающая бытование вейнахоязычных племен в те века в ущельях Терека-Арагви. Все эти данные приводят нас к выводу, что древние двалы этнически были ближе всего к вейнахским племенам. Однако близость не означает тождества. Ряд моментов: наличие твердо установленных топо и этнонима (Двалети и двали), наличие резко отграниченной собственной территории и др. указывает на то, что первоначально, в первые века н.э. двалы представляли собой в целом особое, своеобразное племя. Таким образом, двалы будучи сначала обособленным иберокавказским племенем, ближе всего стояли к группе Вейнахских племен. Причем под вейнахскими племенами следует разуметь не современный чечено-ингушский народ, а те этнические единицы иберокавказской природы, из которых позже сложилась вейнахская народность.» «Следовательно, по Вахушти, древнейшее население Двалетии происходит от Яфетида Кавкасоса, является племенем южного происхождения, и генетически ближайшим им племенем являются Дурдзуки. Но наличие специального топо- и этнонима Двалети - двали, не позволяет их просто отождествить с дурдзуками и указывает на то, что двалы представляли своеобразную этническую общность, несмотря на генетическую связь с дурдзуками.» Источники: «К Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. (В.Н. Гамрекели)»

Русские называют чеченцев «чеченцы», тюркские народы – «сасаны», кабардинцы – «шашаны», осетины – «цацаны», арабы – «шашани», грузины и армяне в летописных источниках – «дзурдзуки», «нахчматиане». Встречаются и этнонимы «цанары», «эры», «двалы», «кистины». Самоназвание чеченцев – «нохчи», встречается и в древних манускриптах наших кавказских соседей (армян и грузин), и в летописных источниках индоевропейских и ближневосточных народов. Источники: «Самоназвание и национальная символика чеченцев»

«Пахрудин Арсанов, руководитель днк проекта Chechen-Noahcho-Dna-Project объяснил, что по генетике у Двалов нахские корни. Основная масса j2 Двалов имеет родство с Вайнахами, однако Двалы ближе всего и больше по генетическим данным связанны именно с Чеченцами. Генетические ветви Двалов сходятся в своём большинстве с Чеченцами Нашхойцами, не мало связей с Чеченцами Малхистинцами и в меньшей степени Ингушами. Генетик объяснял также следующее: Нет гаплогрупп присущих национальностям, это метки, классификация, есть ветки внутри разных гаплогрупп. Родственные предки могут быть и у J2, и у G и у Q.» Источники: «Chechen-Noahcho-Dna-Project, Главное руководство - Пахрудин Арсанов.»

Язык

О языке двалов существует несколько версий. Грузинский учёный Гамрекели, Вахтанг Николаевич о языке Двалов: «двалы, будучи сначала (до языковой иранизации) обособленным иберокавказским племенем, ближе всего стояли к группе вайнахских племен, причем под вайнахскими следует разуметь не современный чечено-ингушский народ, а те этнические единицы, из которых позже сложилась вайнахская народность». Вахушти Багратиони о языке двалов:

Язык у них древне-двальский и ныне говорят на собственно осском, ибо язык черкезов другой.

Религия

Вахушти Багратиони о религии двалов:

В старину все они по вере были христианами и составляли паству Никозели, главным же образом двальцы, но в нынешнее время двальцы только именуются христианами, ибо соблюдают великий пост, почитают и поклоняются иконам, церквам и священникам, а во всем другом несведущи. Не имеют священника и остаются некрещенными, кроме тех, которые получают крещение в Карталинии и Раче.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: