20.10.2022

ЛиАЗ-6213 — сочленённый низкопольный городской автобус особо большой вместимости производства Ликинского автобусного завода, первый в России автобус такого типа, являющийся заменой модели ЛиАЗ-6212. Предназначен для крупных городов с интенсивным и сверхинтенсивным пассажиропотоками. Серийное производство начато в 2008 году, с ноября 2014 года по октябрь 2016 года производство было заморожено.

По состоянию на август 2022 года, выпущено более 6500 экземпляров, они эксплуатируются в Алма-Ате, Астане, Белове, Великом Новгороде, Кемерове, Киселёвске, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченске, Москве, Нижнем Новгороде, Рязани, Санкт-Петербурге и Тюмени. В Междуреченске, Новокузнецке, Новомичуринске, Новомосковске, Ноябрьске, Оленегорске, Прокопьевске и Тольятти работали в качестве служебных. Некоторое время использовались в Вологде, Воронеже и Северодвинске. В июле 2019 года один автобус прибыл на испытания в Уфу. Основная доля этих автобусов была поставлена с завода в Москву: не менее 2000 экземпляров, 74% от общего количества выпущенных.

Модификации

С дизельным двигателем

ЛиАЗ-6213.00

Первый экземпляр ЛиАЗа-6213 был выпущен в 2004 году, в этом же году его впервые продемонстрировали публике на «Мотор-Шоу 2004». Первый российский низкопольный сочленённый автобус на тот момент имел силовой агрегат, идентичный ЛиАЗу-6212 — Caterpillar-3126E, расположенный поперечно, автоматическую трёхступенчатую коробку передач фирмы Voith модели Diwa D 863.3E с угловым редуктором, портальные мосты Rába, узел сочленения Hübner HNGK 19.5 и прислонно-сдвижные двери. Он так и остался единственным ЛиАЗом-6213 модификации .00. В 2008 году данный кузов был переделан в троллейбус, получив индекс ЛиАЗ-6213Т (позднее ЛиАЗ-6236). Машина была отправлена на испытания в болгарский город Пловдив, в дальнейшем работала некоторое время[уточнить] в болгарском городе Перник. Начиная с 2016 года, троллейбус стоял без движения во Львове, но 18 июля 2019 года был перевезён в Луцк.

ЛиАЗ-6213.20

В 2007 году на базе опытной модели ЛиАЗ 6213.00 создан новый автобус, получивший обозначение модификации .20. От опытной модели он отличался новым двигателем MAN D0836 LOH02, автоматической коробкой передач ZF Ecomat 6 HP 504 C, портальными мостами ZF: ведущий мост — ZF AV-132/87, средний мост — ZF AVN-132, — передний мост ZF RL-85A, рулевой механизм — ZF 8098 Servokom. Также изменилась планировка задней части салона по причине смены расположения двигателя на продольное. Автобус получил заводское обозначение 6213.20 и проходил испытания в 14-м автобусном парке Москвы.

С 2008 года начался серийный выпуск данных машин. Такие автобусы поступали в Москву и Санкт-Петербург в 2008—2010 гг. В 2008—2012 гг. салоны ЛиАЗов для Москвы собирались на заводе Тушино-Авто. Дизайн салона с каждой поставкой видоизменялся. В поставке 2008—2009 гг. отделка салона была выполнена серым пластиком, с зелёными поручнями и сиденьями с синим кожзаменителем. В поставке 2009—2010 гг. цвет сидений стал светло-коричневым. Кроме того, появились «выпуклые» двери со сплошным остеклением (чего не было в первых поставочных сериях). В мае-июне 2010 года (третья поставка) снова обновлен дизайн и окраска салонов. Кабина и отделка салона не темно-серая, а светло-бежевая. Пол стал зелёного цвета с желтыми вкраплениями, поручни стали жёлтого цвета вместо зелёного. Сиденья синего или тёмно-зелёного цвета из ткани. Светильники стали иной формы, с расположением по центру в виде линии. Несколько изменилась и схема окраски экстерьера. Также впервые на городские автобусы были установлены стеклопакеты. Кроме того, на автобусы стал устанавливаться двигатель MAN D0836 LOH40, который стал работать значительно тише, уровень шума снизился. Один из автобусов ЛиАЗ-6213.20, поставленный в Москву в 2010 году, пришёл с кондиционерами и был направлен в 17-й автобусный парк. Последние автобусы данной модели поступили в 2012 году в Санкт-Петербург, во 2-ой и 7-ой автобусные парки СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Начиная с 2014 года начались списания автобусов данной модификации (первые два — № 06958 и № 17302 — в результате пожара и ДТП), в 2015 году было списано три автобуса данной модификации (два из них — № 10172 и № 15280 — в результате пожара и износа оборудования), в 2016 году было списано два автобуса данной модификации (по причине пожара и ДТП; № 7444 из Санкт-Петербурга и № 14255 из Москвы). Массовые списания автобусов данной модификации начались с весны 2018 года по причине износа оборудования. На данный момент все автобусы данной модификации в Москве отстранены от эксплуатации.

ЛиАЗ-6213.21

Первый автобус был построен в 2008 году, работает в настоящее время в Тюмени. В дальнейшем автобусы выпускаются с декабря 2010 года. Отличия от ЛиАЗ-6213.20 заключаются в оснащении двигателем MAN D0836LOH55 (Евро-4) вместо MAN D0836LOH40 (Евро-3). Также у данных машин стоит салон нового образца, разработанный ООО «КОРА» (Набережные Челны): появились другие сиденья, новая конструкция поручней и светильники нового типа. Первая партия таких автобусов в качестве испытаний поступила в количестве 10 штук в 14-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» в конце 2010 года. Пассажиры 14 АП, сделали пожелание о установке в автобусах салонных кондиционеров и уже с лета 2011 года автобусы данной модели оснащаются головной оптикой фирмы Hella и двумя кондиционерами (первоначально марки Spheros, затем Konvekta), сиденья Pilot заменены на сиденья Тушинского машиностроительного завода.

В 2012 году в Москве сгорел совершенно новый автобус № 14180, но из-за новизны его списывать не стали и взамен него изготовили новый кузов и поставили VIN-номер и госномер на новую машину.

В 2013 году 30 автобусов данной модификации были поставлены в Вологду, но позже были изъяты лизинговой компанией из-за невыплаты лизинговых платежей. В апреле 2016 года три автобуса из этой партии поступила в Воронеж (ООО ТК «Автолайн+») и до конца ноября 2018 года работали на маршруте № 64, однако по причине дороговизны эксплуатации снова вернулись в Ярославль, и затем были переданы в Великий Новгород.

В мае 2016 года другая часть автобусов из этой партии (8 штук) поступила в Северодвинск (перевозчик ООО «Юкас»). В декабре 2016 — апреле 2017 года третья часть автобусов из этой же партии (13 штук) поступила в различные автобусные парки Великого Новгорода.

С 2020 года начался вывод автобусов данной модификации из эксплуатации. Часть из них в 2021 году была передана в регионы (в Ростов-на-Дону и Рязань, 19 и 35 единиц соответственно). Последний город стал первым, кто подготовил и выпустил на линию первые единицы из поставки, ими стали № 201283 (получил № 0723), № 201286 (получил № 0727) и № 201185 (получил № 0783). Все автобусы работают на маршруте № 17.

ЛиАЗ-6213.22

Весной 2012 года на выставке Busworld Russia (Нижний Новгород) был представлен автобус ЛиАЗ-6213.22 в раскраске, аналогичной автобусам, предназначенным для скоростных автобусных экспресс-маршрутов г. Москвы. Автобус имеет двигатель MAN D0836 LOH64, отвечающий экологическому стандарту Евро-5, коробку передач ZF EcoLife 6 AP 1200 B и опытную планировку салона с увеличенным количеством посадочных мест (41 посадочное место вместо 31 у серийных автобусов), и затем прошёл испытания в заводских условиях. Испытания прошли успешно, и в 2013 году автобусы модификации ЛиАЗ-6213.22 запущены в серийное производство.

В начале июня первый ЛиАЗ-6213.22 прибыл в Нижний Новгород, где прошёл обкатку и запущен в эксплуатацию. Работает на 1-м маршруте. В дальнейшем администрация города планировала приобрести 35 таких машин, но в итоге общее число закупленных автобусов — 30 штук.

Начиная с осени 2014 года, автобусы, поставляемые в Москву, красятся в синий цвет, на остальные регионы — в белый.

Серийное производство модификации ЛиАЗ-6213.22 прекращено в связи с увеличением стоимости цены двигателя MAN. В 2016 году планировалось запустить в серийное производство автобус модификации ЛиАЗ-6213.22-77 с тем же мотором, что у ЛиАЗ-5292.22-77. В связи с активизацией процесса импортозамещения, осенью того же года стартовало производство модификации ЛиАЗ-6213.65-77 с двигателем ЯМЗ.

В Москве началось массовое списание автобусов данной модификации, преимущественно путём продажи в регионы РФ.

ЛиАЗ-6213.22-01

Данная модификация автобуса оборудована учебной кабиной в салоне автобуса. Всё остальное совпадает с ЛиАЗ-6213.22.

ЛиАЗ-6213.65

ЛиАЗ-6213.65-77

Модификация сочленённого автобуса в рестайлинговом варианте кузова на базе автобуса ЛиАЗ-5292.65-77. Был увеличен проход в хвостовой части автобуса, добавлено третье сидение перед шахтой двигателя, увеличена шахта двигателя, изменена оптика передка и задка автобуса. Запуск автобуса в серийное производство стартовал в середине сентября 2016 года.

Первые 50 «гармошек» данной модификации прибыли в московский 17-й автобусный парк в октябре 2016 года. В конце 2016 года прибыли ещё 65 автобусов данной модификации по контракту жизненного цикла, а с марта 2017 года начались поставки автобусов указанной модификации в некоторые автобусные парки и филиалы.

В мае 2017 года начат выпуск автобуса в новой версии задней секции кузова, отличающейся полностью низкопольным исполнением (убрана ступенька у третьей двери, за счет смещения третьей двери назад) и увеличением длины автобуса.

ЛиАЗ-6213.65-79

В конце 2017 года начат выпуск новой модификации автобуса с новой приборной панелью и новым бортовым компьютером фирмы Continental, с электрорегулировкой рулевого колеса. В ней установлены два монитора в салоне автобуса, четыре USB-зарядки для смартфонов, система кругового видеообзора. В автобусах отсутствуют вентиляционные люки в потолке автобуса, установлен дополнительный световой указатель. Маршрутный указатель приподнят вверх, внизу во время остановок высвечивается надпись: STOP и пассажир на лестнице, которая раньше гасла при отъезде от остановок (после перепрограммирования заменена на надпись «СПАСИБО»). Вследствие установки дополнительного указателя в области заднего стекла, установлен пластмассовый заменитель окна. Кроме этого, добавлены кнопки открытия дверей пассажирами так и снаружи, так и внутри автобуса. Кнопки включаются в работу по усмотрению водителя. В целях повышения удобства пассажиров было решено отказаться от установки трех сидений перед шахтой двигателя. С конца 2017 года автобусы поступают в Москву в ГУП «Мосгортранс», половина из которых — на площадку «Силикатная» филиала «Западный» (бывший 5-й автобусный парк) ГУП «Мосгортранс» из-за перехода на контракт жизненного цикла (КЖЦ). Модификация 2018 года выпуска также претерпела ряд некоторых изменений — помимо вышеупомянутых изменений, теперь кондиционеры окрашиваются вместе с кузовом в голубой цвет.

В конце 2018 года стартовал выпуск обновлённой модификации, внешне отличающейся маршрутоуказателями светло-зелёного цвета, аналогично установленным в электробусах ЛиАЗ-6274.00 2018 года выпуска. В связи с отказом от турникетного режима в наземном транспорте Москвы, сиденья в салоне автобуса комплектуются в общем порядке, что и для регионов России (а именно — возвращены сиденья на передние арки). Ряд изменений внесён в систему информационного оповещения пассажиров — вместо табло с бегущей строкой используется ещё один монитор, аналогично применяемый для трансляции внутреннего контента. Окрас поручней аналогичен электробусам 2018 года выпуска. Сам валидатор переехал ближе к первой двери, к тому же поменялись кнопки подачи сигнала водителю, они стали намного меньше по размеру. Теперь при нажатии кнопки сигнала водителю, звучит звуковая сигнализация. Над дверьми появился дополнительный индикатор красного цвета. На крыше автобусов появилось дополнительное оборудование спереди у первой двери, например громкоговоритель. Начиная с новых поставок, надпись «СПАСИБО» под задним маршрутоуказателем стала мигать.

Автобусы, производимые с 2019 по март 2020 гг. также имеют обновление. Маршрутоуказатели теперь разных цветов, сзади автобуса маршрутоуказатель стал меньше, надпись СПАСИБО стала больше. Партия данных автобусов начала поступать и тут же выходить на линию Площадки Введенская филиала «Черёмушкинский» ГУП Мосгортранс из-за перехода данной площадки на «КЖЦ».

ЛиАЗ-6213.65-80

Данные автобусы оборудованы учебной кабиной, дизайн перегородки которой аналогичен обычной, но имеет несколько «сплющенный» облик вследствие расположения относительно оси кузова. Помимо этого, учебная кабина стала немного больше, чем на предыдущих учебный автобусах ЛиАЗ-6213.22-01. Вследствие установки кабины инструктора, пришлось изменить в салоне расположение некоторых сидений. Всё остальное совпадает с модификацией ЛиАЗ-6213.65-79. Автобусы данной модификации стартовали в серийное производство в конце 2017 года.

ЛиАЗ-6213.65-97

Автобусы, производимые с марта 2020 года имеют ещё одно обновление — теперь передок идентичен электробусам ЛиАЗ-6274, задок идентичен автобусам предыдущих поставок, салон автобуса идентичен салону предыдущей модификации. Автобусу была присвоена новая модификация. Кроме Введенской площадки филиала «Черёмушкинский», автобусы новой модификации пойдут и на Новокосинскую площадку филиала «Восточный», а также Очаковской площадки Филиала «Юго-Западный». Первые автобусы новой модификации уже поступили на Очаковскую площадку Филиала «Юго-Западный», а также в филиал «Южный». Начиная с 21 ноября 2020 года автобусы новой модификации приступили к обслуживанию автобусных маршрутов Очаковской площадки филиала «Юго-Западный». По состоянию на июль 2021 года, таких автобусов для Москвы было выпущено свыше 200. В автобусах последних поставок салон автобуса идентичен модели НефАЗ-5299-40-52, а также присутствует большой монитор сбоку у второй двери.

С газовым двигателем

ЛиАЗ-6213.67-79

Модификация сочлененного автобуса на базе модели ЛиАЗ-5292.67 с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-53604-40. Предусмотрена установка коробки передач ZF 6AP-1400B либо Voith Diwa D 864. Запуск в серийное производство планировался в июле 2018 года, но из-за отсутствия заказов в данной комплектации был изготовлен всего лишь один выставочный экземпляр, а ГУП «Мосгортранс», планировавший закупить партию газовых автобусов, отдал предпочтению автобусам ЛиАЗ-6213.71-79 с двигателем MAN.

ЛиАЗ-6213.70

Первый экземпляр автобуса данной модификации был выпущен в 2008 году. Отличия от ЛиАЗ-6213.20 заключаются в двигателе Cummins CGe4-280 и автоматической коробке передач Allison T-325R. Газовые баллоны расположены на крыше кузова.

10 таких автобусов работали в 11-м автобусном парке Москвы. Салон девяти автобусов аналогичен 6213.20 поставки 2010 года. Десятый автобус, получивший бортовой номер 11487, изначально был выставочным экземпляром, именно на нём впервые были показаны новый салон и новый дизайн передней маски кузова для автобусов семейства ЛиАЗ-6213. По причине серьёзных проблем с эксплуатацией двигателей модели Cummins CGe4-280 в ГУП «Мосгортранс», вместо данной модификации с 2012 года закупается модификация ЛиАЗ-6213.71 с двигателем MAN.

ЛиАЗ-6213.71

Автобусы данной модификации оснащаются газовым двигателем модели MAN E0836 LOH01 и коробкой передач модели ZF Ecolife 6 AP 1200 B. Для города Москвы автобусы модели ЛиАЗ-6213.71 оборудуется климат-системой, оборудованием ГЛОНАСС, автоматизированной системой контроля проезда, датчиками температуры, маршрутоуказателями, электронным цифровым тахографом с возможностью считывания персональных карточек водителя. В кабине водителя и в салоне установлены видеокамеры для контроля за ситуацией в автобусе. После разрыва газового баллона типа КПГ/CNG-2 09.05.2013 года на автобусе 11 АП ЛиАЗ-5293.70, все газовые автобусы Москвы были временно отстранены от эксплуатации. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели автобуса в Москве была поэтапно полностью восстановлена. У автобусов были полностью заменены газовые баллоны на более безопасные.

ЛиАЗ-6213.71-79

Модификация сочленённого автобуса на базе автобуса ЛиАЗ-5292.71-79 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в рестайлинговой версии кузова. Салон и компоновка сидений аналогичен «дизельному» собрату ЛиАЗ-6213.65-79 конца 2018 года выпуска. Запуск автобуса в серийное производство стартовал в апреле 2019 года. Автобусы данной модификации эксплуатируются в Москве на эксплуатационной площадке «Левобережная улица» филиала ЗелАК.

ЛиАЗ-6213.71-80

Модификация автобуса на базе ЛиАЗ-6213.71-79 с учебной кабиной инструктора, выпускаемой для Москвы, эксплуатационной площадки «Левобережная улица» филиала ЗелАК.

Троллейбусы на базе ЛиАЗ-6213

В кузове ЛиАЗ-6213.00 в 2008 году были построены троллейбусы ЛиАЗ-6236, МТРЗ-6232 (3690) и СВАРЗ-6234 (3699) (все по одному экземпляру).

СВАРЗ-6234

Машина 3699 работала на троллейбусных маршрутах Филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс» (бывш. ФАТП) г. Москвы и передана в музей в июне 2019 года, машина 3690 списана в апреле 2015 года.

ЛиАЗ-6236

Троллейбус сделан на авторемонтном заводе в городе Дупница в 2008 году, в кузове первого опытного экземпляра российского автобуса ЛиАЗ-6213.00, получил индекс ЛиАЗ-6213Т (позднее ЛиАЗ-6236). Машина была отправлена на испытания в болгарский город Пловдив, в дальнейшем работала некоторое время[уточнить] в болгарском городе Перник. Начиная с 2016 года, троллейбус стоял без движения во Львове, но 18 июля 2019 года был перевезён в Луцк.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: