19.10.2022

Джан Мария Волонте (итал. Gian Maria Volonté; 9 апреля 1933 — 6 декабря 1994) — итальянский актёр театра и кино, один из наиболее прославленных актёров Италии. Обладатель многочисленных национальных и международных кинопремий, призёр трёх крупнейших кинофестивалей планеты — Каннского, Венецианского и Берлинского.

Биография

Волонте родился в Милане 9 апреля 1933 года, но детство провел в Турине. Его отец Марио Волонте был родом из Саронно (провинция Варезе) (в 1944 году он стал командиром фашистской бригады, боровшейся с партизанами-коммунистами), а его мать Каролина Бьянки происходила из богатой миланской семьи промышленников. У Джана Марии было несчастливое детство: его семья оказалась за чертой бедности после ареста отца, объявленного виновным в убийстве партизан во время войны и позже умершего в тюрьме. Чтобы свести концы с концами, мать Волонте стала сдавать в аренду их большой дом и продавать оставшиеся ценности.

Молодой Джан Мария, бунтарь по характеру, бросил школу в возрасте 14 лет и решил найти работу, чтобы поддержать бедную мать. Проработав почти два года во Франции сборщиком яблок, Волонте вернулся в Италию. Как раз в это время страстный любитель литературы, он открывает для себя произведения Камю и Сартра. Из-за материальных проблем в шестнадцать лет Волонте нанимается в странствующую театральную труппу на должность помощника секретаря и камердинера. Но этот опыт пробуждает в нём страсть к актёрской игре, и в 1954 году он отправляется в Рим для поступления в Национальную академию драматического искусства, где Джана Марию вскоре отметили как очень талантливого молодого человека. В 1957 году Волонте, студент академии, обрёл первый актёрский опыт под руководством Франко Энрикеса в телевизионной драме «Окаменелый лес» (по мотивам пьесы Роберта Шервуда), а затем под руководством Коррадо Паволини — в «Федре» (по мотивам одноимённой трагедии Жана Расина).

Джан Мария Волонте окончил Национальную академию драматического искусства в Риме в 1957 году. В сезоне 1957/1958 года дебютировал на сцене в Милане в «Федре» Расина и в пьесе Кальдерона «Поклонение Кресту». На телевидении сыграл Рогожина в постановке «Идиота» Достоевского, в театре — Ромео в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Ещё один опыт обращения актёра к русской классике — «Дядя Ваня» Чехова (1962).

Карьера в кинематографе

В кино Джан Мария Волонте снимался с 1960 года. Известность ему принесли спагетти-вестерны Серджо Леоне и комедия Марио Моничелли «Армия Бранкалеоне» (единственная комическая роль актёра). Однако в дальнейшем Волонте предлагали преимущественно серьёзные драматические роли.

Имя Волонте — члена ИКП — неразрывно связано с расцветом итальянского политического кино в конце 1960-х — 1970-х годах. Он снимался у ведущих мастеров этого направления: Дамиано Дамиани, Франческо Рози, Джулиано Монтальдо, Джузеппе Феррара, Элио Петри, Карло Лидзани. К наиболее значительным достижениям Волонте относится роль безымянного инспектора полиции (Доктора) в фильме Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», неоднократно признававшаяся самой сильной в карьере артиста. Не менее яркой оказалась роль Президента в другом фильме Петри — «Тодо модо»; мастерски выполненный в духе трагифарса рисунок роли не мог не вызвать у зрителя ассоциаций с видным политическим деятелем Италии Альдо Моро.

Во Франции Волонте снялся также в одном из фильмов анархистской «Группы Дзиги Вертова», лидером которой был Жан-Люк Годар. Существует легенда, что на съёмках фильма «Ветер с Востока» Годар неоднократно подступал к Волонте с вопросом: «Кто больше сделал для разрушения Системы — Сталин или Мао?», — на что актёр неизменно отвечал: «Арлекин!» [1].

Джан Мария Волонте в роли Лулу Масса (фильм Э. Петри «Рабочий класс идет в рай»)

Отбор ролей

Джан Мария Волонте очень внимательно подходил к отбору ролей, исходя прежде всего из своей гражданской позиции. Например, он отказался от участия в таких признанных шедеврах мирового кино, как «Крёстный отец» Копполы и «Двадцатый век» Бертолуччи, отдав предпочтение остросоциальному фильму чилийского режиссёра Мигеля Литтина, вынужденного в годы правления Пиночета жить за рубежом.

Роли знаменитых личностей

По указанным причинам Волонте так и не сыграл роль Казановы в знаменитом фильме Феллини, хотя такой замысел у режиссёра существовал. Зато ему довелось сыграть других знаменитостей: Микеланджело, Караваджо, Джордано Бруно, Песталоцци, Бартоломео Ванцетти и Альдо Моро.

Последние годы

В последние годы жизни Волонте довелось сняться в интересной роли алхимика Зенона (фильм бельгийского режиссёра Андре Дельво по роману Маргерит Юрсенар «Философский камень»; более точный перевод — «Стадия нигредо»), а также тележурналиста Фонтана в картине не менее известного швейцарского режиссёра Клода Горетта «Смерть Марио Риччи». Высокую оценку критики заслужила последняя работа выдающегося актёра: роль диктатора в фильме испанского режиссёра Хосе Луиса Гарсии Санчеса «Тиран Бандерас» по одноименному роману Валье-Инклана.

Также Волонте принимал участие в политической жизни Италии: он состоял в Итальянской коммунистической партии, а на выборах в 1992 году был выдвинут от Демократической партии левых в избирательном округе Рим-Витербо-Латина-Фрозиноне, но не был избран.

Волонте умер в Греции на съёмках фильма знаменитого греческого режиссёра Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса». Церемония прощания состоялась в городке Веллетри (близ Рима), где он проживал, однако по желанию актёра прах его был захоронен под деревом на маленьком кладбище на острове Магдалины (у берегов Сардинии). Роль хранителя синематеки в Сараево, предназначавшуюся для Волонте, в итоге сыграл шведский актёр Эрланд Юзефсон.

Фильмография

Награды

  • 1983 — приз за лучшую мужскую роль в фильме «Смерть Марио Риччи» на МКФ в Каннах
  • 1987 — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля Серебряный медведь за лучшую мужскую роль в фильме «Дело Моро»
  • 1987 — премия Пазинетти за лучшую мужскую роль МКФ в Венеции в фильме «Мальчик из Калабрии»
  • 1991 — почётный приз «Золотой лев» за вклад в киноискусство на МКФ в Венеции

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: