Мультимедийная журналистика — направление в современной журналистике, в основе которого лежит распространение контента через два и более каналов коммуникации или в нескольких форматах через сеть Интернет. Это явление тесно связано с процессом конвергенции в СМИ, который обеспечивает слияние технологий, используемых для передачи данных, и слияние различных типов медиа. Мультимедийная журналистика оказала большое влияние на процесс создания и потребления контента.
Полноценной мультимедиатизации журналистики предшествовало стремление человека сочетать различные способы и каналы информации. Об этом свидетельствует, например, характер протожурналистики в Древнем Риме. Первые информационные сообщения (афиши, объявления) высекались на камне, меди и мраморе, или выводились на специально для этого выбеленных стенах домов или на деревянных дощечках. Подобные носители информации могли включать в себя помимо текста рисунки и барельефы, что свидетельствует не только об использовании различных платформ вещания, но и конвергенции как минимум двух способов коммуникации — письменной и визуальной.
Более серьезно процесс мультимедиатизации СМИ заметен уже только в XX веке на примере случаев слияния радио и печати, когда газетные новости исполнялись диктором, или использования ранним телевидением формата «мыльных опер», изначально популярном на радио.
По-настоящему серьезный толчок развитию мультимедийной журналистки дало появление и широкое распространение сети Интернет, начиная с 90-ых годов XX века она развивается непрерывно. Тогда же более однозначно проявился переход от конвергенции, как механического соединения разнородных информационных сред, к мультимедийности, соединяющей новые формы и методы работы журналиста. Однако и этот процесс требовал времени, поначалу печатные издания, выходившие в интернет, не имели своего сайта, а ограничивались электронными версиями в виде простых текстовых файлов. С появлением в 1994 году первого интернет-браузера начали формироваться мультимедийные сайты изданий, которые выполняли в основном представительские функции и могли быть наполнены только справочной информацией об авторах и редакции. Материалы зачастую публиковались в виде анонса или в сокращенной версии. Журналистика пыталась адаптироваться под новый формат. И одним из этапов адаптации стало создание совместных проектов с другими СМИ и онлайновыми службами. Постепенно, на рубеже XX и XXI веков сайты становятся «сложнее», наполняются мультимедийным контентом, появляется возможность добавлять голосования, рейтинги. Площадки в Интернете начинают конкурировать со «старыми», традиционными СМИ, появляются онлайн-проекты, изначально не имеющие «офлайн» версии, в России это были, к примеру, проекты Газета.Ru и Lenta.Ru. К тому же стала очевидна инвестиционная привлекательность интернет-изданий, относительно недорогих и обладающих широким информационно-коммуникативным потенциалом. С 2005 года сайты изданий начинают приобретать статус полноценных СМИ, интернет-аудитория к тому времени с 1999 года выросла на 350%. На рынке бумажных газет параллельно наблюдалось падение тиражей и отток рекламодателей. В ответ на эти вызовы редакции печатных изданий начинают реконструировать свои сайты, создавать и публиковать контент по новым законам онлайна, создают отдельные интернет-редакции.
На данный момент мультимедийная журналистика прочно утвердилась как отдельное направление в журналистике, она оказала серьезное влияние на специфику создания контента, на работу редакции и характер потребления информации.
Влияние на контентСегодня у пользователей есть возможность участвовать в создании контента, развивается блогосфера, социальные сети, что создает высокую конкуренцию между профессиональными журналистами и пишущими пользователями. Для поддержания этой конкуренции средствам массовой информации приходится привлекать и удерживать внимание читателя новыми способами, как правило, визуальными — инфографика, иллюстрации, фотографии. В этой ситуации рождается так же главный жанр мультимедийной журналистики — мультимедийный лонгрид. Он возникает в условиях постепенной утраты пользователем способности к линейному восприятию текста, поэтому текст необходимо визуализировать, сделать из него комплекс из текста, инфографики, видеороликов, интерактивных иллюстраций, встроенных цитат и т. д. Все это призвано «погрузить» читателя в событийный ряд материала, создать у него эффект присутствия. Текст как таковой перестает быть ключевым элементом.
Влияние на работу редакцииСпецифика создания контента в рамках мультимедийной журналистки задало определенные правила и для работы редакции. Поскольку сегодня для потребителя ключевыми факторами являются скорость и разнообразие способов подачи информации, в редакции возникает необходимость в работе «универсального журналиста». Такой специалист производит (не упаковывает) контент, используя один из или сразу несколько методов — запись видео, аудио, он может фотографировать, брать небольшие интервью — универсальный журналист не создает чистую «статью» или «сюжет», он поставляет в редакцию «сырье», из которого потом будет сделан материал. Он способен работать для любой платформы, может быть не закреплен за конкретным СМИ, что существенно экономит ресурсы.
Мультимедиатизация журналистики принципиально меняет традиционные функции профессионального журналиста и редакции, перед редакциями встает вопрос, как мотивировать журналистов выполнять за те же деньги новый (и зачастую более сложный) набор задач. К тому же увеличивается масса вторичной, «клонированной» информации, уменьшается поле для творческой самореализации журналиста. Сокращение штата и требование высокой скорости создания информации порождает определенные психологические проблемы — стресс, повышенную напряженность.