Городская церковь Святого Иоанна (нем. Stadtkirche St. Johann) — евангелическая церковь в Шаффхаузене, одно из двух самых крупных сакральных строений города. Является частью швейцарского участка пути Святого Иакова.
В истории строительства церкви Святого Иоанна условно выделяют 6 этапов:
В 1261 году церковь в Шаффхаузене была освящена в честь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, а в 1529 году, когда в Шаффхаузене вслед за Цюрихом, Берном и Базелем была проведена Реформация, церковь Святого Иоанна перешла в собственность государства и стала отныне приходской. С 1831 года права собственности принадлежат городской общине.
В 1990 году после завершения реставрационных работ, длившихся 7 лет подряд и обошедшихся в 12 млн франков, состоялось освящение церкви Святого Иоанна, и теперь в ней — благодаря её акустике и вместимости — помимо воскресных и праздничных богослужений регулярно проводятся концерты органной и оркестровой музыки, фестивали, посвящённые творчеству Баха.
Здание церкви в целом является пятинефной базиликой, основная часть которой имеет форму выпуклого четырёхугольника, в котором все стороны имеют разную длину и ни один угол не является прямым. По своей максимальной ширине — 34 метра — она находится на третьем месте во всей Швейцарии, но своим внешним обликом — как это однажды заметил известный швейцарской историк культуры Иоганн Рудольф Ран (нем. Johann Rudolf Rahn) — напоминает скорее громадную деревенскую церковь. На выбеленных стенах отсутствуют какие-либо декорации, за исключением изображений Девы Марии и апостола Иоанна, открытых при реставрации в нише возле ризницы и относящихся к началу XVI века, а также солнечных часов.
В башне, примыкающей к хору с севера и имеющей высоту 68 метров, находятся 4 колокола, самый старый из которых датируется 1464 годом. Башенные часы с красно-чёрным циферблатом и золочёными стрелками установлены со всех четырёх сторон её третьего этажа.
Решающее влияние на современный интерьер церкви Святого Иоанна оказала Реформация, одержавшая верх в Шаффхаузене: её сторонники «освободили» церковь от чуждых их религиозному восприятию органа, картин и алтарей, закрасили настенные фрески, замуровали ниши со скульптурами (при реставрации башни, к примеру, удалось открыть фигуру Девы Марии с ребёнком Иисусом, относящуюся, по-видимому, к XIV веку), запретили захоронения на церковном кладбище, переобустроив его под торговую площадь. Всего за три года церковь лишилась всякого рода украшений: «Побрякушек и безделушек больше не стало, лишь Слово одно было там в своей силе».
Многочисленные работы по обновлению и реставрации церкви, начатые уже в середине XVI века, внесли свои изменения в первоначальный замысел архитекторов средневековья: были убраны эмпоры и лекторий, заменены двери и окна, кресла и покрытие пола в хоре, смонтированы системы освещения и обогрева воздуха. Во время последних реставрационных работ среди прочего были установлены гидравлическая концертная сцена и новые места для сидения на 1040 человек.
Внутрь церкви можно попасть через любой из пяти её входов, четыре из которых — с южной и северной сторон здания — выполнены в виде порталов. Если воспользоваться северо-восточным входом в церковь, то по часовой стрелке можно проследовать через следующие её части:
На стене слева от органа находится позднеготическая фреска, выполненная примерно в 1500 году и изображающая Крестный путь Иисуса Христа. Из немногочисленных деталей интерьера, добавленных уже в послереформационное время, можно отметить рельефы на потолке центрального нефа с фигурой апостола Иоанна на острове Патмос и над входом в хор с кантональным гербом и изречением «Бог — наша надежда» (лат. Deus spes nostra est).
Первый орган, упоминавшийся еще в XV веке, был удалён из церкви Святого Иоанна в ходе Реформации, объявившей этот музыкальный инструмент «папской кифарой и манком к антихристианскому римскому богослужению», а довершение ко всему органные трубы были переплавлены в кувшины для вина. Лишь в 1879 году швейцарский мастер Иоганн Непомук Кун (нем. Johann Nepomuk Kuhn) установил на западных эмпорах новый орган, который в 1990 году был заменён на инструмент с механической трактурой, тремя мануалами и 66 регистрами, изготовленными преимущественно из материала своего предшественника, при этом корпус был сдвинут почти на три метра назад. Не только знаменитые музыканты и дирижёры высоко ценят превосходную акустику церковного помещения, но и слушатели (как, например, Альберт Швейцер) отмечают мягкое и чистое звучание церковного органа.