«20.12» («Двадцать двенадцать») — семнадцатый студийный альбом рок-группы «Алиса», вышедший в сентябре 2011 года. Первые продажи диска начались на автограф-сессиях Константина Кинчева, которые прошли 25 сентября в Москве и 26 сентября в Санкт-Петербурге. В «20.12» много клавишных партий, поэтому он был сделан практически усилиями двух участников группы: Константина Кинчева и Дмитрия Парфёнова.
По словам Константина Кинчева, технологически альбом является логичным продолжением вышедшего в 2010 году альбома «Ъ». Также лидер группы «Алиса» рассказал, почему «20.12» вышел именно в 2011 году:
«Так наоборот, было искушение не опоздать. Потому что если он вышел бы в двенадцатом году, то это уже как бы немножко с точки зрения журналистики вчерашняя новость. А мы с опережением идём и выпускаем в конце 11 года. Чтоб весь 12-й год работал. Первую песню я написал по-моему в декабре 2009-го. Альбом выходит вот осенью 11-го. „Твёрдый знак“ был записан, просто чего на месте-то стоять? Тем более если процесс увлекает и песни идут. Для меня он абсолютно логичное продолжение альбома „Твёрдый знак“. По процессу технологическому».
В 2013 году альбом был переиздан на грампластинке, тираж напечатан в Германии.
31 марта 2011 года на встрече с молодёжью в Центральном доме журналиста в рамках «Православного лектория» Константин Кинчев сказал, что новый альбом уже записан, но ещё не сведён. Тогда же впервые было озвучено название будущего альбома — «Двадцать двенадцать». Ранее, до того, как была написана одноимённая песня, рассматривался и другой вариант названия: «Война и Мир»: «Скажем так: в этом альбоме я выражаю определённые претензии к миру. В нём будет песня „Война“ и песня „Мир“. Возможно, я его так и назову — „Война и мир“». Весь альбом был сделан практически вдвоём: усилиями Константина Кинчева и Дмитрия Парфёнова, лидер «Алисы» работал в программе «Logic».
Далее участники «Алисы» ждали, пока у немецкого саунд-продюсера Джема выделится свободное время для работы над материалом. 4 августа Кинчев, Левин и Парфёнов отправились в Германию на сведение альбома. По непредвиденным обстоятельствам музыканты приступили к работе только 16 числа и за один день свели сразу четыре песни. 19 августа закончилось сведение, был произведён мастеринг, и на следующий день музыканты отправились домой. В один из этих дней квартиру, где остановились музыканты, обокрали: пропали кредитные карты местных хозяев и 2000 евро, при этом конверт с главной денежной суммой в сумке Константина Кинчева остался незамеченным.
Альбом вышел в свет 25 сентября. В этот день подарочное издание «20.12» можно было приобрести в клубе «P!PL» в Москве, а также 26 сентября в ДС «Юбилейный» в Санкт-Петербурге во время автограф-сессии Константина Кинчева.
В центре обложки альбома изображена девочка, держащая в руке пять красных воздушных шаров. На первых двух шарах — надпись «20», на третьем — знак молнии, и на последних двух — надпись «12». По словам И. Смирнова, девочка символизирует «хрупкости бытия». Изображение девочки с шарами нанесено и на самом диске. Оформлением обложки занимался В. Цветков (J group).
Подарочное издание альбома оформлено в виде DigiBox. Внутри книжки в рамках двенадцати страниц представлены сведения об исполнителях, тексты песен и рисунки.
Эпиграфом к буклету альбома стал стих из книги Откровения святого апостола Иоанна Богослова (глава 20: стих 12):
«И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».
Эпиграф представлен на первой странице буклета, под ним можно увидеть надпись «2012» в стиле граффити.
Такая же надпись «2012» в стиле граффити изображена и на оборотной стороне обложки альбома.
Слова и музыка всех песен Константин Кинчев.
30 сентября 2011 года на «Нашем радио» в течение дня звучали песни с нового альбома, а также комментарии Константина Кинчева к ним. Спустя 2 дня — 1 октября на официальном сайте группы «Алиса» была размещена полная версия разговора на «Нашем радио» в преддверии радиопрезентации альбома 20.12. В полной версии разговора так же даются комментарии к песням «Шейк» и «Капля Солнца», которые не попали в эфир:
«Это мои руны. А я себя напрямую ассоциирую с Севером. Я вообще считаю, что мы — северный народ, и географически неправильно делить нашу страну на Евразию, как сейчас модно. Как сейчас министр обороны вообще сказал. Вычеркнув название нашего государства, он сказал, что мы многонациональное евразийское государство. Мне как-то в таком государстве жить не хочется. Я хочу жить в северной стране под названием Русь. Знать свою историю, гордиться своей национальностью, своей культурой».
«Двадцать-двенадцать. Это не будущий год. Можно подумать и так, конечно, но прочтений масса, и я предоставляю свободу прочтения каждому слушателю. Эта календарная дата наступит. То есть следующий год будет — это само собой. А что он возьмёт — откуда ж мне знать? Я не думаю, что это [конец света] ерунда, потому что любой христианин — он воспитан на том, что он ждёт конца света. Потом другое дело, что когда он наступит — не знает ни один человек. О дне и часе знает только сам Господь Бог. Но, бодрствовать и держать себя в ощущении готовности — ну так, полезно для человека. И эта песня о том, что, в общем, полезно помнить о том, что это может возникнуть в одночасье и может застать тебя врасплох».
«А потому что, кто окунулся в эту реку лжи, зависти, стяжательства и человеконенавистничества, чем от обычных людей отличаются государственные мужи, им за всё и ответ держать надо будет. А как же ещё?».
«Властьимущие живут в башне из слоновой кости и видят мир искаженным. Это королевское кривозеркалье. Любая власть этому подвержена. Нет ни одного нормального государства на земле. И быть не может. Потому что люди нормальные быстро превращаются в какие-то собственные тени. Был человек, а стал своей тенью, и тень начинает доминировать. Всё человеческое пропадает, и появляется государственный муж, он рулит процессами, а это так интересно, это же колоссальная работа. С другой стороны, было бы всё проще, если б я знал, как рулить процессом. Одно я понимаю точно — если ты попадешь во власть, или она тебя съедает, или ты становишься как они. Любой порядочный человек, который хочет изменить ситуацию к лучшему, через месяц начинает лоббировать интересы нескончаемых потоков, которые его заносят, заносят, заносят».
Строчка «жажда жизни в капле солнца» подразумевает надежду на изменение .
«То есть это уже такая констатация, горели леса там, всё-всё горело, и я ещё раз такую острастку жизненную…и просто зафиксировал событие, как это может происходить в одну секунду. Кто же ещё, как не молодость, выдержит эти катаклизмы и может быть ответственности напитается».
Константин Кинчев назвал альбом «сбалансированным», добавив, что в нём «достаточно и лирики, и угара».
По словам директора «Алисы», в альбоме нашли компромисс «старое» и «новое» группы.