01.07.2022

The Elder Scrolls (сокращённо — TES; в переводе с англ. — «Древние свитки») — серия компьютерных ролевых игр, разрабатываемых студией Bethesda Game Studios и выпускаемых компанией Bethesda Softworks. Игры серии объединены общей, детально проработанной вселенной и предоставляют игроку большую свободу, позволяя по собственному усмотрению посещать различные области и города вымышленного фэнтезийного мира и самостоятельно искать интересные места и задания. Четыре игры серии — Morrowind (2002), Oblivion (2006), Skyrim (2011) и Online (2014) — получали в соответствующие годы награды «Лучшая игра года» от различных изданий.

История

Работа над серией началась в 1992 году, когда сотрудники компании Bethesda Softworks, ранее специализировавшейся в основном на спортивных играх, приняли решение изменить жанр своей будущей игры Arena, сделав её ролевой игрой вместо файтинга. Под влиянием игр Ultima Underworld и Dungeons & Dragons компания разработала масштабную, открытую, но в конечном счёте вторичную ролевую игру с видом от первого лица The Elder Scrolls: Arena, которая вышла в свет в 1994 году для DOS. Так началась история серии, в основу которой был положен принцип «будь, кем хочешь и делай, что хочешь».

Следующая игра из серии The Elder ScrollsThe Elder Scrolls II: Daggerfall — была выпущена в 1996 году. На фоне Arena, имевшей весьма умеренный успех, Daggerfall был более амбициозным проектом. В Daggerfall была предпринята попытка создать живой трёхмерный мир размером с две Великобритании и построить ролевую систему, основанную на развитии навыков, а не накоплении очков опыта. Однако амбициозность Daggerfall сослужила ему плохую службу: игра, поспешно выпущенная в свет, была переполнена ошибками («багами») и имела чрезмерно высокие по тем временам системные требования, чем заслужила неофициальное название «Buggerfall» — от слов bug и fall. По словам одного из комментаторов, несмотря на то, что Daggerfall имел большой коммерческий успех, «игра, тем не менее, основана на плохом коде».

После выхода Daggerfall Bethesda до 1998 года не занималась разработкой продолжения, вместо этого выпустив игры The Elder Scrolls Legends: Battlespire в 1997 году и The Elder Scrolls Adventures: Redguard — в 1998 году. Обе игры имели несравнимо меньший масштаб: Battlespire представляла собой путешествие по подземельям, а Redguard была игрой в жанре action-adventure с видом от третьего лица и линейным сюжетом. Игры продавались плохо, и Bethesda оказалась на грани банкротства. Только благодаря инвестициям, последовавшим после поглощения студии компанией ZeniMax Media в 1999 году, Bethesda вернулась к жизни.

Для работы над The Elder Scrolls III: Morrowind Bethesda утроила количество сотрудников и снова сделала ставку на высокие системные требования. Morrowind вернулся к традиционному нелинейному и обширному игровому миру и включал ландшафты и артефакты, проработанные вручную, а игровой мир был всё же меньше, чем в играх-предшественниках. Morrowind был выпущен для Xbox и Windows в 2002 году и имел успех как среди критиков, так и среди играющей публики: к середине 2005 года было продано 4 миллиона экземпляров игры. Вскоре, в конце 2002 — середине 2003 года, были выпущены два дополнения: The Elder Scrolls III: Tribunal и The Elder Scrolls III: Bloodmoon.

Сразу после релиза Morrowind, в том же 2002 году, началась работа над The Elder Scrolls IV: Oblivion. Игра работает на движке GameBryo, который является улучшенной версией NetImmerse, использовавшегося в предыдущей игре серии. Сильными сторонами Oblivion должны были стать лихо закрученный сюжет, улучшенный искусственный интеллект, основанный на собственной разработке Bethesda — Radiant AI, улучшенная физика, основанная на движке Havok, и впечатляющая графика. Игра была выпущена для Windows и Xbox 360 в начале 2006-го, для PlayStation 3 — в начале 2007 года. В конце 2006 — начале 2007 года Bethesda выпустила два дополнения для Oblivion: The Elder Scrolls IV: Knights of the Nine и The Elder Scrolls IV: Shivering Isles.

27 апреля 2009 года Bethesda Softworks анонсировала выход двух романов по вселенной The Elder Scrolls авторства Грега Киза. Первый роман, The Infernal City: An Elder Scrolls Novel (рус. Адский город), вышел 24 ноября 2009 года.

Очередная игра серии, The Elder Scrolls V: Skyrim, была анонсирована 11 декабря 2010 года на мероприятии Spike TV Video Games Awards, где был показан первый тизер-трейлер. За несколько месяцев до этого, в августе 2010 года руководитель разработки игры Тодд Говард сообщил, что Bethesda начала работу над очередной частью серии The Elder Scrolls сразу же после выхода Oblivion, и что компания перешла от стадии планирования и проработки концепции к активной разработке Skyrim после выхода Fallout 3 (2008). The Elder Scrolls V: Skyrim была выпущена 11 ноября 2011 года для Windows, PlayStation 3 и Xbox 360. Она получила ряд наград как «Лучшая игра 2011 года» от IGN, Spike Awards и других изданий и организаций. Skyrim использовала новый игровой движок Creation Engine, разработанный внутри Bethesda. Действие Skyrim происходит спустя двести лет после событий Oblivion, в северной провинции Скайрим, на фоне гражданской войны; главный герой игры, «Драконорождённый», пытается защитить Скайрим от дракона Алдуина. В 2012 году были выпущены три загружаемых дополнения к игре: Dawnguard, Hearthfire и Dragonborn. 28 октября 2016 года вышло переиздание The Elder Scrolls V: Skyrim — Special Edition для Windows и игровых консолей PlayStation 4 и Xbox One, получившее улучшенную графику и возможность установки модификаций на консоли.

10 июня 2018 года на E3 2018 состоялся официальный анонс игр The Elder Scrolls VI и The Elder Scrolls: Blades.

Сеттинг и игровой мир

Действие игр серии The Elder Scrolls происходит в вымышленной игровой вселенной. Основным местом действия выступает материк Тамриэль и прилегающие к нему острова, которые расположены на планете Нирн. Тамриэль не является единственным материком на планете, но является единственным непосредственно показанным в играх. Вокруг Нирна совершают вращение 2 естественных спутника — Массер и Секунда, а сам Нирн вращается вокруг солнца.

Помимо Мундуса (плана смертных), измерения, где расположен Нирн, в играх показаны измерения Этериус, план богов, и Обливион, план Даэдра, поделённый на несколько областей, каждой из которой правит Принц Даэдра.

Население

На материке Тамриэль проживает множество различных рас. В последних играх серии в качестве играбельных выступают десять рас: четыре из них — бретонцы, имперцы, норды и редгарды — являются людскими, ещё три — альтмеры, босмеры, данмеры — эльфийскими, и ещё две — каджиты и аргониане — звероподобными, похожими на животных семейства кошачих и рептилий соответственно. На происхождение последней расы, орсимеров (орков), в играх серии не дается единого ответа. В то же время не все подвиды каджитов и аргониан являются играбельными, лишь те, что своим строением наиболее похожи на людей. Например, среди различных видов каджитов присутствует подраса альфиков, которые похожи на обычных домашних кошек.

Перечисленные расы не являются единственными, которые проживают на Тамриэле и на Нирне в целом. Так, непосредственно на Тамриэле проживают людская раса предельцев, звероподбные расы ламий и минотавров и так далее, а на соседних островах и континентах проживают такие расы, как морские эльфы, слоады и прочие. В то же время некоторые расы, упомянутые во внутриигровой литературе являются вымершими на момент событий игр. Например, раса двемеров полностью исчезла в результате катаклизма до событий игр серии, раса котрингов вымерла в результате распространения смертельно опасного гриппа, а раса снежных эльфов деградировала в фалмеров.

Хронология

Официальная хронология игр серии на момент выхода Skyrim насчитывает шесть эр: Эра Рассвета, Меретическая, Первая, Вторая, Третья и Четвёртая. Действия хронологически первой игры, The Elder Scrolls Online, происходят во времена Второй Эры, события Arena, Daggerfall, Morrowind и Oblivion разворачиваются в Третьей Эре, а Skyrim является хронологически последней игрой серии на данный момент — её сюжетная кампания начинается во времена Четвёртой Эры. Временной промежуток между хронологически первой и последней играми составляет примерно 1000 лет. События не показанные непосредственно в играх серии, описываются в различной внутриигровой литературе, а также в книгах, написанных по лицензии.

В качестве начальных дат новых эр выбираются даты событий значительно повлиявших на весь континент или всю планету. Так, Третья эра начинается, когда Тайбер Септим объединил все территории Тамриэля под знаменем единой одноимённой империи, а заканчивается спустя 433 года в результате событий, описанных в The Elder Scrolls IV: Oblivion — Кризиса Обливиона и пресечение династической линии Септимов в связи со смертью всех наследников. Продолжительность одного дня и одного года в последних играх серии равны земным.

Бестиарий

Начало бестиарию вымышленной вселенной TES было положено ещё в первой игре серии, Arena. Небольшой бестиарий этой игры был описан в отдельной главе руководства к ней. Бестиарий Daggerfall во много раз обширней такового в Arena. Появляются такие создания, впоследствии перешедшие в бестиарий Morrowind, как дреуги, атронахи, спригганы и др. Создания первой главы серии также присутствуют в Daggerfall. Некоторые монстры впервые появились в играх вне основной линейки игр: в Redguard (двемерские механизмы) и Battlespire (даэдра).

В бестиарии Morrowind много оригинальных созданий, не имеющих аналогов как в реальной фауне, так и в бестиариях других фэнтезийных миров, и не присутствующих в других играх серии. В «Интервью Человека-Скелета с жителями Тамриэля» — выдержанном в игровом стиле тексте от разработчиков, — отмечается своеобразие фауны Морровинда, объясняемое географической изоляцией провинции от большей части материка и вулканической деятельностью. Оригинальность игровой фауны Morrowind отмечал журнал «Игромания». Ещё одна запоминающаяся особенность мира TES, впервые появившаяся в Redguard и детально проработанная в Morrowind, — двемерские механизмы, агрессивные механические существа, сохранившиеся от вымершей расы двемеров. Несколько новых монстров было добавлено в первом аддоне к Morrowind — Tribunal, действие которого происходит в городе Морнхолд на материковой части Морровинда. Действие второго аддона Bloodmoon разворачивается на покрытом снегом острове Солстхейм, с фауной, резко отличающейся от таковой в исходной игре (и более близкой к фауне реального мира). Аддон добавляет большое количество новых монстров, причём высокоуровневых, как отмечает журнал «Навигатор игрового мира».

Бестиарий следующей игры серии, Oblivion, частично основан на всех предыдущих играх серии, включая Morrowind (например, иерархия даэдра по большей части совпадает в третьей и четвёртой главах «Древних Свитков»).

Оборотни и вампиры

Оборотни в качестве игровых монстров, а также возможность превратиться в оборотня игроку, заразившемуся ликантропией, появились в Daggerfall. В Morrowind разработчики отказались от введения в игру оборотней, как не соответствующих сюжету и атмосфере игры, что вызвало недовольство игроков. Однако оборотней и возможность ими стать добавляет аддон Bloodmoon. Т. Хорев отмечает, что становиться оборотнем в Bloodmoon игроку невыгодно. В Oblivion нет ни оборотней, ни возможности ими стать. В Skyrim можно стать оборотнем в ходе квестов за Соратников.

Вампиры как один из трёх сильнейших игровых монстров появились ещё в первой игре серии. Во второй игре серии была введена возможность для игрока самому стать вампиром. Эта возможность есть и в Morrowind, где вампиризм реализован иначе. Игрок может стать вампиром и в четвёртой главе TES, где реализация вампиризма снова была изменена. Дополнение Dawnguard для The Elder Scrolls V: Skyrim посвящено вампирам и вампиризму.

Модификации

Для The Elder Scrolls III: Morrowind, Oblivion и Skyrim были разработаны кодово-рендерные редакторы плагинов The Elder Scrolls Construction Set и The Elder Scrolls V Creation Kit.

Восприятие

Игры серии получали положительные отзывы от рецензентов и игровых сайтов. Многие игры получили всеобщее признание, некоторые — статус культовых игр.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: