Келбали Хан Эхсан Хан оглы Нахичеванский (азерб. Kəlbəli Xan Ehsan Xan oğlu Naxçıvanski; в некоторых документах Калбалай-Хан-Эксан-Хан-Оглы) (1824 — апрель 1883) — российский военачальник, генерал-майор (14.09.1874). Отец генерал-адъютанта генерала от кавалерии Гусейн Хана Нахичеванского.

Начало военной службы

В возрасте тринадцати лет, «по повелению императора Николая I» Келбали Хан был принят в Пажеский Его Императорского Величества корпус в Санкт-Петербурге. Однако завершить учёбу ему не удалось. Серьёзно заболев, он вынужден был вернуться на родину в Нахичевань. Через некоторое время, восстановив здоровье, Келбали Хан начал службу в рядах Кянгерлинской конной милиции (Конница Кянгерлы). В 1848 году будучи уже начальником Кянгерлинской конной милиции, он принял участие в Дагестанской экспедиции. Свой первый офицерский чин Келбали Хан получил в 1849 году. Из приказа военного министра:

С.-Петербург. Марта 31-го дня 1849 года. №8. По иррегулярным войскам: По Высочайшим повелениям. Производится: За отличие: В делах противу Горцев. В прапорщики: Кянгерлинской конной милиции, Нахичеванский житель: Начальник милиции Калбалай-Хан.

14 апреля 1851 года он был назначен младшим чиновником особых поручений при Эриванском военном губернаторе, а с 13 декабря того же года Келбали Хан Нахичеванский — старший чиновник особых поручений при Эриванском военном губернаторе. 30 января 1853 года был произведён в подпоручики. Осенью того же года была вновь сформирована Кенгерлинская конная милиция, начальником которой 25 октября того же года был назначен Келбали Хан.

Крымская война

Во время Крымской войны 1853—1856 годов в составе Кавказского корпуса Келбали Хан участвовал в боевых действиях на Кавказско-Малоазиатском театре военных действий. 14 мая 1854 года подпоручик Нахичеванский был назначен начальником Эриванской бекской дружины, сменив на этом посту своего старшего брата капитана Исмаил Хана. Эриванская бекская дружина вошла в состав Эриванского отряда русских войск. 17 июля 1854 года 5-тысячный Эриванский отряд под командованием генерал-лейтенанта барона К. К. Врангеля разбил в сражении на Чингильских высотах 16-тысячный турецкий корпус Селима-паши и занял Баязет.

«За отличие в делах с турками» 4 декабря Келбали Хан был произведён в поручики. 15 апреля следующего года он был удостоен ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени за конную атаку 17 июля 1854 года на Чингильских высотах. Из описания подвига:

Подпоручик, начальник Эриванской бекской дружины. При атаке неприятельской батареи, офицер этот, находясь в голове командуемой им дружины, не взирая на убийственный картечный и ружейный огонь, вскакал на батарею, собственноручно изрубил несколько артиллеристов и взял с бою одно орудие.

Межвоенный период

В 1856 году поручик Келбали Хан в числе других посланцев Кавказа и Закавказья представлял Эриванскую губернию на церемонии коронации императора Александра II в Москве. 26 августа того же года высочайшим указом с чином поручика его перевели в Лейб-гвардии Гусарский полк, с оставлением в должности старшего чиновника особых поручений при Эриванском военном губернаторе. В 1857 году персидским шахом был пожалован орден Льва и Солнца 2-й степени. 12 апреля 1859 года за отличие по службе был произведён в штабс-ротмистры. В сентябре того же года был назначен состоять при Кавказской армии. 3 апреля 1860 года Келбали Хан получил звание ротмистра. С 22 июня 1862 года по 9 июля 1867 года являлся инспектором земской стражи Эриванской губернии. 19 апреля 1864 года Келбали Хан был произведён в полковники. С 3 июня вновь назначен был состоять при Кавказской армии.

В марте 1871 года был удостоен ордена Св. Станислава 2-й степени, а также пожалован императорской короной к этому ордену. 14 сентября 1874 года Келбали Хан «за отличие по службе» был произведён в генерал-майоры, с зачислением по армейской кавалерии и с оставлением при Кавказской армии. 22 сентября 1875 года высочайшим приказом за выслугу в офицерских чинах 25 лет был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом.

Русско-турецкая война

Генерал-майор Келбали Хан Нахичеванский в 1878 году

После начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов, приказом по Кавказскому военному округу от 10 мая 1877 года генерал-майор Келбали Хан Нахичеванский был назначен командующим Конно-иррегулярной бригадой, образованной из Эриванского и Куртинского (Курдского) конно-иррегулярных полков. Бригада вошла в состав Эриванского отряда русских войск и имела задачей прикрытие государственной границы от возможного вторжения неприятеля на территорию Эриванской губернии. Во время обороны Баязета в июне 1877 года генерал-майор Келбали Хан Нахичеванский, по существу, был единственным связующим звеном между осаждённым гарнизоном и командованием русских войск. 5 июня им были направлены на подкрепление баязетского гарнизона четыре сотни Эриванского конно-иррегулярного полка во главе с полковником Исмаил Ханом Нахичеванским. Из телеграммы генерал-майора Келбали Хана Нахичеванского Эриванскому военному губернатору генерал-майору М. И. Рославлеву от 10 июня 1877 года:

Сейчас получил следующую записку от коменданта города Баязета через тайно пробравшегося человека, высланного 8-го июня в 9 часов по полудни;

все войска наши 6-го числа, с 10 часов утра, окружены в крепости Баязет; турки бомбардируют; положение критическое, главное нет ни капли воды; урон у нас большой; Пацевич ранен, Ковалевский убит; у кавалерии все лошади взяты неприятелем; из отряда нам нет помощи; поскорее помогите нам, а то все пропало; патронов очень мало, штурмы неприятеля пока отбивают…

Считаю слишком рискованным с отрядом из 4-х рот, 150 казаков, без орудий идти на выручку, тем более, что сначала нам приходится взять штурмом город, который занят неприятелем. Ожидаемых же войск из Александрополя и из Эриванского отряда до сих пор нет.

Не дождавшись подкреплений, Келбали Хан принял решение двигаться на Баязет. Из рапорта генерала Хана Нахичеванского Эриванскому военному губернатору генерал-майору М. И. Рославлеву от 14 июня 1877 года № 54:

В ожидании прибытия на помощь для совместной выручки баязетского гарнизона колонны генерал-майора Лорис-Меликова, я, оставив на Чингильских высотах для этой позиции одну сотню Елизаветпольского конно-иррегулярного полка, 12 числа в 6 часов утра, с вверенным мне отрядом, состоящим из 4-х рот, в числе 657 человек Крымского, Ставропольского полков и Эриванского местного батальона, 71-го человека пешей милиции Эриванской губернии, под начальством начальника пехоты полковника Преображенского, и кавалерии — 170 казаков от разных частей, конно-иррегулярных полков Эриванского — одну сотню, конных охотников из Эриванской губернии — 57, Эриванско-Куртинского полка — 35 и две сотни Елисаветпольского полка с начальником кавалерии подполковником Перепеловским и с прибывшим ко мне в отряд адъютантом Его Императорского Высочества полковником Толстым, — выступил с Чингильских высот к Баязету. В 3 часа пополудни, не доходя до Баязета 3-х верст, движение мое было замечено неприятелем; для чего турки выступили навстречу и открыли с нами перестрелку, продолжавшуюся до 8-ми часов вечера; я же видя невозможность пойти далее, или занять на месте позицию, отступил верст на пять до разоренной деревни Караджа, где при речке Ташлы-чай расположил отряд на бивак. 13-го числа, в 7 часов утра, я заметил, что неприятель как со стороны Баязета, так и Тепериза наступает большими силами пехоты и кавалерии. Видя превосходство сил его и не имея удобной позиции для обороны, я предпочел отступить на более выгодную позицию; но неприятель ожесточенно начал преследовать нас и намеревался обходить наши фланги … Не допустив неприятеля к достижению своей цели, я до 2-х часов пополудни, отступая под сильною перестрелкою, перешел дер. Карабулах и в 2-х верстах от неё, занял крепкую и выгодную для обороны позицию, с которой, благодаря распорядительности начальников частей, стойкости и меткой стрельбе пехоты и сводного ракетного взвода, быстрому своевременному движению казаков в левый фланг неприятеля, — отражались все атаки неприятеля, который видя невозможность обойти или преодолеть нас, с 5-ти часов пополудни начал отступать; я же, пробыв до 8-ми часов вечера на этой позиции, отступил на Чингильские высоты, где, дав войскам отдых и оставив наблюдательный пикет, в 12 часов ночи прибыл на Орговский пост. Потери с неприятельской стороны, по доставленным мне сведениям, 112 убитых и 40 раненных; с нашей стороны убитых нижних чинов — 13, казаков — 3 и милиционеров — 2 и без вести пропавших нижних чинов — 3; лошадей убитых — 7.

Наконец, 22 июня, Келбали Хан получил долгожданное подкрепление, но тем не менее, двинуться к Баязету не смог. Из сообщения Эриванскому военному губернатору генерал-майору М. И. Рославлеву от 23 июня 1877 года:

Вчера ко мне на Чингильские высоты прибыли две роты, дивизион артиллерии и три сотни казаков, а в 9 часов вечера получил от полковника Морозова письмо следующего содержания:

«приехал из отряда принц персидский; говорит, что Тергукасов сегодня ночует в нашем Караван-сарае в самом бедственном положении, идет на Игдырь. Вам же невозможно двинуться на Баязет, а следует воротиться на помощь Тергукасову».

Вследствие этого я прибыл в Игдырь, донес Тергукасову, прошу распоряжения.

Генерал Кельбали-хан Нахичеванский.

После снятия блокады, отряд Келбали Хана Нахичеванского ещё некоторое время продолжал выполнять задачи по обороне Эриванской губернии. Из телеграммы генерала Тергукасова великому князю Михаилу Николаевичу от 9 июля:

Вследствие изменившихся обстоятельств и новых о неприятеле сведений, предположение о переводе вверенного мне отряда на Тауз-куль и Абаз-гель не могло быть осуществимо. Соображения военные заставляют сосредоточить большую его часть на Чингильском перевале и его окрестностях … Для обороны западной части Эриванской губернии от Абдурахмана до Абаз-геля мною назначен генерал Келбали-хан, которому я подчинил Талынский и Кульпинский батальоны Таманского полка, шесть сотен казаков и милицию…

Из предписания генерала Тергукасова командиру бригады 1-й Кавказской кавалерийской дивизии генерал-майору князю А. Щербатову от 31 июля 1877 г.:

Прилагая при сем в копии донесение генерал-майора Келбали-хана Нахичеванского, командующего войсками от Каравансарая до Кульпы, прошу вас сегодня же выступить со вверенной вам колонной по направлению на Кульпы к селению Пирлю (Пирали) для подкрепления отряда генерал-майора Келбали-хана... Хотя генерал-майор Келбали-хан и ниже вас в чине, но, как ему во всех подробностях известны и все обстоятельства дела и самоя местность, то, по соединении с ним, вы имеете необходимо руководствоваться его указаниями...

В октябре 1877 года в составе Эриванского отряда Келбали Хан участвовал в сражении и разгроме турецких войск под командованием Мухтар-паши, пытавшихся преградить путь русским войскам к Эрзеруму на перевале Деве-Бойну. 11 декабря того же года «в награду отличного мужества и храбрости, оказанных в делах с турками в апреле, мае и июне сего года, при защите Баязета и при освобождении от осады Баязетского гарнизона» генерал-майор Келбали Хан был удостоен ордена Св. Владимира 3-й степени с мечами. 2 июня 1878 года «в награду отличного мужества и храбрости, оказанных в делах с турками в составе Эриванского отряда, в июне 1877 года». Келбали Хан получил орден Св. Станислава 1-й степени с мечами.

13 июля 1878 года был назначен командующим 2-й Сводной кавалерийской дивизией. 8 декабря 1878 года «в награду отличного мужества и храбрости, оказанных в деле с Турками под Деве-Бойну 23 октября 1877 года» генерал-майор Келбали Хан был пожалован императором Александром II золотой саблей с надписью «За храбрость» с алмазами. 24 января 1879 года в награду «отличного мужества и храбрости, оказанных в разновременных делах с Турками в 1877 году», был удостоен ордена Св. Анны 1-й степени с мечами.

Последние годы

С 25 июля 1878 года до первой половины марта 1880 года Келбали Хан командовал 2-й бригадой 1-й Кавказской кавалерийской дивизии. Однако ухудшившееся состояние здоровья не позволило Келбали Хану продолжить службу в строю. 16 марта 1880 года он сдал командование бригадой и был назначен состоять в распоряжении Главнокомандующего Кавказской армией великого князя Михаила Николаевича, с зачислением по армейской кавалерии.

Келбали Хан Эксан Хан оглы Нахичеванский скончался в апреле 1883 года в чине генерал-майора в возрасте 59 лет.

Военные чины

  • Прапорщик (31.03.1849)
  • Подпоручик (30.01.1853)
  • Поручик (04.45.1854)
  • Штабс-ротмистр (12.04.1859)
  • Ротмистр (03.04.1860)
  • Полковник (19.04.1864)
  • Генерал-майор (14.09.1874)

Награды

  • Орден Святого Георгия 4 степени (15.04.1855)
  • Орден Святого Станислава 2 степени с императорской короной (1871)
  • Орден Святого Владимира 4 степени с бантом за 25 лет в офицерских чинах (22.09.1875)
  • Орден Святого Владимира 3 степени с мечами (11.12.1877)
  • Орден Святого Станислава 1 степени с мечами (02.06.1878)
  • Золотая сабля «За храбрость» с алмазами (08.12.1878)
  • Орден Святой Анны 1 степени с мечами (24.01.1879)
  • персидский Орден Льва и Солнца 2 степени (1857)

Семья

Был женат на Хуршид Ханум (около 1828 — ?), дочери майора Ахмед Хана Эриванского. Имел восемь детей:

Зейнаб-Бегум (около 1851 — ?), Бадыр-Ниса-Бегум (около 1853 — ?), Эхсан Хан (1855 — до 1894), Джафар-Кули Хан (1859 — после 1929), Шах-Джахан Бегум (1860—?), Рагим Хан (1860—?), Гусейн Хан (1863—1919), и Зарин-Тадж Ханум (около 1866 — ?), которая была замужем за генерал-майором Максудом Алихановым-Аварским.

Генеалогическое древо Нахичеванских


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: