14.05.2022

Харри Рованпера (фин. Harri Rovanperä; родился 8 апреля 1966 года) — финский автогонщик, участник чемпионата мира по ралли (1993—2006).

Известен по выступлениям за заводские команды SEAT (в 1997—2000 годах), Peugeot (2001—2004) и Mitsubishi (2005).

Демонстрировал хорошие результаты на этапах с гравийным и снежным покрытием. На асфальтовых ралли Рованпера не удавалось держаться в группе лидеров, что серьёзно осложняло его шансы в борьбе за высокие места в чемпионате мира.

В течение своей спортивной карьеры выступал с такими штурманами как Юха Репо и Войтто Силандер. Наиболее длительным и плодотворным было его сотрудничество с Ристо Пиетиляйненом.

Отец автогонщика Калле Рованпери (род. 2000).

Карьера

Харри Рованпера заинтересовался ралли в 6-летнем возрасте, а в 10 лет впервые сел за руль автомобиля. Гоночную карьеру он начал, однако, в довольно позднем возрасте — в 22 года. В 1989 году Харри принял участие в Jyväskylän Talviralli, проходившем в окрестностях его родного города — Ювяскюля. Выступив в паре со штурманом Йоуни Нярхи на автомобиле Sunbeam Avenger, Рованпера занял 6-е место в молодёжном классе «B». В последующие годы Рованпера накапливал соревновательный опыт, участвуя в чемпионате Финляндии.

Дебют финского спортсмена в чемпионате мира по ралли произошёл в августе 1993 года, когда он стартовал на своём домашнем этапе, ралли «Тысяча озёр». Та гонка закончилась для него сходом с дистанции из-за технической неисправности, возникшей на его Opel Manta. Через год Рованпера выступил более успешно, приведя Mitsubishi Galant VR-4 на финиш на 12-м месте в общем зачёте и 3-м — в группе N.

Первый большой успех пришёл к Харри в 1995 году — управляя автомобилем Opel Astra GSi 16V, он выиграл чемпионат Финляндии в малой группе «a».

В 1996 году Рованпера стартовал на нескольких этапах британского раллийного чемпионата и победил на Perth Scottish Rally, прошедшем 31 мая—1 июня в окрестностях шотландского Перта. Осенью того же года он получил приглашение выступать за заводскую команду SEAT Sport.

Чемпионат мира по ралли

1997—2000: SEAT

Получив в своё распоряжение SEAT Ibiza GTi 16V, Рованпера помог заводской команде SEAT Sport завоевать Кубок мира по ралли среди автомобильных производителей в классе F2 (автомобили с приводом на одну ось и атмосферным двигателем рабочим объёмом до 2000 см³) в 1996, 1997 и 1998 годах. В сезоне-1998 он также набрал свои первые очки в WRC благодаря финишу на 5-м месте на Ралли Сафари. В августе 1998 года Рованпера вывел на старт Ралли Финляндии полноприводную турбированную версию SEAT Córdoba категории World Rally Car, пришедшую на смену модели Ibiza.

В 1999 году финский автогонщик провёл свой первый полный сезон в мировом раллийном чемпионате. Он несколько раз финишировал в очковой зоне, а в заключительной гонке чемпионата — Ралли Великобритании — впервые в карьере занял призовое место, став третьим. В целом, переход в высшую категорию раллийных автомобилей (World Rally Car) не позволил команде SEAT оставаться на лидирующих позициях — в сравнении с соперниками модель Córdoba WRC не отличалась высокой надёжностью и конкурентоспособностью. По окончании сезона SEAT и Рованпера прекратили регулярное сотрудничество, хотя в следующем году он ещё дважды выступил за испанский гоночный коллектив. Куда более успешными стали для Харри португальский и финский этапы сезона-2000. Выступая на Toyota Corolla WRC за частную команду Grifone, Рованпера занимает соответственно 4-е и 3-е места, демонстрируя тем самым способность практически на равных сражаться с лидерами. Благодаря высоким результатам Рованпера удаётся подписать контракт с топ-командой Peugeot.

2001—2004: Peugeot

Харри Рованпера управляет автомобилем Peugeot 206 WRC на Ралли Финляндии. Август 2001 года

В заводской команде Peugeot, завоевавшей в предыдущем сезоне чемпионские титулы в личном и командном зачётах, Рованпера отводилась второстепенная роль специалиста по этапам со снежным и гравийным покрытием. Дебютная гонка в составе «французских львов» принесла ему долгожданный и заслуженный триумф — в феврале 2001 года 34-летний Рованпера и его постоянный штурман, Ристо Пиетиляйнен, выиграли снежно-ледовое Ралли Швеции, одержав тем самым свою первую (и единственную) победу на этапах чемпионата мира. В течение сезона Харри ещё четыре раза финишировал в призовой тройке и, набрав в общей сложности 36 очков (ровно столько же, сколько и лидер команды — Маркус Гронхольм), завершил чемпионат на 5-й строке личного зачёта — всего в восьми очках позади британца Ричарда Бёрнса, завоевавшего титул.

В декабре 2001 года Рованпера стал победителем традиционной Гонки чемпионов, проводимой в то время на острове Гран-Канария. В финале он выиграл у немца Армина Шварца со счётом 2:1 (два заезда проходили на раллийных автомобилях SEAT Córdoba WRC, а один — на ралли-кроссовой версии Saab 9-3 4x4). На более ранних стадиях соревнования одержал верх над бельгийцем Франсуа Дювалем (в полуфинале) и своим соотечественником Маркусом Гронхольмом (в четвертьфинале). За свою победу в личном зачёте был награждён титулом «Чемпион чемпионов» и Памятным трофеем Хенри Тойвонена.

В качестве поощрения за успешные выступления в предшествующем сезоне в 2002 году Рованпера получил возможность провести полный сезон в мировом первенстве (на асфальтовых этапах, которые всегда особенно трудно ему давались, Харри также стартовал за рулём автомобиля Peugeot 206 WRC, но представлял уже частную команду Bozian Racing). С 30 очками он завершил чемпионат на 7-м месте.

За исключением Ралли Кипра, на котором Рованпера занял 2-е место вслед за Петтером Сольбергом, сезон-2003 был полон неудач — в пяти из девяти проведённых гонок он сходил с дистанции и в итоге закончил чемпионат за пределами первой десятки пилотов. В ноябре руководство «французских львов» объявило о расторжении контракта с финским спортсменом.

К моменту начала следующего чемпионата у Рованпера не было соглашения ни с одной из команд. В феврале 2004 года коллектив Peugeot, однако, вновь призвал его под свои знамёна, и он выступил за рулём Peugeot 307 WRC на 11 гравийных этапах. Несмотря на то, что на новом автомобиле, созданном на базе купе-кабриолета 307 CC, неоднократно происходили технические неполадки (особенно часто выходили из строя гидроусилитель руля и коробка передач), Харри удалось продемонстрировать ряд высоких результатов и завершить сезон на 8-й позиции. В декабре Рованпера перешёл в заводскую команду Mitsubishi, где ему была отведена роль лидера и предоставлена возможность проехать все 16 этапов.

2005—2006: Mitsubishi и Škoda

На протяжении всего сезона-2005 Рованпера, будучи первым номером «Трёх бриллиантов», выступал достаточно стабильно — в 14 из 16 гонок он доезжал до финиша, в десяти из них набирал очки и по итогам чемпионата разместился на 7-й строке личного зачёта. В середине декабря команда Mitsubishi покинула чемпионат мира, и Рованпера временно остался без работы.

Пропустив начало сезона-2006, Харри вернулся в мировое первенство в последних числах марта. Подписав контракт с полузаводской командой Red Bull Škoda, финский гонщик проехал шесть европейских этапов. Сезон выдался откровенно слабым — на абсолютно неконкурентоспособном автомобиле Škoda Fabia WRC Рованпера обычно финишировал во втором десятке и не смог набрать ни одного зачётного очка. После 2006 года он больше не участвовал в чемпионате мира по ралли.

После чемпионата мира по ралли

В 2007 году Харри Рованпера принимал участие в чемпионате Финляндии по ралли-кроссу. В течение сезона он выступал на двух разных автомобилях — Ford Focus и Volvo S40. На обеих машинах зачастую возникали технические неисправности, мешавшие показать достойный результат.

Впоследствии Рованпера также испытал свои силы в гонках по бездорожью, выступив на нескольких ралли-рейдах в Мексике и США.

В 2013 году по приглашению латвийской команды RE Autoclub Рованпера принял участие в первом этапе чемпионата России по ралли-рейдам — бахе «Северный лес», прошедшей 15—16 февраля в Ленинградской области. Харри управлял внедорожником Mitsubishi Pajero L2 и занял 9-е место в общем зачёте.

Результаты выступлений в чемпионате мира по ралли

Список побед


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: