11.05.2022

«Счастие», или «Счастье» (до 25 ноября (6 декабря) 1741 года назвался «Генералиссимус Российский») — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, один из кораблей типа «Слава России». Находился в составе флота с 1741 по 1756 год, в вооружённых конфликтах участия не принимал, однако неоднократно участвовал в практических плаваниях и учениях эскадр кораблей Балтийского флота, а по окончании службы был разобран.

Описание судна

Представитель серии парусных двухдечных линейных кораблей типа «Слава России». Эта серия кораблей была самой многочисленной и одной из самых удачных серий линейных кораблей Российского императорского флота. Корабли серии строились с 1733 по 1774 год на верфях Санкт-Петербурга и Архангельска и принимали участие во всех плаваниях и боевых действиях российского флота в период с 1734 по 1790 год. Всего в рамках серии было построено 58 линейных кораблей. Все корабли этой серии обладали высокими мореходными качествами, хорошей маневренностью и остойчивостью.

Водоизмещение корабля составляло 1200 тонн, длина по сведениям из различных источников от 46,5 до 47,4 метра, ширина от 12,3 до 12,65 метра, а осадка от 5,4 до 5,48 метра. Вооружение судна составляли 66 орудий, включавшие двадцатичетырёх-, двенадцати- и шестифунтовые пушки, а экипаж состоял из 600 человек. Скорость судна при свежем ветре могла достигать восьми узлов.

Первоначально корабль был назван в честь принца Антона Ульбрихта Брауншвейгского, супруга Анны Леопольдовны, который носил чин генералиссимуса российского с 11 (22) ноября 1740 года.

История службы

Линейный корабль «Генералиссимус Российский» был заложен на Соломбальской верфи 11 (22) июля 1740 года и после спуска на воду 12 (23) мая 1741 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный подмастерье, получивший в 1741 году звание корабельного мастера, В. И. Батаков. 25 ноября (6 декабря) 1741 года после государственного переворота и восшествия на российский престол императрицы Елизаветы Петровны корабль был переименован в «Счастие».

Летом 1742 года был подготовлен для перехода в Балтийское море и 19 (30) июля в составе эскадры вице-адмирала П. П. Бредаля вышел из Архангельска. 23 июля (3 августа) разлучился с эскадрой в районе острова Кильдин и продолжил плавание самостоятельно. 21 августа (1 сентября) попал в шторм и получил сильные повреждения: на корабле была сломана грот-мачта, которая при падении убила четырёх матросов и разбила шлюпку. Для исправления повреждений корабль зашел в одну из бухт полуострова Рыбачий, после чего ушел в Кольский залив, где с 17 (28) сентября остался на зимовку в Екатерининской гавани. 6 (17) августа 1743 года покинул Кольский залив и в районе острова Кильдин присоединился к беломорской эскадре под командованием капитана полковничьего ранга В. Ф. Люиса, следовавшей в Балтийское море.

10 (21) августа корабли эскадры попали в полосу сильных штормов, во время которых «Счастие» получил сильные повреждения. 21 августа (1 сентября) в составе отряда из трёх повреждённых во время шторма кораблей отделился от эскадры и вернулся в Екатерининскую гавань, где вновь остался на зимовку. С мая по август следующего 1744 года кораблю удалось совершить удачный переход до Ревеля. Всего за время перехода в результате различных обстоятельств погибли 63 члена экипажа.

Во время кампаний 1745 и 1746 годов выходил в практические плавания в Финский залив в составе эскадр кораблей Балтийского флота. В 1745 году также выходил к крейсерское плавание к мысу Дагерорд, а 22 июля (2 августа) и 23 июля (3 августа) 1746 года участвовал в показательных учениях у Ревеля. 14 (25) августа того же года во время манёвров столкнулся с линейным кораблём «Ревель». Во время столкновения на «Счастии» был повреждён крамбол, а на втором корабле — корма.

По окончании службы в 1756 году корабль «Счастие» был разобран в Кронштадте.

Командиры корабля

Командирами линейного корабля «Счастие» в разное время в звании капитана полковничьего ранга служили:

  • князь М. Несвицкий (1742—1743 годы);
  • князь П. А. Барятинский (1744 год);
  • Д. Паддон (1745 год);
  • Г. Кейзер (1746 год).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: