«Долгая счастливая жизнь» — художественный фильм, снятый Геннадием Шпаликовым в 1966 году.

Лента, ставшая единственной режиссёрской работой Шпаликова, получила главный приз «Золотой щит» на Первом Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо.

Сюжет

Действие фильма, как отмечено в сценарии Геннадия Шпаликова, разворачивается в Н. — городке, который «был похож на все молодые города, возникшие в Сибири». После субботней смены молодые люди, работающие на стройке, возвращаются домой. Внезапно автобус притормаживает, высвечивая фарами стоящие на дороге чемодан и сумку. Так в салоне появляется новый пассажир — Виктор (Кирилл Лавров). Оказавшись рядом с Леной (Инна Гулая), герой представляется ей то геологом, отставшим от партии, то иностранным разведчиком. По мере развития сюжета выясняется, что по образованию он — инженер, проведший в экспедиции три месяца и направляющийся в родной Куйбышев. Взаимный интерес нарастает, и герои делятся друг с другом впечатлениями об «экстремальных» эпизодах из прошлого: Лена рассказывает, как она училась плавать; Виктор вспоминает о том, как в детстве жил на высокогорной станции.

Автобус въезжает в Н. и останавливается возле местного клуба. В городе гастролирует столичный театральный коллектив, в субботней афише заявлен «Вишнёвый сад». Лена, являющаяся культоргом мероприятия, предлагает Виктору посетить спектакль. Герой не успевает ответить. Оттеснённый от девушки её знакомыми, он проникает в клуб несколько позже — ко второму действию. В антракте он вновь встречает Лену. Их диалог в фойе напоминает, по словам литературоведа Анатолия Кулагина, разговор персонажей из чеховской пьесы. Лена признаётся, что «жить пустой жизнью страшно»; Виктор отвечает, что необходимо искать «что-то светлое, правильное».

Герои постепенно сближаются — Виктор, называющий себя «свободным человеком», изъявляет желание отправиться с новой подругой «в любом направлении»; Лена не скрывает, что готова уехать с ним «куда угодно». Однако утром, когда молодая женщина появляется у него на плавбазе «Отдых» с чемоданами и трёхлетней дочерью («Чего ждать, раз всё решено!..»), возникает ситуация неопределённости. Виктор, не ожидавший столь резких перемен, явно пасует перед решительностью Лены. Диалог во время их совместного завтрака в уличном буфете выстраивается напряжённо. Наконец герой сообщает, что ему нужно сделать телефонный звонок, уходит и больше не возвращается. По пути из города в аэропорт Виктор наблюдает из автобусного окна, как по реке долго тянется самоходная баржа.

Рецензии и отзывы

Сразу после выхода на экран фильм вызвал недоумение не только у зрителей, но и у специалистов в области кино. По словам главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус, на премьере в 1966 году картину приняли недружелюбно: «…сюжет был исчерпан, а баржа плыла и плыла, бесконечно долго, у современников нервы не выдерживали». Киновед Георгий Капралов в рецензии на страницах «Правды» поставил в упрёк сценаристу неумение объяснить и глубоко проанализировать «некую жизненную коллизию».

О том, что лента стала событием не только в биографии Шпаликова, но и в истории отечественного кино, начали говорить через десятилетия. Так, Дмитрий Быков («Новая газета») отметил, что, несмотря на цитаты и заимствования (та же баржа навеяна эстетикой Виго), в картине прослеживается собственная, шпаликовская, манера. О режиссёрском даре Шпаликова, умноженном на кинематографический профессионализм, написали в предисловии к сборнику его сценариев Евгений Габрилович и Павел Финн.

Отдельного анализа удостоилась работа оператора Дмитрия Месхиева. Наталия Адаменко («Киноведческие записки») подробно объяснила, как операторские приёмы — световые контрасты, отражения, дым, диффузионы — способствовали установлению эмоционального контакта со зрителями. По мнению Адаменко, создатели «Долгой счастливой жизни» находились на пороге новых открытий в кинематографе — «ассоциативность поэтического образа и образа изобразительного, как никогда приблизились друг к другу».

О выразительности кадров, которые «сотканы из множества нюансов и полутонов», упоминалось в рецензии журнала «Искусство кино». Историю несостоявшейся любви, напоминающую эскиз с чистыми, прозрачными красками, увидел в ленте и обозреватель издания «Экран-90».

Элла Корсунская, много лет проработавшая редактором на «Мосфильме», рассказывала, что получение премии в Бергамо было воспринято на студии как триумф. По словам киноведа Сергея Кудрявцева, классик европейского кино Микеланджело Антониони, посмотрев картину на фестивале, высоко отозвался о финальной сцене, созвучной его фирменной «некоммуникабельности чувств».

Режиссёрский дебют заслуживал продолжения, но когда Геннадий Шпаликов направил в худсовет заявку на постановку фильма «Скучная история», который планировал снять в той же тонкой, щемящей стилистике, что и «Долгая счастливая жизнь», то получил отказ.

Картина Шпаликова стала финальной точкой в развитии кинематографа оттепели, констатировал киновед Валерий Фомин. Это подтвердил и Андрей Кончаловский, который обнаружил в «Долгой счастливой жизни» и предчувствие эпохи застоя, и прощание с романтическими идеалами юности.

Роли исполняли

Съёмочная группа

  • Геннадий Шпаликов — автор сценария, режиссёр
  • Дмитрий Месхиев — оператор
  • Вячеслав Овчинников — композитор
  • Борис Быков — художник
  • Ирина Черняховская — звукооператор

Комментарии

  • ↑ В картину включены фрагменты подлинной мхатовской постановки с участием Аллы Тарасовой, Алексея Грибова и других артистов.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: