04.05.2022

Эдуард Петрович Змойро (14 марта 1926, СССР — 9 января 1984, Москва) — советский театральный режиссёр, сценограф, художник-график. Заслуженный художник РСФСР (1970).

Биография

Родился 14 марта 1926 года в Москве. В 1936—1941 годах учился в московских художественных студиях.

В начале Великой Отечественной войны вместе с матерью Еленой Абрамовной Змойро (1898— ?), воспитательницей детского сада, был эвакуирован в Молотов, где начал сотрудничать в редакциях газет — почти ежедневно в них появлялись его юмористические рисунки и карикатуры на злободневные темы. В 1944 году был призван в армию, служил на артиллерийской базе снабжения.

После войны вернулся в Москву. В 1945 году принял участие в задуманном Лилей Брик рукописном сборнике стихов Николая Глазкова. По воспоминаниям Василия Катаняна в книге нет и двух страниц, похожих одна на другую:

Многие художники украсили книгу — Тышлер, Алфеевский, Штеренберг, Змойро, Денисовский. … Все, кто участвовал в этом сборнике, либо примыкали к футуристам, либо оставались верны их принципам в годы, когда левое течение предавали анафеме. Сегодня эту книгу можно увидеть в Литературном музее.

В 1952 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС). Карикатуры этого времени публиковались под псевдонимом «Зимин».

В 1952—1953 годах работал режиссёром Русского драматического театра имени В. Маяковского в Сталинабаде.

В 1953—1954 годах — режиссёр и художник Марийского театра имени М. Шкетана.

В 1954—1956 годах — режиссёр и художник Московского драматического театра имени К. С. Станиславского.

С 1957 по 1964 год — художник Московского театра сатиры.

В 1965—1984 годах — главный художник Центрального детского театра.

Эскизы костюмов и декораций к спектаклю РАМТ «Пушкинские сказки» были представлены в 2014 году на выставке «Сказки А. С. Пушкина для всех» (Из собрания Государственного музея А. С. Пушкина). Из проспекта к выставке: «В 1966 году в Центральном детском театре был поставлен спектакль „Пушкинские сказки“ (инсценировка Л. Танюка). В его оформление художник Э. Змойро обратился к народной картинке-лубку. Эскизы его костюмов радуют зрителей, в них художник идёт от народного костюма. Его персонажи обуты в лапти и мягкие сапожки, скоморошьи колпаки и расшитые рубахи. Все это напоминает ярмарку, весёлый балаган, заставляет верить в победу добрых сил».

Оформлял спектакли и в других театрах: в Московском театре оперетты, в Театре имени Ленинского комсомола, в Кишинёвском театре оперы и балета, в Малом театре, в Московском театре миниатюр.

В 1959 окончил Высшие режиссёрские курсы на киностудии «Мосфильм».

В 1961—1981 годах режиссёр и художник «Мосфильма». В 1961 году поставил короткометражный фильм «Иностранцы», вошедший в киноальманах «Совершенно серьёзно». Оформил более 10 фильмов-спектаклей, в том числе «Интервью у весны» (сцена из спектакля «Фунт лиха», 1962), «Женский монастырь» (1971), «Сказка о четырёх близнецах» (1972), «Пушкинские сказки» (1973), «Король Матиуш Первый» (1976), «Коньки. Воспоминания о школе» (1979), «Кот в сапогах» и «Плутни Скапена» в 1979, «Кошкин дом» и «Про Ивана-не-Великана» (1981).

Автор театральных плакатов, портретов и дружеских шаржей на известных актёров, книжных знаков, сатирических и юмористических рисунков в журнале «Крокодил». Оформлял книги для детей.

Скончался 9 января 1984 года в Москве.

Работы в театрах

Русский драматический театр имени В. Маяковского (Сталинабад)

  • 1952 — «Её друзья» В. Розова
  • 1954 — «Аленький цветочек» И. Карнауховой и Л. Браусевич по сказке С. Аксакова

Московский театр сатиры

  • 1957 — «Смейся, паяц» В. Старокопытова
  • 1963 — «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного и В. Масса
  • 1964 — «Проделки Скапена» Мольера

Центральный детский театр

  • 1965 — «Начало пути» П. Бернацкого
  • 1965 — «Пушкинские сказки» (инсценировка Л. Танюка)
  • 1965 — «Король Матиуш I» по Я. Корчаку
  • 1966 — «Хижина дяди Тома» А. Бруштейн по Г. Бичер-Стоу
  • 1967 — «Любовь Яровая» К. Тренёва
  • 1968 — «Карусель» С. Маршака
  • 1968 — «Питер Пэн» Б. Заходера
  • 1969 — «Весёлое сноведение» С. Михалкова
  • 1969 — «Смех и слезы» С. Михалкова
  • 1970 — «Первая тройка, или Год 2001-й»
  • 1971 — «Обратный адрес» А. Алексина
  • 1971 — «Снежная королева» Е. Шварца
  • 1971 — «Итальянская трагедия» А. Штейна по роману Э. Войнич «Овод»
  • 1972 — «Сказка о четырёх близнецах» П. Панчева
  • 1973 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира
  • 1974 — «Горя бояться – счастья не видать» С. Маршака
  • 1975 — «Альпийская баллада» по В. Быкову
  • 1975 — «Емелино счастье» Р. Сефа и В. Новацкого
  • 1976 — «Коньки» С. Михалкова (совм. с Е. Кочелаевой)
  • 1978 — «Кошкин дом» С. Маршака
  • 1978 — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Лорки
  • 1978 — «Всадники со станции «Роса» В. Розова
  • 1981 — «Шишок» А. Александрова (1981)

Московская оперетта

  • 1962 — «Эврика» О. Сандлера
  • 1964 — «Пять минут на размышление (Сердце балтийца)» К. Листова

Театр имени Ленинского комсомола

  • 1968 — «Синяя ворона» Р. Погодина

Кишинёвский театр оперы и балета

  • 1974 — «Радда», балет по рассказу М. Горького «Макар Чудра»

Малый театр

  • 1974 — «Одиннадцатая заповедь» Ф. Шамберка
  • 1976 — «Плутни Скапена» Мольера

Московский театр миниатюр

  • 1977 — «Конь в сенате» Л. Андреева

Награды и звания

  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (19 сентября 1945)
  • Заслуженный художник РСФСР (31 июля 1970)

Комментарии

  • ↑ Денисовский Николай Фёдорович (1901—1981). Известный художник советского времени, с широким диапазоном творческой манеры — от строгой, классической до яркой, эксцентричной. Портретист, сатирик, сценограф.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: