КрАЗ-257 — советский и украинский крупнотоннажный грузовой автомобиль второго поколения, выпускавшийся Кременчугским автомобильным заводом (КрАЗ).
КрАЗ-257 начали разрабатывать в начале 1960-х годов для замены КрАЗ-219. Линейка КрАЗ-257 отличалась от предшественников более современным дизельным двигателем и рядом конструктивных изменений и дополнений. Основные модели:
В 1985 году в конструкцию выпускаемых автомобилей внесли улучшения: была освоена новая конструкция осей балансирных подвесок, разработанная специалистами КрАЗ совместно с Днепропетровским металлургическим институтом (замена сплошной оси на ось, изготовленную из толстостенной стальной трубы позволила увеличить ресурс детали с 1,265 млн. до 1,383 млн. циклов нагружения), в конструкции платформ перешли от использования горячекатаного листа толщиной 3 мм к использованию холодногнутых профилей толщиной 2,5 мм (что позволило повысить прочность и жёсткость платформы, снизить массу платформы для КрАЗ-257 на 34 кг и уменьшить расход металла), для изготовления колёс рулевого управления вместо ацетобутиратцеллюлозного этрола стали использовать морозостойкий полипропилен "Сильпон-4". Была также усовершенствована топливная система двигателя.
В январе 1988 года с целью унификации производства деталей грузовых автомашин ЦКТБ колёсного производства поставило задачу автозаводам КрАЗ и МАЗ унифицировать присоединительные размеры колёс 8,5-20 для автомашин КрАЗ-257 и МАЗ-64221 и использовать единые колёса 8,5-20 с креплением стандарта ИСО.
В первом полугодии 1988 года работы по увеличению ресурса деталей выпускаемых автомашин продолжались: была обновлена топливная система двигателя, повышена износостойкость её деталей и пропускная способность, для повышения долговечности зубьев шестерён КПП началось изготовление деталей коробки переключения передач из новой марки стали 16ХГНАФА; для повышения долговечности трансмиссии началось изготовление среднемодульных шестерён в ведущих мостах из новой марки стали 20ХГНМТА.
Усредненный ресурс КрАЗ-257 и КрАЗ-257Б1 до первого капитального ремонта составлял 190 тыс. км, после чего проведение капитального ремонта обеспечивало межремонтный ресурс на дополнительные 152 тыс. км.
Автомобиль получил пятиступенчатую механическую коробку передач.
Кабина — трёхместная, с деревянным каркасом и металлической обшивкой; расположена за двигателем.
Кузов — бортовая платформа с откидными деревянными боковыми и задним бортами.
Колёса дисковые, шины — пневматические, камерные (размер шин — 12,00—20 (320—508), внутренние размеры — 5770 × 2450 мм).
Дополнительное оборудование: предпусковой подогреватель двигателя, буксирный прибор двухстороннего действия с запорным замком.
На базе автомобиля КрАЗ-257 были созданы седельный тягач КрАЗ-258 и самосвал КрАЗ-256Б. Все эти модели имели укороченную базу (4080+1400 мм) и были унифицированы по основным агрегатам и узлам.
Также, шасси КрАЗ-257 использовались для установки различного рода надстроек: бетоносмесителей, автокранов, буровых и копровых установок, цистерн для перевозки горючего, кислорода и азота, кислородозаправочных станций.
Оснащённый комплектом для движения по железнодорожной колее автомобиль-мотовоз КрАЗ-257 использовался в качестве замены маневрового тепловоза для перемещения по рельсам составов массой до 1000 тонн.