Андрей Иштванович Микита (род. 28 января 1959, Ленинград) – советский и российский композитор и пианист, музыкально-общественный деятель, член Правления Союза московских композиторов.

Биография

Андрей Иштванович Микита родился в Ленинграде. Отец, Иштван Иштванович Микита – хоровой дирижер, венгр по национальности. Мать, Инга Петровна Бояринова – журналист .

Учился в Ленинградской консерватории, а затем в Московской консерватории. Его преподавателями по фортепиано были Татьяна Румшевич, Натан Перельман, Станислав Нейгауз, Евгений Малинин, по композиции – Юрий Симакин, Борис Тищенко, Татьяна Чудова, Александр Чайковский, Тихон Хренников .

Доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, приглашённый профессор Университета Курашики Сакуё (Япония). Член Правления Союза московских композиторов , член Союза композиторов России.

Председатель и член жюри композиторских и музыкально-просветительских конкурсов, в частности:

  • Член жюри Международного конкурса православных композиторов «Роман Сладкопевец» .
  • Член жюри, а также председатель жюри региональных отборочных этапов Патриаршего международного фестиваля-конкурса «Песнопения христианского мира» .
  • Председатель жюри конкурса композиторов «WinterReise» .
  • Член жюри Всероссийского конкурса композиции имени С.С.Прокофьева .

Творческая деятельность

Андрей Микита наиболее известен как автор кантат, ораторий, инструментальных и хоровых концертов. Много пишет для фортепиано, а также для русских народных инструментов, в частности гуслей . Большое внимание уделяет в своём творчестве духовной музыке. Музыкальное направление, в котором работает Андрей Микита, он сам называет «сакральный романтизм» .

Наиболее значимые сочинения

  • В начале 1980-х годов Андрей Микита в соавторстве с Ольгой Петровой и Ириной Цеслюкевич написали балет «Гадкий утёнок», который много лет шёл на сцене Михайловского театра , был поставлен в театрах Киева и Омска. Сюита из балета исполнялась в рамках концертных программ в Санкт-Петербургской филармонии .
  • Духовный концерт «Богородичные песнопения» написан в конце 1990-х годов на богослужебные тексты, посвященные главным богородичным праздникам: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение и Покров.
  • Песнопение, посвящённое мученице Татиане, исполняется регулярно каждое воскресенье в Храме Мученицы Татианы при МГУ с 2000 года.
  • Концертная фантазия для виолончели и оркестра «Ромео и Джульетта» основана на музыке одноимённой увертюры Петра Ильича Чайковского. В 2010 году в исполнении победителя Международного конкурса имени П. И. Чайковского виолончелиста Сергея Антонова это произведение прозвучало в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске и других городах .
  • Оратория «Семь песен о Боге» написана по мотивам песен религиозной направленности Бориса Гребенщикова. Премьера состоялась в Большом зале Московской консерватории в 2012 году, затем сочинение неоднократно исполнялось в Санкт-Петербурге, Ярославле и других городах России.
  • «Гимн Рождеству Христову» впервые прозвучал в Храме Христа Спасителя в 2014 году .
  • В 2015 году в рамках I Международного Свято-Владимирского фестиваля православного пения «Просветитель» на Валааме состоялась премьера кантаты «Князь Владимир», посвященной тысячелетию преставления святого Владимира Крестителя. В качестве текстовой основы для музыкального сочинения был взят литературный памятник середины XI века «Слово о законе и благодати», который представляет собой запись торжественной речи Илариона Киевского .
  • В 2018 году в Кемеровской государственной филармонии имени Бориса Штоколова состоялась премьера оратории «Земля Сибирь», написанной в честь празднования 75-летия Кемеровской области, 100-летия города Кемерово и 400-летия города Новокузнецк .
  • Гимн «Утверди, Боже» для трёх хоров, квинтета солистов, диаконской монодии и колокольного звона был написан к 10-летию интронизации патриарха Кирилла, которое праздновалось в январе 2019 года.
  • «Рождественская кантата» прозвучала впервые в 2020 году на Международном фестивале имени Леонида Ройзмана в Ярославле .
  • В 2020 году за произведение для смешанного хора и органа «Jesum autem flagellatum» Андрей Микита получил премию в номинации «Сочинения с голосом (хором)» на Третьем Всероссийском конкурсе AVANTI, который проводит Союз композиторов России.

Андрей Микита неоднократно сотрудничал с джазовыми музыкантами Андреем Ивановым и Михаилом Ивановым. Совместно они написали симфоджазовую фантазию «Тюильри в блюзовых тонах» на темы «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского , а также «Половецкую рапсодию» на темы А. П. Бородина, Д. Брубека и П. Дезмонда . Кроме того, Андрей Иванов исполнил в качестве солиста произведение Андрея Микиты «Будущей весной» для солирующего контрабаса и симфонического оркестра.

Музыкально-общественная деятельность

В 2007 году по инициативе Андрея Микиты было создано композиторское объединение «МОСТ» (Музыкальное Объединение «Современная Традиция»), в которое вошли такие композиторы, как Роман Леденёв, Владимир Рубин, Кирилл Волков, Алексей Ларин и др. Сейчас Андрей Микита является председателем объединения. В манифесте творческой группы выбор названия обосновывается так:

Мы пытаемся построить мост через пропасть, которая образовалась за минувшее столетие между людьми, создающими музыку, называемую академической, и людьми, эту музыку исполняющими и слушающими, мост между русскими классиками и современными композиторами.

Также в манифесте обозначены цели объединения:

на творческих встречах в общении разных поколений выявлять лучшие музыкальные произведения гуманистической направленности в контексте мировой культуры (независимо от жанра), созданные нашими соотечественниками – современниками и предшественниками, и всеми доступными средствами способствовать их исполнению, распространению, публикации

Для достижения заявленных целей композиторское объединение, в частности, проводит концерты в Московской филармонии, на которых звучит музыка как классиков, так и ныне живущих композиторов. Андрей Микита является автором программ и постоянным ведущим этого абонемента.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: