Церковь Спаса на Нередице (Спас на горе Нередице, Спас-Нередица) — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым городищем.

История

Церковь Спаса на Нередице возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Традиционно считалось, что была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Однако Ростислав умер 20 июня 1198 года, тогда как церковь была заложена 8 июня. Изяслав и Ростислав были перезахоронены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря 15 июля «по сорочинах» Изяслава, то есть спустя 40 дней после его смерти. Изяслав умер приблизительно 4-5 июня, то есть церковь была заложена в его память.

В 1199 году стены церкви были украшены фресками. Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной так потому, что она была не в ряду города, а за чертою Словенского конца». Эта местность включала, в частности, и ту территорию, на которой была воздвигнута церковь.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала до 30-х годов XX века.

Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Николаем Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили диплом и бронзовую медаль.

Кроме фресок, на стенах церкви обнаружены граффити. Последовательность из сокращённо записанных названий дней недели, аналогичная граффити в церкви Спаса на Нередице, найдена в Спасо-Преображенском соборе (Переславль-Залесский, Ярославская область).

На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). Первое упоминание о нём относится к 1322 году. В 1611 году этот монастырь был разграблен шведами, а в 1764 году его упразднили.

Фрески Нередицы

Фрески Нередицы — наиболее ценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. По оценкам второй половины 1930-х годов, это был целостный по своей композиции фресковый цикл, сохранившийся «почти целиком, со сравнительно незначительными утратами». В 1903—1904 годах под руководством архитектора Петра Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Николай Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник почти полностью погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна — Нередица — Кириллов — Ковалёво — Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращённые в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, ещё в августе — октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся — за очень немногими исключениями — роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью».

Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. До 1947 года под руководством своего первого директора С. Н. Давыдова новгородские специальные научно-реставрационные производственные мастерские провели раскопки и укрепление руин церкви, завершив консервацию и создав проект реставрации памятника. Первоочередными раскопками, сбором фрагментов фресок и консервацией занималась Л. М. Шуляк, ст. архитектор мастерских. Обмеры руин выполнила архитектор В. Н. Захарова. До 1954 года консервационными работами занимался также художник-реставратор Н. В. Перцев. Полностью завершить проект реставрации удалось только в 1957 году. На этом этапе работой руководил Г. М. Штендер, внесший коррективы в проект Давыдова.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.

Современное положение

В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в список всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей (см. статью Исторические памятники Новгорода и окрестностей).

Галерея

Наружное убранство

  • Общий вид

Внутреннее убранство

  • Интерьер церкви (фото сделано до 1917 года)
  • Интерьер церкви (фото 2014 года)
  • «Ветхий денми» (фото 1930-х годов)
  • «Князь Ярослав Всеволодович подносит Христу модель церкви»
  • «Святители»
  • «Пётр Александрийский»
  • «Святой Тимофей»
  • Часть стены со средневековыми граффити

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: