Шейх Мансур, Ушурма, шайх Учерман (чечен. Мансур; 1760—1794) — военно-политический и религиозный деятель, исламский проповедник, военачальник, первый имам Северного Кавказа. Предводитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785—1791 годов. Также известен как первый кавказский революционер.

Исторический контекст

Исследователь ислама Беннигсен считает, что к началу проповеди Мансура в Чечне большинство чеченской аристократии уже приняло ислам, но большинство простых горцев если и приняло ислам, то лишь формально, продолжая сохранять языческие верования. Не известно, был ли Мансур первым имамом, но чеченский фольклор сохранил предания о его предшественнике, жестоком шейхе Термаоле, который тысячами убивал неверных соплеменников. Исследование могильных плит, которые почитаются как связанные с Термаолом, показали, что на них высечены имена Терма и его родственника Ола из семьи кабардинского происхождения, датируемые временем около 1540 года.

К периоду начала деятельности Мансура в Чечне (Беннигсен считает, что он объявил себя имамом в 1784 году и начал активно проповедовать в 1785) Турция активно вела подготовку к войне с Россией за возвращение Крыма. По мнению Беннигсена, как турецкие, так и русские эмиссары на Кавказе активно пытались заручиться поддержкой горской аристократии, при этом с одной стороны полностью игнорируя простое горское население, а с другой опасаясь, что открытый бунт горцев дестабилизирует обстановку в регионе и вынудит местную элиту отказаться от участия в русско-турецком конфликте. Сложившейся ситуацией мог воспользоваться исламский орден (тарикат) Накшбандия, начавший активно проповедовать ислам среди горцев. Одной из целей тариката было противодействие экспансии Российской Империи в регионе.

Биография

Чеченец, происходил из тейпа элистанжхой. Отец Мансура — Шаабаз, вместе с братьями Эламхой и Шахабом, переселились в Алды со своего хутора, располагавшегося недалеко от аула Тевзана, приблизительно в 1740-х годах. Территориально хутор предков Мансура располагался там же, где было основано селение Хаттуни спустя почти сто лет.

В конце XVIII века начал проповедовать своё религиозное учение среди чеченцев и возмутил их против России.

8 марта 1785 года генерал Петлинг сообщил рапортом генерал-аншефу П. С. Потёмкину, наместнику Кавказа о появлении в чеченских лесах за рекой Сунжей «проповедника». Туда были направлены лазутчики. Одному из них удалось побывать в селении Алды, главном штабе шейха, и там разведать, что окружающее население собирается в Алды и подготавливают выступление против Кабарды «чтобы подчинить их мусульманскому закону». Он выяснил также, что Ушурма (шейх Мансур) уже установил связь с Умаханом Аварским, самым влиятельным из князей Дагестана. В это время полковник Матсен, комендант Владикавказской крепости, доложил генералу Потёмкину, что известный Шейх-Мансур проник в Кабарду и что горцы этого района угрожающе относятся к русским. В это время русские власти пробовали пресечь в начале появляющееся волнения, многократно требуя от чеченцев выдачи проповедника. В продолжении первой половины 1785 года число сторонников имама не переставало увеличиваться. В числе первых выделяются чеченцы ближайших к Алды селений, затем горцы Дагестана (лезгины, аварцы, даргинцы), кумыки и даже горцы (черкесы), прибывшие из Кабарды и Кубани.

В течение лета 1785 года имам пытался вступить в связь с османами и отправил султану первое письмо в котором объявлял себя преданным союзником и сообщал о своём намерении идти против общего неприятеля. Слухи о предстоящем выступлении войска «газавата» все расплывалась, князь Г. А. Потёмкин-Таврический, 6 мая 1785 года отдал приказ своему однофамильцу генералу П. С. Потёмкину, наместнику Кавказа, пленить шейха Мансура «предпочтительно без пролития крови».

Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды сокрушительное поражение. Сам Пиери погиб. Существует версия, что в числе пленных оказался Пётр Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года. Джон Фредерик Баддали английский журналист, кавказовед, так же подтверждает что среди немногих спасшихся был князь Багратион, потомок грузинских царей.

Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии.

Вокруг прославленного имама с репутацией «проповедника» начали группироваться многочисленные отряды, которые к концу 1785 года составляли войско до десяти тысяч бойцов, главным образом чеченцы и дагестанцы. Перед лицом такой опасности, русское командование вынуждено было перевести свои силы на защитное положение. Авангардная линия войск, блокирующих горы, была размещена, мелкие укреплённые пункты оставлены и все русские силы перемещены в три больших гарнизона с базами в Моздоке, Кизляре и Екатеринодаре. Блокирование гор, таким образом, было снято. С другой стороны, силы, дислоцированные в Грузии, были отозваны на Кавказскую линию. Турецкие власти в Анапе и Согугаке, которые внимательно наблюдали за ходом событий сообщают о растерянности русского командования. Комендант Сунжук-калы писал в сентябре 1785 года:

"После ихнего разгрома, русские войска укрепились в гарнизонах… Объятые смятением готовятся сосредоточить войска и боеприпасы с постов лёгких в более сильные укрепления. Он сообщает также, что даже по всей кубанской линии против турецкой линии, русские войска заняли оборонительные позиции, сконцентрировали свои силы и разрушили мосты. Война вспыхнула на всем протяжении «Кавказской линии», от Кубани до Терека. Донесения начали приходить от всех комендантов крепостей. Шейх Мансур тут же попытался попробовать свой успех в июле 1785 года, он спустился на равнины и начал наступление на крепость Кизляр, ключевую позицию на «Каспийской линии» и главную военную базу русских войск против Дагестана.

Его войска произвели 15 июля 1785 г., первый штурм, который был отбит; но они все же захватили форт Карга, расположенный в нескольких верстах от Кизляра. 29 июля они безуспешно атаковали форт Григориполь, затем начали свою попытку против Кизляра. Несмотря на ожесточённые штурмы, которые продолжались три дня (19 — 21 августа 1785 г.), артиллерия гарнизона Кизляра отбила все атаки и, на рассвете 22 августа войска имама отошли в горы. Так закончилась полупобедой единственная попытка горцев перенести войну на территорию противника. Несмотря на мужество и фанатизм, эти войска грозные в горах, не могли сражаться на равнинах и тем более против укреплений, с русскими войсками, оснащёнными артиллерией. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведённые укрепления Потёмкина, (Григориполь, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию.

Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата.

Гасан Алкадари приводит выписки из текста письма Уммахана правителя Аварского Шейху Мансуру:

Во времена когда появился знаменитый религиозный деятель Мансур, он начал проповедовать законы шариата в Чечне, и возжелал на примере Чечни так-же и в Дагестанском округе воплотить свои планы. Умахан решил воспрепятствовать этому, запрещал слушать проповеди Шейха Мансура Аварскому народу. Мне самому довелось видеть старую книгу в которой было письмо написанное от Уммахана Мансуру которое содержит следующее послание: «Много почитаемый Шейх Мансур, в своих призывах ты желаешь, чтобы я и народ Дагестанский вместе с народом Чечни направились в Крым воевать с русскими, чтобы послужить исламу. Но у русских огромные силы. Воинство намеревающиеся выступить против них должно обладать хотя бы равной силой и обладать военными навыками необходимые для ведения долгой и затяжной войны. Дагестанский народ не обладает таким воинством. Чтобы содержать воинов они должны в течение недели совершать набеги в Грузию с небольшими затруднениями, захватывать добычу и быстро возвращаться. Такими хитростями они здесь и живут. Известно такими методами перед Российской империей успехов не достигнуть, это может стать гибелью для Дагестанского народа. Поэтому я не могу тебе ни чем помочь.

Проповедник Шейх Мансур в 1199 (1785) году в период правления султана Абдул-Гамида был назначен Турецкой державой в Чеченский и Дагестанский округ, чтобы собрать ополчение из мусульман, поднять народы этих округов на священную войну. В дальнейшем вмешаться в войну между Россией и Турцией возникшую в то время в Крыму. Шейх-Мансур будучи человеком известным среди мусульман и владеющий религиозным учением благородных нравов, был влиятельной фигурой среди народов Чечни и Дагестана как это выясняется из призывов и писем написанных в стихотворной форме, в книгах той эпохи.

Но, как ранее упомянул Аварский хан Уммахан, пресекал любую связь дагестанцев с Шейхом Мансуром. Воспрещал помогать или вступать в союзники Шейху Мансуру, так же как и Шамхал Тарковский, Казикумухский и Кюринский хан и его сын Сурхай-хан.

Движение Мансура, распространившись среди адыгов и дагестанцев, быстро охватило весь Северный Кавказ. Борьба с Мансуром и явившимися к нему на помощь турками во время Второй турецкой войны 1787—1791 гг. потребовала больших усилий и стоила Российской империи многих жертв.

После неудачи под Кизляром шейх Мансур потерял многих последователей. Сам он нашёл убежище среди кумыков, где начал собирать новое войско. Для этих целей он направил гонцов во все уголки Кавказа, с призывом встать под его знамёна и прибыть к Моздоку для борьбы с империей. На его призыв откликнулось 20 тысяч, среди которых были кабардинцы, кумыки, чеченцы и аварцы. Узнав о планах горцев, русское командование выдвинуло им навстречу 4-х тысячное войско под командованием полковника Нагеля. Ему была поставлена задача разгромить горское войско до того как они соберутся в указанном месте. Произошедшее с 30 октября по 2 ноября 1785 года близ татартупских развалин, недалеко от нынешнего осетинского села Эльхотово сражение вошедшее в историю как Татартупское, по причине своих беспорядочных действий горцы потерпели поражение и были вынуждены отступить в свои владения. Поражение внесло раздор в ряды горцев. Кумыки отступили в свои владения, аварцы и чеченцы устроили между собой резню, а кабардинцы вскоре объявили о покорности русским и направили им в поддержку свой отряд для действий против турок. Сам шейх Мансур перебрался за Кубань.

20 сентября 1787 года отряд полковника Ребиндера (армии Потёмкина) атаковал главный лагерь шейха Мансура из 600 арб, стоявших вагенбургом между реками Урупом и Лабой. После упорного сопротивления Мансур был выбит оттуда. 21 сентября Мансур попытался обратно отбить вагенбург. 22 сентября Мансур снова напал на русских и снова неудачно. С 13 октября по 2 ноября отряд Текелли численностью 12 тысяч чел. совершил рейд за Кубань против остатков войск шейха Мансура.

В октябре 1788 года генерал-аншеф Текели предпринял экспедицию к крепости Анапа в которой находился гарнизон состоящий из горцев и турок. Руководил обороной крепости Мансур. После ожесточенного боя штурмующие отступили. В начале 1790 года отряд под руководством генерал-поручика Ю. Б. Бибикова совершил второй поход к крепости Анапа, который завершился полным поражением. Отряд потерял почти половину личного состава и отступил.

После победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-паши на берегу Кубани силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в построенной турками крепости Анапа. 22 июня 1791 года, во время штурма российскими войсками Анапы, Мансур был ранен, а после взятия Анапы и отчаянного сопротивления был пленён (или сдался в плен) и был немедленно, под конвоем, отправлен в Петербург. Отношение к Мансуру было не как к пленному, а как к бунтовщику («опасному политическому преступнику»). Он допрашивался много раз секретарем «тайной экспедиции», а затем, по указу Екатерины, данному 15 октября 1791 г. полковнику Кулебякину, коменданту Шлисельбургской крепости, был приговорен к пожизненному заключению в этой крепости «за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи».

Смерть

Умер в Шлиссельбургской крепости.

Рапорт.

Сего апреля 14-го из объявленной экспедиции отпущенное повеление здесь мною оное получено 15 числа о погребении и о вывозе ис крепости на Преображенскую гору тела находящегося в сей крепости секретного арестанта Шиха Мансура. Исполняя оное повеление сего месяца в шестое на десять число пополудни в двенадцатом часу вышеписанного Ших Мансура тело ис крепости поручиком Юхаревым вынесено и прямо водою на Преображенскую гору отвезено, где оное и погребено, о чём сим Правительствующего Сената Тайной экспедиции покорнейше имею честь донесть.

Полковник и комендант Колюбакин.

Семья

У Мансура было ещё два брата (Танти и Тыча). Был он женат на Чачи, от которой у него на момент его ареста было трое детей — сын Яса (8 лет), и две дочери Рагмет (4 года) и Намет (1 год).

Память

  • В 1838 году в своей книге «Путешествие в Черкесию» Эдмонд Спенсер зафиксировал посвящённую шейху Мансуру песню, исполняемую местными бардами, и описал Мансура как героя всего Кавказа.
  • Надежда Ионина включила Шейх Мансура в список «100 великих узников»
  • Шейх Мансур включен в список «100 Великих людей Ислама»
  • Чеченские барды Хасмагомед Хаджимуратов , Турпал Джабраилов, Ризавди Исмаилов и Тимур Муцураев посвятили песни Шейху Мансуру с одноимёнными названиями.
  • В период фактической независимости Чечни в городе Грозный улица Маяковского, площадь Ленина и аэропорт «Северный» получили имя Шейха Мансура.
  • Улицы Шейха Мансура по сей день есть в Хасавюрте, Шали, Знаменском, Иласхан-Юрте, Коби, Шелкозаводской, Гикало, Первомайской, Гудермесе, Джалке и Малгобеке.
  • В посёлке Алды Заводского района города Грозный есть «Белая мечеть» имени Шейха Мансура.
  • Его именем названа улица в селе Кадыротар Хасавюртовского района Республики Дагестан.
  • Мемориальная доска в Хасавюрте на улице Шейха Мансура.
  • Имя Шейха Мансура носит чеченский батальон в составе Добровольческого украинского корпуса.
  • В 1992 году в Чеченской Республике Ичкерия была выпущена серия марок, на одной из которых был изображён шейх Мансур.
  • Потомки рода шейха Мансура в 2014 году установили на Алдынском кладбище памятник (чурт) шейху Мансуру как уроженцу Алдов погибшему на чужбине.
  • В 2015 году на мечети имени шейха Мансура в Алдах потомки рода шейха Мансура установили мемориальную плиту.
  • В декабре 2020 года Заводской район Грозного был переименован в Шейх-Мансуровский.
  • Киностудия «Грозный-фильм» носит имя Шейха Мансура.
  • 23 августа 2021 года состоялось открытие новой мечети имени Шейха Мансура в посёлке Алды.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: