Современный стоицизм — интеллектуальное движение, начавшееся в конце XX века, направленное на возрождение практики стоицизма. Его не следует путать с неостоицизмом, аналогичным явлением XVII века. Термин «современный стоицизм» охватывает как возрождение интереса к стоической философии, так и попытки приспособить античный стоицизм к языку и концептуальным рамкам настоящего. Возникновение современного стоицизма привлекло внимание международных средств массовой информации примерно с ноября 2012 года, когда была организована первая Ежегодная стоическая неделя.

Возрождение в ХХI веке

Доктор философии, специалист по античной философии Университета Торонто Брэд Инвуд (англ. Brad Inwood, автор более 30 статей о стоицизме, определяет современный стоицизм как «устойчивое философское движение, вдохновляющее людей в двадцать первом веке, заставляющее переосмысливать и организовывать свою жизнь для достижения личного удовлетворения». Современный западный стоицизм делает упор на «философию как образ жизни» и предлагает основной набор принципов, позволяющих справиться с испытаниями и невзгодами повседневной жизни.

Распространение современного стоицизма инициировала группа британских психологов и учёных, которая с 2012 года проводит мероприятия на стоическую тематику. Организация Modern Stoicism Ltd., пропагандирующая современный стоицизм в виде философии личной этики, зарегистрирована в Великобритании как некоммерческая компания, работает на добровольной основе (членство в организации платное). С 2013 года компания проводит Неделю стоиков (англ. Stoic Week), которая проходила в Лондоне, Нью-Йорке, Торонто и Афинах. В 2020—2021 годах в связи с пандемией организовано мероприятие Stoicon онлайн. По темам, связанным с философией современного стоицизма, проходят международные конференции с привлечением комиков-стоиков и учёных из разных университетов Канады, Великобритании и США.

Стэнфордская философская энциклопедия определяет стоицизм как «философию не об интересном времяпрепровождении или о конкретной области знаний, а как руководство к образу жизни», поскольку стоики «определяют философию как вид практики или упражнения». В обширном обзоре выдвигается несколько постулатов на основе сравнения академической философии и «стоицизма в целом в современном понимании»:

  • Понятие свободы: «только мудрый стоик действительно свободен. Все остальные рабы».
  • Большинство привязанных ко времени высказываний, которые выражены словами, имеют вечную ценность истинности.
  • Критерий истины: «существует абсолютное различие между мудрыми и невежественными», «мудрец-стоик никогда не совершает ошибок» и «если мы достаточно дисциплинированы, мы сможем избежать ошибок».
  • «Жизнь в согласии с природой» предназначена для работы на разных уровнях, «счастье состоит в рациональном выборе вещей в соответствии с природой».
  • Нет места конфликту между долгом и счастьем, если последнее рассматривается исключительно с точки зрения удовлетворения наших желаний.

По мнению профессора философии Нэнси Шерман античная философия стоицизма современными стоиками рассматривается больше как психотерапевтическая практика. Философия, по её мнению, превратилась в современном мире в «эгоцентричный поп-стоицизм и мега-индустрию, которая процветает на рынке». Она обращает внимание на неверное толкование философии стоицизма, которое в современном понимании не столько философия, сколько набор премудростей для преодоления беспокойства, медитаций для сдерживания гнева, упражнений для обретения тишины и спокойствия, тогда как «это ни в коем случае не суть философии стоицизма».

По мнению философа, взгляд, сфокусированный на себе, упускает из виду сделанный древним стоицизмом акцент на процветании общества как сообщества социальных «я», связанных локально и глобально. Шерман отсылает людей, пытающихся следовать стоицизму в ХХI веке, к высказыванию Сенеки: «Давайте развивать нашу человечность», которому неизменно следовали стоики, призывая к поиску силы в общей человечности и направляя её на помощь не себе, а группе. Философия стоицизма заключается в том, что она направляет людей к раскрытию собственного потенциала через разум, сотрудничество и самоотверженность.

В начале XXI века в проект «Стоицизм сегодня» стали активно привлекать британских историков, психотерапевтов и философов, отметивших положительные стороны древней философии. Так, Марта Нуссбаум отмечает, что рассуждения стоиков об эмоциях обладают «тонкостью и убедительностью, непревзойденной в истории западной философии». Движение значительно выросло в западных странах, проявляя себя в многочисленных статьях самых уважаемых изданий, блогах, онлайн-платформах, посвящённых конкретным вопросам и направлениям стоицизма в современном мире, поддерживаемых различными организациями (например, Университетом Эксетера) и социальными сетями.

Массовое возрождение стоицизма продолжилось в Интернете, в философских клубах и книжных магазинах благодаря книгам Алена де Боттона, Уильяма Ирвина, Оливера Беркмана и Райана Холидей. Стоицизм оказался особенно популярным среди американских военных, предпринимателей, комиков и спортсменов.

Основатель Бристольского философского клуба и почётный научный сотрудник Центра истории эмоций Лондонского университета королевы Марии, автор многочисленных статей о проекте Modern Stoicism and Stoic Week Жюль Эванс (англ. Jule Evans) отмечает, что основная идея современного стоицизма — это терапевтическая идея о том, что «не события, а наше мнение о событиях причиняют нам страдания» (Эпиктет). Человек не может контролировать или изменять внешние события, не зависящие от него, но он может контролировать своё мнение или отношение к нему, так как «самая важная основа хорошей и счастливой жизни не деньги, слава, власть или удовольствие, а хороший характер».

Он называет современный стоицизм «картонным» и считает, что в отличие от осознанности, современный стоицизм частично процветает за счёт отказа от метафизики и сосредоточенного внимания на этике, так как основная идея стоиков строится на том, «что Вселенная представляет собой сеть взаимосвязанного сознания». Современный стоицизм, по его мнению, может превратиться в «токсичную политическую идеологию „засасывания“» и окажется «большой грязной палаткой». Вместе с этим он отвергает «яростную идеологическую согласованность», приветствуя «дружбу и практику» как новый вид дружбы между теистами и атеистами.

В России интеллектуальная традиция Древней Греции пока не получила широкого распространения, лишь немногие сайты Интернета рассказывают о «фундаментальных истинах» и «главных упражнениях для современных стоиков», в основном, в блогах; русскоязычных западных интернет-изданиях, переводах статей, укладывающих философию стоицизма в «3 основных принципа», в «10 принципов», и в отрывках из книг.

Школа НИУ ВШЭ публикует на Youtube лекции о современном стоицизме кандидата философских наук, доцента Кирилла Мартынова. Комментаторы отмечают «ряд грубых фактических ошибок в изложении, касательно учения стоиков, так и его интерпретаций».

Московское отделение проекта «Стоическое братство» (англ. Stoic Fellowship) некоммерческой организации, зарегистрированной в США, перепечатывает сведения из западных интернет-изданий на платформе «Сигма». Неостоицизм ХХI века продвигается некоторыми журналистами и предпринимателями .

А. С. Павлов отмечает, что современный стоицизм, представляя собой «каркас разумного уравновешенного поведения», «не сообщает ничего нового о мире и, как следствие, оказывается недостаточным для построения целостного мировоззрения».

Основы

Философия

Современный стоицизм возник как часть всплеска интереса к этике добродетели в конце XX века. «Работы […] философов, таких как Филиппа Фут, Аласдер Макинтайр и Марта Нуссбаум, среди прочих, вернули этику добродетели как жизнеспособную альтернативу доминирующим кантианским — деонтологическим и утилитарным — консеквенциалистским подходам». Современный стоицизм опирается на всплеск публикаций научных работ по античному стоицизму в конце XX — начала XXI века. Кроме того, современное движение стоицизма уходит своими корнями в работу доктора Альберта Эллиса, который разработал терапию рационального эмоционального поведения, а также Аарона Т. Бека, которого многие считают отцом ранних версий когнитивно-поведенческой терапии. Виктор Франкл, находясь в заключении в нацистском концлагере во время Второй мировой войны также нашел стоицизм полезным; позже он разработал свою теорию, известную как логотерапия.

По словам американского философа Лоуренса Беккера, «интересно попытаться представить, что могло бы случиться, если бы стоицизм имел непрерывную двухтысячелетнюю историю; если бы стоикам пришлось противостоять Бэкону и Декарту, Ньютону и Локку, Гоббсу и Бентаму, Юму и Канту, Дарвину и Марксу». Или, как более кратко выразился Массимо Пильуччи, «стоит задуматься о том, что значит быть стоиком в 21 веке».

Первой крупной работой, в которой были изложены ключевые предпосылки современного стоицизма, возможно, была книга Лоуренса Беккера «Новый стоицизм», впервые опубликованная в 1997 году.

Психология и психотерапия

Стоицизм стал философским обоснованием для современной когнитивной психотерапии, в частности, для рационально-эмоциональной поведенческой терапии доктора Альберта Эллиса (REBT), основного предшественника КПТ. Руководство по когнитивной терапии депрессии, составленное Аароном Т. Беком с соавторами утверждает: «Философские истоки когнитивной терапии восходят к философам-стоикам». Известная цитата из Энхиридиона Эпиктета Enchiridion of Epictetus была преподнесена большинству клиентов во время начального сеанса традиционного REBT Эллисом и его последователями: «Нас расстраивают не события, а наши суждения о событиях». Впоследствии это стало общим элементом на этапе социализации многих других подходов к КПТ. Вопрос о влиянии стоицизма на современную психотерапию, особенно на РЭПТ и КПТ, был подробно описан в «Философии когнитивно-поведенческой терапии» Дональда Робертсона. Более того, несколько психотерапевтов начала XX века находились под влиянием стоицизма, в первую очередь школа «рационального убеждения», основанная швейцарским неврологом и психотерапевтом Полем Дюбуа, который в своей клинической работе в значительной степени опирался на стоицизм и поощрял своих клиентов изучать отрывки из Сенеки Младшего. в качестве домашних заданий.

Общественное движение

Современное движение стоицизма в значительной степени опирается на глобальные социальные сети и онлайн-сообщества. Как выразился Э. О. Скотт: «Современный стоицизм — это действительно феномен Веб 2.0».

Различия между современным и античным стоицизмом

Проблемы с обращением к природе

Древние стоики считали неоспоримым догматом, что для хорошей жизни нужно жить в согласии с природой. Согласно древним стоикам, природа по определению была добром, и все, что соответствовало природе, считалось добром. Более того, древние стоики обладали телеологическим взглядом на мир, то есть считали, что все во вселенной целенаправленно и рационально организовано для достижения хорошего результата. Однако в настоящее время придерживаться этой точки зрения гораздо труднее. По словам Беккера, «наука бросила серьёзный вызов нашим [стоическим] метафизическим воззрениям». Представление о рациональной организации мира в XXI веке кажется гораздо более сомнительным, чем два тысячелетия назад. «Когда мы сталкиваемся со вселенной, — пишет Беккер, — мы сталкиваемся с её безразличием к нам и нашей собственной незначительностью по отношению к ней. Он не обращает на нас никакого внимания, не имеет для нас никакой и не имеет цели для нас» . Ещё более насущные вопросы возникают, когда мы сталкиваемся с нашей собственной историей геноцида, зверств и убийств. Это основные вызовы древнему стоическому взгляду на мир как на разумное и по сути хорошее место.

Аналогичная проблема возникает с человеческой природой (в отличие от природы Вселенной в целом). Идея «следовать своей человеческой природе» также вызывает серьёзные вопросы. Как описывает это Беккер, «естественно» найти эти [определяющие] черты в человеческом характере и поведении, но столь же естественно найти значительное количество исключений. В результате ни одна из этих характеристик не укладывается в наиболее известные формы этического аргумента. В этом ключе «следование человеческой природе» не дает никаких конкретных результатов или руководящих принципов поведения. В целом, это одна из центральных проблем современного стоицизма: в XXI веке гораздо труднее обосновать наши этические принципы «природой», будь то универсальная, космическая природа или особая человеческая природа.

Добродетель, свобода выбора, счастье

Беккер строит свое прочтение стоической этики вокруг концепции свободы воли или через «идеальное агентство», как он это называет. Это можно охарактеризовать как веру в «изначальный примат добродетели с точки зрения максимизации своей свободы воли». Это агентство понимается в терминах «баланса контроля и стабильности» и действует с учётом всех обстоятельств, то есть после получения максимально подробной информации о фактах, насколько это возможно. С этой точки зрения счастье также объясняется и достигается через свободу воли. «Мы считаем, что счастье в понимании зрелых и подходящих агентов является свойством всей жизни, а не преходящего психического состояния. Мы считаем, что это достижимо только за счет надлежащего баланса стабильности и контроля при осуществлении свободы воли». Счастье в жизни является психологическим следствием здоровой свободы воли […] Жизнь мудреца- стоика наполнена таким счастьем как следствие добродетели".

Степени добродетели

В версии стоицизма Беккера ставятся под сомнение несколько догм древнего стоицизма. Например, традиционное стоическое понимание добродетели подвергается сомнению по принципу «все или ничего». В ортодоксальном античном стоицизме человек был либо совершенным мудрецом, либо вовсе не мудрецом, не было золотой середины или чего-то среднего. Древняя стоическая добродетель не допускает степеней. Беккер предлагает более мягкий и более тонкий подход.

Стремление к универсальности

Другая догма древних стоиков, которая иногда подвергается сомнению в современном стоицизме, — это идея о том, что врата стоической философии открыты для всех и что стоическая жизнь определённо является лучшим вариантом для каждого человека. Современные стоики с этим не согласны.

Стоицизм против аристотелизма

С ортодоксальной древней стоической точки зрения нет абсолютно никаких условий для начала стоической жизни. Стать мудрецом можно независимо от обстоятельств: будь то бедность, болезнь, физические невзгоды и так далее. Этот вопрос традиционно был основным отличием стоиков от перипатетиков, считавших, что для развития добродетели необходимо определённое количество внешних благ.

Дихотомия контроля

Важной концепцией древнего стоицизма является различие между вещами, находящимися под контролем индивида и независящими от него. Хотя эта концепция полностью принята многими современными стоиками, некоторые интерпретируют её по-новому. Например, Беккер предлагает следующий вариант: «разумно калибровать силу, глубину и распространение нашей привязанности к хрупкости и быстротечности задействованных объектов».

Аскетизм и отречение

Современный стоицизм не имеет единой позиции в отношении аскетических элементов стоицизма и в определении отношения мудреца к обычным радостям жизни. Беккер упоминает «замешательство как среди стоиков, так и среди их критиков» и «ложное представление о том, что стоический идеал — это жизнь, лишенная обычных удовольствий секса, еды, питья, музыки, богатства, славы, друзей и так далее». Согласно Беккеру, эта путаница происходит потому, что «стоики иногда заявляли, что для мудреца эвдемония каким-то образом заменяет обычное счастье». Станкевич выступил против «неверного истолкования аскетов», заявив, что «стоицизм — это не аскетизм, а стоик — не монах. Предложение стоиков гораздо шире и выходит далеко за рамки узкого аскетического пути». Таким образом, «мы [современные стоики] должны пользоваться разнообразием жизни, и мы должны жить и процветать в этом мире, принимая его таким, какой он есть. В отличие от монаха, стоик не уклоняется от множества различных аспектов земной и чувственной жизни».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: