Этьен-Луи Булле (фр. Étienne-Louis Boullée, 12 февраля 1728, Париж — 4 февраля 1799, Париж) — французский архитектор-неоклассицист, работы которого оказали значительное влияние на современных архитекторов и оказывают влияние по сей день. Представитель французской школы мегаломанов.

Биография

Родился в Париже. Учился у Жака-Франсуа Блонделя, Жермена Бофре и Жана-Лорана Леже. Под их началом изучил классическую архитектуру Франции XVII—XVIII веков в её популярном понимании и неоклассицизм, получивший развитие во второй половине столетия. Был избран в Королевскую академию архитектуры в 1762 году и стал главным архитектором при Фридрихе II, (по преимуществу почётное звание). Спроектировал некоторое количество частных домов с 1762 по 1778 годы; большая часть из них до настоящего времени не сохранилась. Среди сохранившихся работ необходимо отметить Hôtel Alexandre и Hôtel de Brunoy, оба в Париже. Вместе с Клодом-Николя Леду Булле был одной из наиболее влиятельных фигур французской неоклассической архитектуры.

Геометрический стиль

Наиболее ярко Булле проявил себя в качестве преподавателя и теоретика Национальной школы мостов и дорог (École Nationale des Ponts et Chaussées) между 1778 и 1788 годами, придумав свой особенный абстрактный геометрический стиль, источником вдохновения для которого послужили классические формы. Характерной чертой его работ был отказ от всей ненужной декоративности, значительное увеличение масштабов геометрических форм и повторение элементов, например, бесчисленные ряды колонн.

Булле был сторонником идеи, что архитектура должна выражать своё назначение. Это учение его критики назвали architecture parlante («говорящая архитектура»); оно было неотъемлемым элементом архитектурной школы Боз-ар во второй половине XIX века. Наиболее яркий пример его стиля — проект кенотафа для английского учёного Исаака Ньютона, в форме сферы 150-метровой высоты, врезанной в круглый фундамент с кипарисами наверху. Хотя проект так и не был реализован, эскиз сохранился в гравировке и имел широкое хождение в профессиональных кругах.

Наследие

Идеи Булле оказали заметное влияние на современников, не в последнюю очередь благодаря его роли в обучении других выдающихся архитекторов: Жана-Франсуа Шальгрена, Александра Теодора Броньяра, Жана-Николя-Луи Дюрана. Некоторые его работы увидели свет только в XX веке; его книга Architecture, essai sur l’art («Архитектура, очерк об искусстве»), отстаивающая идеи чувственного неоклассицизма, была опубликована только в 1953 году. Издание содержало его работы с 1778 по 1788 годы, в основном проекты общественных зданий, совершенно непрактичных из-за большого размера.

Из-за любви Булле к грандиозным проектам его часто характеризовали как мегаломаньяка и визионера одновременно. Его излюбленный приём противопоставления (смещение противоположных элементов проекта) и использование света и тени были в высшей степени новационными и продолжают оказывать влияние на архитекторов вплоть до сегодняшнего дня. Булле был открыт заново в XX веке; среди архитекторов, на которых он оказал влияние, — Альдо Росси.

Библиография

  • Boullée & visionary architecture ed. Helen Rosenau, Pub. Harmony Books, New York, 1976 ISBN 0856701572.
  • Boullée’s Treatise on Architecture by Étienne-Louis Boullée, ed. by Helen Rosenau, pub. Alec Tiranti, Ltd. London: 1953 First Edition
  • Étienne-Louis Boullée (1728—1799: Theoretician of Revolutionary Architecture) by Jean Marie Perouse De Montclos, pub.George Braziller; ISBN 0807606723; (February 1974)
  • Visionary Architects: Boullée, Ledoux, Lequeu by Jean-Claude Lemagny, pub. Hennessey & Ingalls; ISBN 0940512351; (July 2002)
  • Les Architectes de la Liberté by Annie Jacques and Jean-Pierre Mouilleseaux, coll. «Découvertes Gallimard» (n° 47), série Arts, ed. Gallimard; ISBN 2070530671; (November 1988) [In French]
  • A Dictionary of Architecture, James Stevens Curl, Oxford University Press (1999).
  • «Boullée, Etienne-Louis (1728—1799)», The Hutchinson Encyclopedia, Helicon (2001).
  • «Boullée, Etienne-Louis (1728—1799)», Crystal Reference Encyclopedia (2001).
  • Svend Eriksen, Early Neo-Classicism in France 1974. (London: Faber) translated by Peter Thornton.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: