Международный аэропорт Омск-Центральный имени Дмитрия Карбышева, сокращённо также Омский аэропорт, (ИАТА: OMS, ИКАО: UNOO) — международный аэропорт федерального значения Омска, расположенный в 5 км к юго-западу от центра города. Входит в тридцатку лучших российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты. Является узловым аэропортом (хабом) компании Red Wings Airlines и аэродромом совместного базирования: помимо гражданской авиации, здесь базируется авиация Росгвардии.

В случае завершения строительства нового аэропорта «Омск-Фёдоровка» за пределами городской территории, «Омск-Центральный» будет закрыт. Военный аэродром совместного базирования «Омск-Северный» также находится в черте города, но в данное время не предназначен для гражданской авиации.


История

  • 14 июля 1925 года в протоколе заседания Омской губернской плановой комиссии говорится об отводе участка земли под аэродром: «Учитывая весьма важное значение для дела развития, как военной, так и гражданской авиации, наличие достаточных по размерам и удобных по местоположению аэродромов, отнести под аэродром в городе Омске площадь размером 146 кв. дес., расположенную в южной части земель г. Омска и захватившую часть земель г. Ленинска».
  • 15 июля 1926 года в Омске завершился беспосадочный перелёт французских военных лётчиков Жирье и Дордилье по маршруту Париж — Берлин — Москва — Свердловск — Омск. Был установлен новый мировой рекорд: расстояние в 4800 км преодолено за 29 часов 40 минут без посадки.
  • В 1927 году здесь произвёл посадку самолёт под управлением С. А. Шестакова с механиком Д. В. Фуфаевым, совершавший перелёт по маршруту Москва — Токио — Москва.

В мае 1928 года проведены работы по выравниванию аэродромной площадки.

  • 24 июля 1928 года произвёл посадку самолёт, выполнивший первый почтовый рейс. Командование почтового отряда приняло решение, что Омск можно сделать базовым аэродромом. На протяжении двух с половиной месяцев продолжался опытный лётный сезон на аэролинии Москва — Новосибирск, и он прошёл удачно. На 1929 год стали планировать полёты до Иркутска.
  • В начале мая 1929 года для постоянного базирования в Омский аэропорт прибыли пять самолётов «Фоккер Ц-4». 17 мая из Москвы в Свердловск вылетел почтовый «Фоккер Ц-4», пилотируемый Ю. И. Рединым. От Свердловска до Новосибирска рейс продолжил Л. В. Лункевич. В тот же день из Иркутска в Новосибирск вылетел «Фоккер», пилотируемый И. С. Лапоноговым, дальше самолетом управлял Ф. Н. Кононенко, взявший курс с эстафетной почтой на Омск.
  • 17 мая 1929 года — официальная дата рождения аэропорта. В первые сутки работы прибыло два самолёта. Первые пилоты Омского аэропорта — Ф. Н. Кононенко, Л. В. Лункевич, Ю. И. Редин, Яхонтов, П. Т. Полозенко.
  • В 1931 году в аэропорту появились самолёты P-5, АНТ-9, год спустя — К-5, ПО-2.
  • С 15 мая 1931 года открылось воздушное пассажирское сообщение Москва — Новосибирск на трехмоторных самолётах типа АНТ-9. Самолёты были оборудованы комфортабельной пассажирской кабиной на 11 мест. Продолжительность полёта от Омска до Москвы 14 часов, от Омска до Новосибирска — 3 часа. В этом году омская аэростанция становила узловой. Зимой 1931—1932 годов впервые самолёты из Омска отправляются в Обдорск через Тавду. В эти годы осваивал новые воздушные трассы молодой пилот В. С. Молоков, один из первых лётчиков-Героев Советского Союза.
  • В 1932 году, несмотря на отсутствие инфраструктуры аэропорта, были налажены регулярные рейсы Тара — Большеречье — Омск.

Первыми зданиями аэропорта становятся помещения бездействующей мельницы купца Емельянова. В этом же году в Омске было создано авиазвено спецприменения, находившееся в подчинении Новосибирского 210-го лётного отряда. Авиазвено в больших объёмах выполняло различные народнохозяйственные и авиахимические работы.

  • С февраля 1933 года Омский аэропорт включен в обслуживание зимнего пассажирского и почтового грузового движения.
  • В 1934 году Омский аэропорт становится узловым на участке Западно-Сибирской трассы. Численность сотрудников авиамастерских достигает уже более 200 человек. Формируется 7-й ночной транспортный отряд, ставший в период Великой Отечественной войны авиаотрядом спецприменения.
  • 8 августа 1936 года в Омске совершил посадку АНТ-25, выполнивший полёт по маршруту Москва — остров Удд (Дальний Восток). Омичи восторженно встречали участников перелёта В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова, преодолевших за 56 часов 20 минут 9374 километра без посадок.
  • 12 февраля 1937 года самолет АНТ-4, Г-1 (ТБ-1), с бортовым номером Н-120, выполнявший перелёт по маршруту Москва — Уэлен — Москва, летчика-полярника Ф. Б. Фариха приземлился на Омском аэродроме. До сих пор зимой ещё никто не летал по этой трассе. Лётчики побывали почти на всех полярных зимовках, расположенных по побережьям морей Чукотского, Лаптевых и Карского. Основной груз — письма и посылки.

В 1945—1946 годах летали только ПО-2, перевозившие одновременно не более двух пассажиров. Этот воздушный транспорт использовался только для северных районов в зимнее время, куда очень трудно попасть обычными видами транспорта. До Усть-Ишима, например, приходилось лететь более 5 часов. Послевоенное время отмечено освоением новой скоростной авиационной техники: на авиалиниях появляются Ил-12 (1947), Ан-2 (1950), Ил-14 (1954). 15 сентября 1956 года в Омский аэропорт прибыл первым регулярным рейсом первый в мире реактивный самолёт Ту-104.

8 октября 1958 года открылся новый аэровокзал (позднее это здание стало аэровокзалом местных авиалиний). В нём были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения и телеграфом. В это же время были построены здание гостиницы № 2, цех бортпитания и другие здания.

В 1970 году было введено в эксплуатацию современное здание аэровокзала Омского аэропорта, рассчитанное на обслуживание 700 пассажиров в час.

11 октября 1984 года — в аэропорту Омска самолёт Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек (в том числе 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв из всех произошедших на территории России.

В 1991 году объёмы перевозок пассажиров, почты и грузов достигли пика. Отправки пассажиров без учёта транзитных достигали почти миллиона человек в год. В летний период принималось более 100 рейсов в сутки.

В конце 1980-х омский аэропорт стал одним из крупнейших на магистрали Москва — Дальний Восток. Города Крайнего Севера, Средней Азии через Омск соединены с главной магистралью. Город был связан более чем с 80 городами Советского Союза. Дальнейшее развитие получили и местные воздушные линии. 17 районных центров и населенных пунктов были связаны авиалиниями с Омском. Самолёт Ан-2 использовался не только на пассажирских авиаперевозках, но и при выполнении авиационных работ (задания по оказанию скорой медицинской помощи, по охране лесов от пожара и т. п.).

В 1994 году произошло разделение коллектива авиапредприятия на авиакомпанию «Омскавиа» и «Омский аэропорт». Позже из единой структуры авиапредприятия выделяются диспетчеры управления воздушным движением.

  • В марте 1997 года Омский аэропорт стал международным.
  • В 2000 году заменено светосигнальное оборудование.
  • В 2001 году за счёт собственных средств и кредитов был проведен капитальный ремонт взлётно-посадочной полосы.
  • В 2005 году для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов Омского аэропорта была построена современная аварийно-спасательная станция.
  • В 2006 году в рамках проводимой реконструкции аэровокзала изменилась система обслуживания пассажиров при регистрации. Внедрены автоматизированные системы для регистрации пассажиров: «Sabre», «SITA», «Регина», «Купол», «Астра».
  • С 2007 года пассажиры получили возможность обслуживаться в Омском аэропорту по электронному билету.
  • В 2008 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа ATR-72 и А-320-214, а также выиграл в суде несколько дел, в том числе дело о якобы нарушении санитарно-эпидемиологических норм. Арбитражный суд Омской области установил, что пробы воздуха, на основании которых аэропорту было выдвинуто обвинение, отбирались с нарушением процедуры. Постановление заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в отношении работников аэропорта признано незаконным.
  • Летом 2010 года Центральный районный суд Омска признал недостаточной пожарную безопасность международного терминала аэропорта и обязал муниципальное образование Омск как собственника здания установить системы оповещения людей о пожаре, автоматическую пожарную сигнализацию, обеспечить помещения первого этажа здания необходимым количеством эвакуационных выходов.
  • 2010 год — Омское НПО «Мостовик» ведёт строительство новых мест стоянки ВС, однако, когда строительство было практически завершено, выяснилось, что проектная документация не была оформлена должным образом. В результате уже почти готовые стоянки не вводятся в эксплуатацию до оформления всей документации.
  • Летом 2011 года началась реконструкция международного терминала аэропорта, которую ведёт омское НПО «Мостовик».
  • В 2011 году были запущены в эксплуатацию новые места стоянок ВС. Теперь самолётам с низкорасположенными двигателями не приходится ожидать буксировки. Также, был выполнен капитальный ремонт международного терминала. Одновременно с этим в правом крыле аэровокзала внутренних воздушных линий организован международный пункт пропуска на вылет. В этом же году осуществлена реконструкция привокзальной площади, на её территории введен в эксплуатацию автоматизированный парковочный комплекс.
  • В 2013 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа A321. 23 апреля инженерно-авиационная служба «Омский аэропорт» получила европейский сертификат EASA Part-145, который позволяет самостоятельно осуществлять техническое обслуживание воздушных судов типа Boeing 737 в соответствии с правилами и требованиями европейских авиационных властей EASA.
  • В 2014 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа Boeing 767.
  • В декабре 2014 года аэропорт впервые с начала 1990-х годов обслужил миллионного пассажира.
  • В феврале 2016 года «Омск-Центральный» получил награду за третье место в номинации «Лучший аэропорт 2015» в категории «Аэропорт регионального значения», до 2 млн пассажиров в год, на национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2016. Премия присуждалась на основании критериев, связанных с качеством обслуживания пассажиров и авиакомпаний, операционных показателей, транспортной безопасности, неавиационной деятельности и др. Третье место было присуждено при том, что количество обслуженных пассажиров за 2015 год уменьшилось в сравнении с 2014-м.
  • В августе 2017 года руководство воздушной гавани уточнило, что Омский аэропорт за первое полугодие заработал 385,3 млн рублей и вышел на прибыль в 32,7 млн рублей.
  • 31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя Дмитрия Карбышева

Технические данные

«Омск-Центральный» имеет одну взлётно-посадочные полосу 07/25, класса В, размерами 2501×45 м, максимальный взлетный вес воздушного судна 191 т, классификационное число ВПП (PCN) 50/F/C/X/T. Грунтовая ГВПП 2800×100 м в 2013 году была выведена из эксплуатации.

Также имеется 36 мест для стоянки воздушных судов, рулежные дорожки, технологические дороги, заправочную станцию, места для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью. Пассажиров обслуживают два терминала: терминал «B» — аэровокзал международных воздушных линий, терминал «A» — аэровокзал внутренних воздушных линий.

Аэропорт пригоден для приёма самолётов Ту-204, Ту-214, Ту-154, Ту-134, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, Boeing 737, Boeing 757, Boeing 767, Ан-148, Ан-74, Ан-26, Ан-24, Ан-12, Як-42, Як-40, ATR-42, ATR-72, Bombardier CRJ 100/200,Sukhoi Superjet 100, Airbus A310 (не более одного самолёто-вылета в сутки), Ил-62 (в исключительных случаях), Ил-76 (не более десяти самолёто-вылетов в сутки) и все более лёгкие, а также вертолеты всех типов.

В 2010 году во время визита президента России Дмитрия Медведева в Омск аэропорт принимал президентский самолёт Ил-96, хотя технически не приспособлен для принятия воздушных судов такого типа. 5 августа 2012 года Медведев снова посетил Омск, уже в качестве премьер-министра, и аэропорт вновь принимал Ил-96.

Показатели

Аэропорт Омска за 2020 год снизил выручку на 33% до 805,4 млн руб. по сравнению с 2019 годом (1,2 млрд руб.). Так, выручка от обеспечения взлета-посадки сократилась до 149,8 млн руб. против 221 млн руб. годом ранее. Выручка от пользования автовокзалом уменьшилась до 90,3 млн руб. (-44% к показателям 2019 года), выручка от реализации товаров, обеспечения авиаГСМ и питанием до 43,7 млн руб. (-59%).

Обслуживание пассажиров

Данные из запроса в Викиданные.

Авиакомпании и направления

Пункты назначения и перевозчики:

Поскольку аэропорт расположен на территории города (в Кировском административном округе города Омска), до него можно добраться маршрутным такси 225, 305 и автобусом 17-го маршрута (связывает с железнодорожным вокзалом)

Проблемы аэропорта

Конфликт аэропорта с областной властью

Постановления областного правительства по обустройству природного парка «Птичья гавань», расположенного в непосредственной близости от аэропорта, создают опасные условия для садящихся самолётов. «Птичья гавань» расположена в районе ближнего привода прямо под глиссадой аэропорта «Омск-Центральный». Увеличение числа птиц на этой территории противоречит действиям по усилению безопасности людей на воздушном транспорте. Службы обеспечения полётов ужесточают мероприятия по орнитологическому обеспечению полётов, закупается импортная техника, однако число столкновений с птицами только растёт. Статья 8.10.3 «Федеральных авиационных правил» гласит: «В полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов — менее 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА) не допускается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц» (в то время как «Птичья гавань» находится через дорогу от ограды аэропорта). Бывший генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» (подавший в отставку сразу после подписания президентского указа о передаче госпакета акций в собственность региона) Сергей Круглов обращает внимание областного правительства также на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации за невыполнение федеральных законов, приведшее или могущее привести к угрозе на транспорте и гибели людей. По его мнению, все проблемы аэропорта на совести областного правительства.

В марте 2006 года при поддержке губернатора Омской области Леонида Полежаева градостроительным советом было принято решение о строительстве 100-метрового небоскрёба в Омске в районе улицы 70 лет Октября, где по нормам высота зданий не должна превышать 22,6 метра. Позже началось возведение неподалёку здания высотой 63 метра. Авиадиспетчеры перестали видеть самолёты на экранах, что является прямой угрозой безопасности полётов. Прокуратура в 2008 году запретила строительство и подала в Первомайский и Центральный районные суды иски о сносе незаконно построенных зданий. Однако стройки продолжались, торгово-офисное здание на улице 70 лет Октября сдано в эксплуатацию. По мнению независимых юристов, до сноса новостроек дело не дойдёт. ООО «Управление капитального строительства „АСК“», возводящее одно из зданий, заявило о том, что на собственные средства поднимет радарные установки аэропорта на безопасную высоту, чтобы восстановить радиолокационный контроль за полётами воздушных судов.

Также в 2008 году областным градостроительным советом под предводительством губернатора был одобрен проект строительства многофункционального общественно-делового комплекса «Hilton» (высота здания отеля — 80 метров). Однако по нормам высота самолёта, заходящего на посадку, ниже планируемой высоты гостиницы.

Комплекс «Птичья гавань» по нормам не может превышать 15 метров в высоту, однако здесь планируется построить 7-этажное здание отеля и два 14-этажных бизнес-центра. Сергей Круглов также отмечает много других несостоявшихся проектов, на которые были потрачены впустую деньги бизнесменов, доверившихся обещанию губернатора «7 ноября 2008 года мы полетим с Фёдоровки». Сергей Круглов считает, что причины такого отношения к аэропорту «Омск-Центральный» лежат в отложенных обязательствах перед бизнесом и в стоимости земли под аэропортом. Площадь земли под аэропортом вместе с полосой шириной в 400—500 м вокруг ограждения аэропорта (где нельзя строить высотные здания) и санитарно-защитной зоной — это примерно 1,5 тысячи га кадастровой стоимостью около 90 млрд рублей. Рыночная стоимость, как правило, в 1,5-2 раза выше.

3 ноября 2008 года коллектив аэропорта написал обращение к президенту России Дмитрию Медведеву и председателю правительства Владимиру Путину, где сказано, в частности:

Все эти годы создавались невыносимые условия для предприятия, нас буквально терроризировали несметными количествами всевозможных проверяющих, завалили судебными исками напрямую и через коммерческие структуры ООО ПТФ «Промкомплект» и ОАО «Антей», которой в нарушение Земельного Кодекса были проданы три земельных участка на охраняемой территории аэропорта. По сфабрикованным документам «Антей» по решению суда взыскал с аэропорта более 4 миллионов рублей за уничтожение никогда не существовавшего недостроенного офисного здания. По этому поводу областная прокуратура направила протест, но безуспешно, и без вашей помощи федеральному предприятию эти деньги не вернут. Арбитражным судом Омской области принято решение, обязывающее нас беспрепятственно пропускать на территорию аэропорта личные машины новоявленных землевладельцев и выдать всем им постоянные пропуска на охраняемую территорию аэропорта, что противоречит не только здравому смыслу, но и федеральным законам, регламентирующим нормы авиационной безопасности. Омские судебные приставы требуют немедленного выполнения этого решения.
В течение 8 лет предприятию не дают удлинить взлётно-посадочную полосу, чтобы можно было бы использовать только один курс для взлёта и с одного направления принимать самолёты на посадку, исключив тем самым полёты самолётов над городом. Более того, через транспортную прокуратуру генерального директора С.Ф. Круглова предупредили о привлечении к ответственности в случае удлинения полосы, так как это «может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду».

Также в обращении находится просьба приостановить передачу аэропорта из федеральной в областную собственность до тех пор, пока правительство области не предоставит:

  • технико-экономическое обоснование завершения строительства аэропорта «Омск-Фёдоровка»;
  • проект инвестиционного договора;
  • результаты экспертизы федеральных органов исполнительной власти (Росавиации, Росимущества) указанных выше документов;
  • областной бюджет, принятого Законодательным Собранием Омской области, в котором предусмотрено выделение средств на данное строительство в полном объёме.

По словам Сергея Круглова, областная власть оказывала психологическое давление на весь коллектив аэропорта и его самого в частности: листовками, тотальными выемками документов как на самом предприятии, так и у партнёров, допросами, в том числе на рабочих местах. На допросы вызывались также дети, родственники и друзья Круглова. 30 января 2009 года была запланирована забастовка сотрудников аэропорта, связанная с заявлением губернатора Омской области Леонида Полежаева в СМИ о передаче акций ОАО «Омский аэропорт» в собственность области в течение двух недель в обмен на обязательство построить новый аэропорт за счёт средств областного бюджета.

Передача аэропорта в региональную собственность

В июне 2009 года Дмитрий Медведев подписал указ о передаче в региональную собственность принадлежащих государству 85,265 % акций ОАО «Омский аэропорт». Акции переданы для привлечения правительством Омской области инвестиций в размере не менее 7,476 млрд руб. для завершения к 2012 году строительства аэропорта «Омск-Фёдоровка» в расчете на увеличение пассажиропотока до 700 тыс. пассажиров. В августе 2009 года имущественный комплекс недостроенного аэропорта «Омск-Фёдоровка» перешёл в собственность Омской области.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: