«Пластун» — седьмой альбом советской и российской рок-группы DDT. Альбом был издан только в 1995 году, хотя записан в декабре 1991 года, на московской студии «Видеофильм». Сведение — Санкт-Петербургская студия грамзаписи. Выпущен на компакт-дисках и магнитофонных кассетах.
Песни из этого альбома появились в репертуаре ДДТ около 1988 года и составляли основу второй концертной программы «питерского периода» группы. «Пластун» впервые прозвучал целиком в сентябре 1988 года в ленинградском СКК. В студийном варианте песни с альбома были впервые запечатлены на магнитоальбоме «Предчувствие гражданской войны» в 1989 году.
Сам Шевчук так подходил к оценке этого произведения:
«Весь 1991 год мы пытались записать всё, что было написано до 1990-х. Я в Москве записывал вокал, жара жуткая, безветрие… Какое-то абсолютно болезненное, мерзкое состояние. Альбом мне совершенно не нравился. Я как бы проводил 1980-е тогда. Было ощущение прощания со старым. Я чётко осознавал, что мы должны что-то другое играть и делать. Иначе — или умрём, или всё, надо заниматься другим делом. Посмотрели на себя внимательно, на музыку свою, — она нам совершенно разонравилась. Мы даже альбом этот, который год вымучивали, решили не выпускать. Просто стыдно было. Мы выпустили его потом, когда эти обострённые чувства прошли. И стали перестраиваться, переориентироваться…»
—
.
«Этот альбом я бы назвал „пышным“. Пышным, потому, что много красок — клавиши, струнные, медь, симфонический оркестр и т. д. Мы были увлечены тогда классической музыкой, пытались по-своему скрестить её с роком, найти грань между пафосом и сермягой, лирикой. Основные песни посвящены нашим друзьям-афганцам и бушующей тогда вовсю перестройке. <…> Мы много экспериментировали, искали звук, короче, закопались и, на мой взгляд, пластинка получилась какая-то не очень живая, замученная, и решили не выпускать её. Зарезали. Первоисточники, практически пропали… И вот нашлась кассета. Послушали впервые за столько лет и решили выпустить. Жалко всё-таки, почти три года жили мы с этими песнями. Заново писать — некогда, да и мне, если честно, лень»
—
.
Вадим Курылёв рассказывал:
«Альбомчик вышел нешуточный — записывали его полгода, потом полгода сводили. Дело происходило в Москве на студии «Видеофильм» в 1991 году. Для того времени студия была очень современная и хорошо укомплектованная — она была оснащена даже компьютерами. На этой же студии записывался алисовский «Шабаш» и «Чёрный альбом» «Кино». На время записи мы все переехали в Москву, а я даже остался там ещё года на три. Большие технические возможности студии в результате лишь навредили альбому — Юра с Е. Мочуловым сводили его, пересводили, мы что-то переписывали, перепевали, опять пересводили и, в конце концов Юра решил его не выпускать. Видимо, он ожидал от «Пластуна» такого невероятного качества, что не мог примириться с тем, что получилось.
На самом же деле альбом не так уж и плох даже по качеству, а уж по содержанию — это один из лучших альбомов ДДТ. Здесь удалось развернуться Андрею Муратову со своими клавишами, а Андрей Васильев назаписывал своих любимых «стеклянных» гитар в таком качестве, как ему ещё никогда не удавалось. Реже всех на студии появлялся Никита и записывал в основном свою электро-скрипку, подаренную Стасом Наминым.
Почти все электро-гитары записал Андрей, за что и попал на обложку альбома. Впоследствии мне казалось, что это неожиданное для альбомов ДДТ оформление тоже сыграло роковую роль в судьбе «Пластуна». Он вышел лишь пять лет спустя, когда стало уже окончательно ясно, что переписывать его никто не будет — время прошло. В качестве приглашенных музыкантов в записи участвовали духовики из распадающейся тогда «Бригады С» и симфонический оркестр, который записывали отдельно, в Питере. Оркестровку для тех и других писал Дядя Миша. Пока писали этот злополучный альбом, в стране произошла революция, и Советского Союза не стало, Москва стала столицей России, а Ленинград — Петербургом. Я же остался жить в Москве и стал приезжать в родной город лишь для репетиций и записей следующих альбомов. Была ещё одна попытка записать альбом заново — инициатором был Игорь Доценко. С ним и с Андреем Муратовым в качестве звукорежиссёра мы записали заново треки ритм-секции для нескольких песен «Пластуна», но этот порыв не был поддержан самим Юрой, и, соответственно, провалился. В 1995 году, когда стали первый раз переиздаваться старые альбомы ДДТ на компакт-дисках, вышел в свет и «Пластун» 1991 года. Такова непростая судьба этого альбома»
—
.
Игорь Доценко констатировал:
«Жаль, правда, что мы перемудрили с барабанами на альбоме „Пластун“, в результате чего они провалены по звуку»
—
.
На песню «Предчувствие гражданской войны» в 1989 году был снят клип, режиссёр — Е. Аксенов.
«Дороги» посвящены памяти Александра Башлачёва, выпавшего из окна в феврале 1988 года, её последняя строчка — отсылка на первые свободные выборы в СССР 1989 года. В ночь после похорон Башлачёва была написана «Предчувствие гражданской войны», названная по одноимённой картине Сальвадора Дали; её можно увидеть в конце видеоклипа. Строки «Антиутопия на ржавом коне / Вскроет могилы уставших ждать…» — отсылка к Откровению Иоанна Богослова.
Композиция «Ветры» посвящена Афганской войне 1979—1989 гг.