08.12.2021

«Спасительная милость» (англ. Saving Grace) — фильм 1986 года американского режиссёра Роберта Янга.

Сюжет

Молодой кардинал Беллини (Том Конти) оказывается избран на престол папы римского под именем Лев XIV. Приняв избрание во имя службы Господу, спустя год протокольных обязанностей по приёму дипломатов и банкиров, благословению футболистов и групп детей и тому подобного он всё больше и больше сомневается в том, на своём ли месте находится. Он знает, что популярен в народе, однако чувствует, что сам оторван от своей паствы и делает для блага её и церкви куда меньше, чем когда был простым священником. В ходе исполнения своих обязанностей, однажды он (с помощью знающей язык жестов монахини) общается с глухонемой девочкой, специально приехавшей увидеть папу, но потерявшейся в громадном Риме. Папа Лев распоряжается помочь ей вернуться домой; узнав от девочки, что в её деревне Монтепетра нет священника, он обещает позаботиться и об этом.

Проходит сколько-то времени. Сомнения понтифика в своем служении не проходят, и за пару месяцев до Пасхи он даже озвучивает одному из ближних кардиналов мысль об отречении. Копаясь в саду в рабочей одежде и погнавшись за унесенным ветром письмом, он оказывается за пределами закрытой для туристов части Ватикана. Приняв это как знак возможности самому исполнить хотя бы одну просьбу к нему, папа направляется на попутках в Монтепетру. Добравшись до места, он обнаруживает, что отсутствие священника и полуразрушенная церковь — не главная беда этого селения, нищего и лишенного после землетрясения собственного источника воды, закрытого от внешнего мира карантинным постом после то ли реальной, то ли инсценированной эпидемии, со сломленными жителями, успевшими привыкнуть жить на «гуманитарную помощь» и даже не пытающимися вернуть родную деревню к нормальной жизни. Побеседовав с загадочным апатичным пастухом, ухитрившимся сразу угадать в нём Папу, несмотря на обычную одежду и небритость, герой начинает восстанавливать деревенский акведук — сначала самостоятельно и не обладая никакими навыками, но его подвижничество постепенно привлекает местных подростков, а потом и взрослых, возвращая им волю к жизни.

Тем временем, несколько доверенных кардиналов в Ватикане обороняются от остального клира, римской и международной прессы, обеспокоенных долгим непоявлением понтифика на публике, представляя его лежащим в постели с гриппом. Исходная неизвестность сменяется для них периодическими звонками подопечного (предусмотрительно не говорящего, где находится и когда собирается вернуться), но сам он возвращается в Ватикан лишь в самый последний момент — в день традиционной пасхальной проповеди с балкона базилики Св. Петра, тут же раскрывая пастве обман с болезнью и преподнося собственные злоключения и приобретённый опыт в качестве притчи.

В ролях

  • Том Конти — кардинал Беллини/папа Лев XIV/«Франческо Бьёмби»
  • Фернандо Рей — кардинал Стефано Бьонди
  • Эрланд Юзефсон — монсеньор Франческо Гецци
  • Дональд Хьюлетт — монсеньор Колин Макги
  • Том Феллеги — бразильский посол
  • Маргерита Горовиц — монахиня, владеющая языком жестов
  • Джулиан Дженкинс — экскурсовод в Ватикане
  • Итало Фурлан, Филипп Даккилле, Дон Шаррино, Тесса Пассанте — охрана Ватикана
  • Карло Монни — хозяин пиццерии
  • Марта Дзоффоли — Изабелла (глухонемая девочка)
  • Патрисия Маучери — Лючия (мать Изабеллы)
  • Джанкарло Джаннини — пастух Абаларди
  • Анджело Эванс — Джулиано
  • Эдвард Джеймс Олмос — Чолино (главный антагонист)
  • Франческа Роберти, Мауро Сакрипанти — репортёры

Съёмочная группа

  • Продюсеры: Герберт Солоу, Ньют Арнольд
  • Режиссёр: Роберт М. Янг
  • Авторы сценария: Дэвид Уорд (под псевдонимом Хоакин Монтана) и Ричард Крамер по одноимённой книге Селии Гиттельсон
  • Оператор: Рейнальдо Виллалобос
  • Композитор: Уильям Голдстайн

Фильм был снят с использованием мощностей киностудии Embassy Pictures, распространялся на территории США Columbia Pictures.

Особенности фильма и его оценка критикой

Материал картины был практически полностью снят в Италии, на территории Рима (включая Ватикан), Мантуи и города-призрака Крако, «сыгравшего» селение Монтепетра.

Профессиональная критика удостоила фильм оценок в диапазоне от нейтральных до положительных, обращая внимание на предсказуемость сюжета и чрезмерную молодость персонажа Льва XIV для такого поста, но признавая что талант Тома Конти выжимает максимум из условий и вызывает огромную симпатию к своему герою. По мнению TV Guide, режиссёр Роберт Янг в своей экранизации выразил более гуманистическую значимость истории, чем её религиозную составляющую, сделав её «идеальной притчей для семейного просмотра».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: