«Ленинград» — лидер эскадренных миноносцев проекта 1, построенный для Военно-Морского Флота СССР. Принимал участие в боях в составе Балтийского флота во время советско-финской войны и Великой Отечественной войны.

Строительство

Корабль был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова (завод №190). Получил заводской номер С-450. Спущен на воду 18 ноября 1933 года. Судно долгое время достраивалось на плаву, так как оно представляло собой лишь корпус, в котором только в 1935 году погрузили и смонтировали главную энергетическую установку, отдельные системы и вспомогательные механизмы. Вооружение, системы управления артиллерийской и торпедной стрельбой для лидера ещё только разрабатывались или проходили испытания.

Осенью 1936 года был завершён монтаж вооружения, оборудования и систем. В период с сентября 1934 по август 1935 года проходили швартовые испытания,в сентябре 1935 — октябре 1936 года — заводские ходовые испытания. В октябре 1936 года корабль предъявили Постоянной государственной комиссии по приёму построенных и капитально отремонтированных кораблей. На приёмо-сдаточных испытаниях 5 ноября 1936 года «Ленинград» при водоизмещении 2225 т и мощности 67 250 л.с. на мерной линии Гогланд—Родшер (длиной 9,65 мили) достиг рекордной по тем временам скорости — 43 уз. Это значение на 3 уз превышало спецификационное, что давало возможность даже уйти от прямой торпедной атаки. После официальной сдачи лидера флоту 5 декабря 1936 года — корабль до июля 1938 года простоял у достроечной стенки завода № 190 — по гарантийным обязательствам устранялось значительное количество дефектов, обнаруженных при первых выходах в море.

История службы

Служба лидера «Ленинград» началась в июле 1938 года, когда он отошёл от достроечной стенки завода № 190. Уже в июле 1939 года, корабль принимал участие в учениях — в составе эскадры выходил из Кронштадта до траверза острова Готланд, где отрабатывались задачи по совместному плаванию.

К началу Второй мировой войны «Ленинград» был включён в состав Отряда лёгких сил (ОЛС) КБФ. С 24 по 26 сентября лидер вместе с эсминцем «Стремительный» производил поиск польских подводных лодок у побережья Эстонии, а также в западной части Рижского залива. 24 сентября при осмотре эстонской бухты Ерулахт, корабль произвёл три безрезультатных залпа из двух орудий с дистанции 60 кб под предлогом обстрела секретной базы польских подводных лодок. После заключения между СССР и Латвией пакта о взаимопомощи 1-й дивизион эсминцев во главе с лидером «Ленинград», базировался в наиболее оборудованном порту — Лиепае.

Зимняя война

После начала Советско-финской войны по приказу Военного совета КБФ 5 декабря 1939 года был образован отряд особого назначения для занятия островов Лавенсари и Сескар. Командиром отряда стал капитан 1 ранга С.С.Рамишвили, который разместился на «Ленинграде». Судно находилось в составе группы кораблей эскадры Балтийского флота, основной задачей которой было подавление фланговых батарей противника, обстрел финского побережья и поддержка артогнём высадки десанта на острова Суурсари (Гогланд), Сескар и Лавенсари. В первый день войны корабль уже участвовал в обстреле финских островов. Следующий боевой выход судна состоялся 10 декабря для обстрела 254-мм батареи на острове Торсари (Тиуринсари). Из-за плохой видимости выполнить боевые задачи «Ленинград» не смог и, не открывая огня, повернул на обратный курс. В это время батарея противника начала артобстрел и первым же залпом накрыла судно. «Ленинград», иссечённый осколками от близких разрывов снарядов, вернулся в базу, где был произведён ремонт в мастерских порта.

В середине января 1940 года после устранения повреждений от предыдущего похода лидер был снова направлен для дозорной и блокадной службы в северной части Балтийского моря, в районе маяка Бенгтшер. После возвращения на базу через льды толщиной до 0,3 м корпус «Ленинграда» оказался деформированным от 0 до 140 шп. Отдельные вмятины корпуса достигали в высоту 2 м и ширину 6 м, а стрелка прогиба доходила до полуметра. От сильного сдавливания корпуса корабля льдами во многих местах разошлись швы наружной обшивки и топливных цистерн. В таком «небоевом» состоянии лидер был поставлен в ремонт.

Между войнами

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания, однако во время первого выхода были повреждены трубки котлов, что привело к внеочередному ремонту. Всего же с момента окончания Зимней войны и до начала Великой Отечественной «Ленинград» 9 раз вставал в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных гребных винтов.

Великая Отечественная война

Оборона Таллина

Накануне войны лидер «Ленинград» входил в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Таллине, где его и застало начало боевых действий. Уже в ночь на 23 июня лидер в составе отряда кораблей под флагом командующего эскадрой Балтийского флота контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко вышел в море на свою первую минную постановку на линии Ханко-Осмуссар, которая была выполнена без помех, после чего отряд возвратился в Главную базу КБФ. Приняв в минной гавани Таллина мины образца 1926 года, в ночь на 25 июня в составе того же отряда корабль вновь вышел на их постановку, а к 10 ч утра отряд без потерь возвратился в базу. «Ленинград» часто привлекался к минным постановкам, и в течение нескольких выходов выставил около 400 мин заграждения, постоянно находясь под обстрелом береговых батарей и бомбовыми ударами авиации противника. В июле на корабль была установлена временная система размагничивающих устройств.

Тем временем сухопутные силы противника блокировали со стороны суши Таллин, где сосредоточились к тому времени основные силы КБФ. Для помощи в обороне Таллина 10 августа 35 человек из экипажа лидера были направлены на фронт. Все крупные корабли, в том числе и «Ленинград», с 22 августа были включены в систему обороны города в качестве средств артиллерийской поддержки. 24 августа, согласно рапортам корректировочных постов, артиллерийским огнём крейсера «Киров» и лидера «Ленинград» была разрушена переправа в районе мызы Йыгису через реку Кейла-Йыги, где уничтожено и повреждено 20 танков.

Таллинский переход

28 августа принял участие в Таллинском переходе, прикрывая крейсер «Киров». Должен был занять место затонувшего «Якова Свердлова», но проигнорировал приказ комфлота. Во время перехода уничтожил батарею вермахта с мыса Юминда.

29 августа сопровождал повреждённого лидера «Минск». Во время сопровождения уничтожил несколько мин, вечером прибыл к Кронштадту.

Оборона Кронштадта

В первых числах сентября лидер привлекался к постановке мин на тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в 18 минных заграждениях. 17 сентября его включили в систему обороны города. С 19 сентября атаковался немецкой авиацией. 21 сентября был переведён в Западную группу кораблей, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.

22 сентября «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от взрыва немецкого снаряда. Был переведён к Канонерскому острову, но 12 октября во время ведения артиллерийского огня по неприятелю получил опасное повреждение от двух снарядов: первый пробил корпус и затопил цистерны с топливом и водой, осколки второго стали причиной пожара на палубе. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.

Эвакуация Ханко

Гарнизон с полуострова Ханко должен был быть эвакуирован в ближайшее время. 2 ноября «Ленинград» был включён во второй отряд. С 9 ноября отряд пытался прорваться к Ханко, но плохая погода помешала дойти до полуострова. 11 ноября отряд снова вышел к полуострову. Ввиду сильной бури протраленная полоса сузилась до 60 м, что сводило на нет все меры противоминного обеспечения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда (65 миль до Ханко) корабли вошли на минное поле, и в тралах начали взрываться мины. Две мины, взорвавшиеся в левом параване на расстоянии 10 и 5 м от борта «Ленинграда», серьёзно повредили корабль: вышли из строя левая турбина, лаг и гирокомпас, в обшивке корпуса появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в машинном отделении.

Связь с кораблём была, однако, потеряна. Командир «Ленинграда» решил возвращаться к Гогланду самостоятельно, однако сопровождавший его «Жданов» затонул в 5 часов утра. Тральщик Т-211 провёл повреждённый корабль к Гогланду. К середине дня 12 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.

Блокада Ленинграда

25 ноября «Ленинград» поставили на ремонт, в ходе которого специальным решением Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года было приказано смонтировать на «Ленинград» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ. Ремонт длился всю зиму. В мае 1942 года «Ленинград», включённый в артиллерийскую систему обороны города, вёл огонь по позициям противника. 14 мая в результате очередного огневого налёта противника на город лидер опять получил серьёзные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

Деблокада Ленинграда и последующие бои

В 1943 году корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии. В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Неве у моста Строителей, помогла снять блокаду. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.

За заслуги в обороне Ленинграда экипаж корабля в 1943 году награждён медалью «За оборону Ленинграда».

Послевоенная служба

После войны лидер несколько раз переклассифицировался. 12 января 1949 стал эсминцем. С 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошёл капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 был выведен из боевого состава КБФ и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. 13 октября 1959 года включён в состав СФ, 15 сентября 1960 года разоружён и превращён в плавказарму ПКЗ-16. Окончательно 10 августа 1962 года переоборудован в судно-мишень СМ-5.

В мае 1963 года при отработке нового ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Командиры

  • 1938—1939 — В. Н. Лежава
  • 1939—1941 — капитан III ранга С. Д. Солоухин
  • 1941—1942 — капитан III ранга Г. М. Горбачёв
  • 12.1942 — 09.1943 — капитан II ранга Г. С. Абашвили
  • 09-11.1943 — капитан III ранга Ротинов Николай Николаевич
  • 1943—1945 — капитан II ранга В. М. Климов
  • 27.01-04.1945 — капитан III ранга Павел Трофимович Гребенчук (врид)
  • 04.1945 — ? — капитан II ранга Е. П. Збрицкий
  • 1946—1947 — Г. П. Васильев

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: