Наваяна (дев. नवयान, IAST: Navayana) — в переводе означает «новая колесница», и относится к переосмыслению буддизма Бхимрао Рамджи Амбедкаром, лидером одноимённого движения, которое также называется необуддизм и IAST: Bhimayāna (по первому имени Амбедкара, Бхимрао). Амбедкар родился в семье далитов (неприкасаемых) в колониальной Индии, учился за границей, стал лидером Махар Далит и объявил в 1935 году о своем намерении перейти из индуизма в буддизм. После этого Амбедкар изучил тексты буддизма, счёл, что некоторые из его основных верований и доктрин, такие как Четыре благородные истины и «отсутствие Я», ошибочны и пессимистичны, и придал им собственное толкование, назвав «новой колесницей» буддизма или наваяной. 13 октября 1956 года Амбедкар провёл пресс-конференцию, на которой объявил о своём неприятии буддизма тхеравады и махаяны, а также индуизма. Его последователи считают себя не сектантами с радикально отличными идеями, а последователями нового движения, основанного на принципах буддизма.

В Индии в рамках буддийского движения далитов наваяна считается новой ветвью буддизма, отличной от традиционно признанных тхеравады, махаяны и ваджраяны. Это радикальное переосмысление буддизма в свете классовой борьбы и стремления к социальному равенству.

Амбедкар назвал свою версию буддизма наваяной или «необуддизмом». Его книга «Будда и его Дхамма» стала священной для последователей наваяны. Их обычно называют буддистами-амбедкаритами, необуддистами и, реже, буддистами наваяны.

Хотя термин «наваяна» чаще всего используется по отношению к движению, основанному Амбедкаром в Индии, иногда им обозначают вестернизированные формы буддизма.

Истоки

Амбедкар был влиятельным индийским лидером в колониальную эпоху и вскоре после того, как Индия получила независимость. Он был четырнадцатым ребенком в бедной семье Махараштры Далит, получил образование за границей, в 1920-х годах вернулся на родину и стал участником политического движения за социальные и политические права далитов. Он пришёл к выводу, что его община должна оставить индуизм и перейти в другую религию, чтобы освободиться от религиозных предрассудков. Для этой цели он выбрал буддизм в форме наваяны.

Доктрины и концепции

В 1935 году во время разногласий с Махатмой Ганди Амбедкар объявил о своём намерении перейти из индуизма в буддизм. В течение следующих двух десятилетий он изучал буддийские тексты и написал книгу «Будда и его Дхамма», в которой изложил основную доктрину нового религиозного движения.

Основные убеждения

В своей неопубликованной редакционной статье Амбедкар пишет:

Он указывает на то, что буддизм наваяны не является сектой, следующей радикально отличным от традиционной религии идеями, а представляет собой обновлённое движение, основанное на базовых принципах буддизма. Далее он говорит, что его доктрина упрощает учение буддизма и проясняет различные заблуждения и возможные сомнения, которые могут возникнуть у людей по поводу веры. Он объясняет:

Место буддизма по отношению к модернизму и науке

В своём эссе «Будда и будущее его религии» Амбедкар упоминает, что единственная основная вера, совместимая с наукой, — это буддизм . Он сравнивает Иисуса, пророка Мухаммеда и Кришну с Буддой и упоминает, что, тогда как они называли себя «сыном бога» (Иисус), пророк «посланником бога» (пророк Мухаммед) и «богом богов» (Кришна):


Кроме того, он заявляет, что буддизм — одна из немногих религий, которые не утверждают, что их ценности унаследованы от бога, и поэтому по своей природе гибки и способны противостоять модернизму. Амбедкар пишет в том же эссе:

Буддийская карма и её искажённое толкование индуистами

Одно из главных недоразумений, которое Амбедкар пытался прояснить в отношении буддизма, касалось кармы и анатты и кажущегося противоречия между принципами. Многие полагали, что буддизм очень похож на индуизм из-за наличия в обеих религиях концепции кармы и перерождения. По этому поводу Амбедкар очень ясно дал понять, что это очень разные философии:

Поэтому, рассуждает он, карма в буддизме — это моральная философия, основанная только на действиях в этой жизни, так что человек не считается беспомощным. Он утверждает, что теория кармы, основанной на прошлой жизни, — опасная идеология, потому что:

Он также утверждает, что унаследованная карма является откровенно антинаучной концепцией, поскольку:

22 обета Амбедкара

При обращении в буддизм Амбедкар дал 22 обета и попросил своих сторонников сделать то же самое.

Начало

Амбедкар переосмыслил буддизм, чтобы решить эти проблемы в своем уме, и переформулировал традиционные учения буддизма в «новой колеснице» под названием наваяна . Доктрина дхаммы наваяны, предложенная Амбедкаром, утверждает Самант (2004), «не соотносит мораль ни с трансцендентной [религиозной] областью», ни с «гражданским объединением, включая государство». Дхамма происходит от общественного сознания и является руководящим принципом.

Буддизм наваяны зародился в 1956 году, когда его принял Бхимрао Р. Амбедкар и 380 000 членов общины далитов перешли в наваяну из индуизма 14 и 15 Октябрь 1956 г. После этого каждый год 14 Октябрь отмечается как День Дхаммачакры Правартан в Дикшабхуми, Нагпур:

Священное писание и практика

Сочинения Б. Р. Амбедкара были посмертно опубликованы под названием «Будда и его Дхамма», и они стали священным писанием для тех, кто следует буддизму наваяны. Как утверждают Кеон и Пребиш (2013) последователи наваяны «часто называют их« библией », и содержащаяся в ней новая интерпретация буддийского пути обычно составляет их единственный источник знаний по этому вопросу».

Последователи наваяны считают Б. Р. Амбедкара бодхисаттвой, Майтрейей . На практике они почитают Амбедкара как практически равного Будде. Он считается тем, кому было предсказано явиться и научить дхамме после того, как она была забыта; его изображают с нимбом вокруг головы и подобные иконы является частью украшения святилищ наваяны. Хотя Амбедкар утверждал, что наваяна атеистична, в вихарах и святилищах наваяны содержатся изображения Будды и Амбедкара, и на практике последователи поклоняются им и возносят молитвы. Согласно Джунгхаре (1988), для последователей наваяны Амбедкар стал божеством, и ему преданно поклоняются.

Инициация

Переосмысление буддизма Б. Р. Амбедкаром и его формулировка в виде наваяны вызвали как поклонение, так и критику . Теории Наваяны переосмысливают основные доктрины буддизма, «социальный акцент Амбедкара исключает или искажает некоторые учения, лежащие в основе традиционного и канонического буддизма». Энн Блэкберн утверждает, что Амбедкар истолковал основные концепции буддизма в терминах классового конфликта, где нирвана не является целью и концом духовных поисков, а лишь подготовкой к социальным действиям против неравенства:

Ниббана (санскр. Нирвана ) состояние или процесс, который описывает просветление, считается [Амбедкаром] предвестником морально окрашенных мирских действий и явно ассоциируется с немонашеским образом жизни. Ниббана «означает достаточный контроль над страстью, чтобы позволить человеку идти по пути праведности». Интерпретация Амбедкаром дуккхи и ниббаны подразумевает, что моральное действие, к которому ниббана является подготовкой, исправит материальные страдания, вызванные неравенством.

Амбедкар считал, что все идеи буддизма тхеравады и махаяны, касающиеся индивидуальных заслуг и духовного развития, привнесены и «не могут быть приняты как слово Будды». Для Амбедкара буддизм должен быть движением за социальные реформы . Мартин Фукс утверждает, что усилия Амбедкара вызывают восхищение как попытка найти «пострелигиозную религию», которая выходит за рамки различий и руководствуется «разумным принципом социальности» не в смысле духовных доктрин, философских спекуляций и экзистенциальных вопросов.

Согласно Блэкберну, «ни один взгляд на традиционный буддизм - как движение за социальные реформы или как некую другую устойчивую сущность, интерпретируемую (или неправильно истолкованную) с точки зрения социальных реформ - не является исторически точным», тем самым ставя теории Наваяны вне истории, хотя и признавая их важным средством политической мобилизации далитов и общественного движения.

Учёные в целом признают, что представление о Будде, как о кастовом или социальном реформаторе неточны. Гомбрих (2012), утверждает, что нет никаких доказательств того, что Будда начал или проводил социальные реформы, или был против кастовой системы, скорее, его целью было спасение тех, кто присоединился к его монашескому ордену. Модернистские толкователи буддизма, утверждает Гомбрих, продолжают повторять эту «ошибку западных авторов», которая вошла в моду в колониальную эпоху. Эмпирические данные за пределами Индии, например, в буддийских монастырях Тхеравады сингальского общества, предполагают, что среди монахов сангхи, а также между буддийскими монахами и мирянами кастовые идеи преобладали. Во всех канонических буддийских текстах первыми всегда упоминаются кшатрии (каста воинов), а не брамины, вайшьи, шудры или неприкасаемые.

Новые интерпретации и отклонение основных доктрин буддизма Амбедкаром в том виде, в каком он сформулировал наваяну, привели к предположению, что Наваяну правильнее называть Амбедкаризмом. Однако Амбедкар не считал себя основоположником нового буддизма, но заявил, что он просто возрождает то, что было изначальным буддизмом после столетий «ошибочной интерпретации» заблуждающихся буддийских монахов. Другие, утверждает Скария, считают, что Амбедкар пытается интегрировать идеи Карла Маркса в структуру идей Будды, поскольку Амбедкар в последние годы своей жизни работал над эссе, посвященными им обоим.

По словам Джанет Контурси, Амбедкар переосмысливает буддийскую религию, а с помощью наваяны «говорит через Гаутаму и политизирует философию Будды, поскольку он теологизирует свои собственные политические взгляды».

Статус в Индии

Согласно переписи населения Индии 2011 года, в Индии 8,4 миллиона буддистов. Буддисты наваяны составляют около 87% (7,3 миллиона) индийского буддийского сообщества, почти 90% (6,5 миллиона) всех буддистов наваяны в Индии живут в штате Махараштра . В отчёте IndiaSpend.com о данных переписи населения за 2017 год говорится, что «уровень грамотности буддистов составляет 81,29%, что выше, чем в среднем по стране (72,98%)», но это не отличает буддистов наваяны от других буддистов. По сравнению с общим уровнем грамотности штата Махараштра, где проживают 80% буддистов, их уровень грамотности составляет 83,17% или немного выше, чем в среднем по штату (82,34%) .

По словам Джин Дариан, обращение в буддизм и его рост в Индии отчасти были вызваны нерелигиозными факторами, в частности политическими и экономическими потребностями общины, а также потребностями политических лидеров и расширяющейся административной структурой По словам Тревора Линга и Стивена Аксельрода, интеллектуальная и политическая сторона буддийского движения наваяны потеряла свою актуальность после смерти Амбедкара.

Праздники

Основными праздниками среди буддистов наваяны являются:

  • Амбедкар Джаянти
  • День Дхаммачакры Правартан
  • День Рождения Будды
  • Буддизм в Индии
  • Буддийский модернизм
  • Буддийский социализм
  • Увлеченный буддизм
  • Гуманистический буддизм
  • Буддисты маратхи

Комментарии

  • ↑ Бхимрао Рамджи Амбедкара также звали Бабасехеб Амбедкар.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: