Франциск (Франческо, Франтишек) Станкаро (лат. Franciscus Stancarus, нем. Francesco Stancaro, польск. Franciszek Stankar; 1501, Мантуя, Ломбардия — 12 ноября 1574, Стопница (ныне Буский повят, Свентокшиское воеводство, Польша) — видный немецкий деятель протестантизма эпохи Реформации, гебраист первой половины XVI века, итальянский католический священник, теолог, педагог, профессор иврита Кёнигсбергского университета.
Инициатор создания кальвинистских и унитаристских общин (называемых станкаристами от его имени) в Польше.
Итальянского происхождения. В молодости изучал гуманитарные науки и теологию, был рукоположен в священники в Падуе. В 1530 году опубликовал трактат De modo legendi Hebraice institutio brevissima. Воспитанный в католической вере, в 1540 году стал протестантом.
Из-за гонения на лиц, заподозренных в сочувствии к новому религиозному учению, вынужден был бежать из Мантуи. Читал лекции по ивриту в университете Падуи. Затем отправился в Венецию, где был арестован и на некоторое время заключён в тюрьму.
Покинул Венецию в 1541 году, отправившись сначала в Швейцарию, а оттуда в Трансильванию и прибыл в Вену (в 1544), где до 1546 года работал профессором греческого языка и иврита.
Позже был приглашен королём Сигизмундом-Августом для преподавания еврейского языка и Ветхого Завета в Краковском университете.
За свободомыслие лекций был осуждён судом под руководством кардинала Станислава Гозия и заключён в тюрьму, где написал труд Contra invocationem sanctorum (Против почитания святых). Через два месяца был освобожден и в 1550 году нашёл убежищем у протестанта дворянина Николая Олесницкого.
По его инициативе была основана реформаторская церковь, которая стала ядром реформаторства, а также унитарной церкви в Польше. Тогда же написал Canones Reformationis («Реформацию канонов»), реформатскую доктрину новой церкви, состоявшую из 50 статей, которая была опубликована только в 1552 году во Франкфурте-на-Одере.
В 1551 году переехал в Пруссию. Получил должность профессора иврита в Кенигсбергском университете.
Будучи антитринитарием (отрицающим Троицу) не признавал большинство церковных обрядов и догматов, схоластическую философию и теологию, критиковал утверждения Библии (бессмертие души, загробный мир и др.), библейские чудеса. Признавал только единого Бога. Сторонник учения братьев Фауста и Лелио Социны. В отличие от Лютера они считали, что Священное Писание как единственный источник вероучения приемлемо лишь в том случае, когда оно не противоречит разуму. От их имени последователей стали называть социнианами. Итальянцы Джорджио Бландрата и Франциск Станкаро, подляшский уроженец Пётр из Гонёндза принесли учение в Литву
Автор известной грамматики еврейской языка «Ebreae grammaticae institutio» (Базель , 1547; 2-е изд. 1555). Переводчик Библии на польский язык (Брестская Библия).
Участник нескольких богословских споров (в том числе с Андреасом Озиандером, Андреасом Мускулусом и др.). Утверждал, что Христос выступал как посредник между Богом и людьми только по своей человеческой природе, поскольку посредничество по божеству умалило бы его равенство Отцу. Станкаро обвинял в арианстве придерживавшегося противоположной точки зрения Филиппа Меланхтона, но в 1559 году на синоде в Пиньчуве был сам обвинён в несторианстве, иудаизации и мусульманстве и отлучён от церкви. По просьбе польских протестантов в мае 1560 года Вермильи и Кальвин написали опровержение Станкаро от имени своих церквей, но тот не поверил в подлинность этих посланий. В следующем году швейцарцы написали новые письма, на что Станкаро ответил памфлетом, в котором обвинил Кальвина и Буллингера в арианстве, утверждая, что «Пётр Ломбардский стоит больше, чем сотня Лютеров, две сотни Меланхтонов, три сотни Буллингеров, четыре сотни Петров Мартиров и пять сотен Кальвинов, и все они вместе, растолчённые в ступке пестиком, не дадут и унции истинного богословия».