«Раскраски для взрослых» — первый студийный альбом российской певицы Монеточки, выпущенный 25 мая 2018 года.
На «Раскрасках» Монеточка отходит от простых фортепианных песен, записанных дома, в сторону более коммерческих поп-аранжировок с влиянием поп-музыки 1990-х и танцевальной музыки, которые написал Виктор Исаев. Основные темы, которые затрагивает альбом — молодость, взросление и любовь. Тексты Монеточки часто отсылают к различным явлениям русской и мировой культур, упоминая и цитируя музыкантов и поэтов, а также к приметам быта молодёжи 2010-х.
Альбом принёс Монеточке огромную популярность в России и стал одним из самых обсуждаемых русскоязычных релизов года. Критики отзывались о «Раскрасках» в целом положительно; многие издания называли его одним из главных российских альбомов года и даже десятилетия. Сама Монеточка после «Раскрасок» стала одним из главных поп-музыкантов России конца 2010-х.
В 2016 году Лиза Гырдымова под псевдонимом Монеточка опубликовала альбом «Психоделический клауд рэп», записанный дома под фортепианные поп-аранжировки. Несмотря на кустарную запись, альбом привлёк к Монеточке внимание музыкальной прессы и даже попал в список лучших альбомов 2016 года сайта The-Flow. После выхода альбома Монеточка в интервью порталу «Дистопия» упомянула, какой бы хотела видеть свою музыку в будущем: «Моя мечта — уйти в киберпанк или нечто вроде этого. Чтобы мой голос был, словно электронным, музыка — почти восьмибитной, и тексты о вечности».
Гырдымова рассказала, что захотела познакомиться с музыкантом Виктором Исаевым после того, как услышала его проект БЦХ, написала ему, и они встретились. Они начали сотрудничество: в 2017 году Монеточка выпустила сингл «Последняя дискотека», спродюсированный Исаевым. Сингл ознаменовал отход от её первоначального «домашнего» звука и был тепло принят критикой, и Гырдымова и Исаев начали совместную работу над следующим релизом Монеточки. В январе 2018 года здание The Village включило предстоящий альбом Монеточки в число самых ожидаемых альбомов года.
Лейбл «М2», на котором должен был выйти альбом, установил для Гырдымовой и Исаева дедлайн, к которому релиз должен был быть завершён — 1 мая 2018 года. «Раскраски для взрослых» появились на стриминговых сервисах 25 мая. В этот же день об альбоме написали многие издания, в том числе «Meduza» посвятила ей большую статью. 28 мая Монеточка выступила с композицией «Каждый раз» в телепередаче «Вечерний Ургант». 1 июня в клубе Aglomerat состоялась презентация альбома. 2 июня Монеточка выступила на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи с песнями «Каждый раз» и «Нимфоманка».
К 4 июня все песни с «Раскрасок для взрослых» оказались в чарте Яндекс.Музыки. 10 июня Монеточка выступила на фестивале «Боль» в Москве, 28 июля — на VK FEST, 4 августа — на «Пикнике „Афиши“». В течение июня на некоторых федеральных телеканалах России вышли сюжеты, посвящённые выходу альбома и неожиданной популярности певицы.
Автор обложки — екатеринбургский художник Никита Жижанов, известный под псевдонимами GREEDYART и «Nikita.». Он рассказал, что Монеточка рассказала ему идею про силуэт, который она представляла, а он её реализовал; также он пояснил, что жёлтый круг вокруг головы этого силуэта является не нимбом, а изображением лампочки.
4 июня 2018 года был опубликован видеоклип на песню «Запорожец», режиссёром которого выступил Дмитрий Масейкин. Клип с улетающим в космос автомобилем «Запорожец» должен был отсылаться к запуску автомобиля Tesla Roadster в космос Илоном Маском, но процесс создания затянулся, и выпустить его получилось только через четыре месяца после самого события. 17 августа в калининградском кинотеатре «Заря» в рамках фестиваля «Короче» состоялась премьера видео на песню «90», срежиссированного Михаилом Идовым; 21 августа клип был опубликован на YouTube. Визуально клип является оммажем фильму «Брат» Алексея Балабанова, с цитированием конкретных сцен и образов из фильма. В видео в качестве камео появились музыканты Гречка, Татьяна Буланова, Мистер Малой и Евгений Фёдоров, а также кинокритик Станислав Зельвенский.
2 апреля 2019 года был опубликован клип на песню «Нимфоманка». В нём Монеточка предстала в трёх образах, отражающих разные исторические эпохи, «от советского времени в духе Пугачевой до ютьюб-эры с её хип-хопом, неоном и детским контентом». 5 сентября 2019 года был опубликован четвёртый клип, на песню «Нет монет», в котором покадрово дословно воспроизводится сюжет песни.
«Раскраски для взрослых» состоят из десяти треков; их жанровую принадлежность в прессе описывали как поп, инди-поп или тин-поп с влиянием электроники, поп-музыки 80-х и 90-х и танцевальной музыки. В песнях альбома певица исследует такие темы, как «взросление и поиск себя», «молодость, любовь, смерть и прочее злободневное», а также с иронических и постмодернистских позиций осмысляет наследие русскоязычной культуры. Вместе с тем в текстах много примет быта современной России и в особенности молодёжи; в отношении альбома в прессе неоднократно использовали выражения вроде «гимн поколения», «манифест поколения», «портрет поколения» и подобные. Обозреватели The Village посчитали, что «в „Раскрасках для взрослых“ собраны почти все языковые маркеры молодых жителей больших городов России конца 2010-х — и как минимум эпоху по ним можно будет изучать». За подробное описание своего времени Монеточку неоднократно сравнивали с Земфирой, а также с Виктором Цоем и писателем Виктором Пелевиным. Сама Лиза Гырдымова отмечала влияние лирики рэп-музыканта Noize MC на свои тексты, а её общее ироническое настроение сравнивали с творчеством группы «Сатана Печёт Блины», которую она сама также называла в числе вдохновений. Свою лирику на «Раскрасках» она описывает так:
Noize MC так описал лирику «Раскрасок»:
Гырдымова рассказывала, что при написании текстов альбома ей хотелось сочинить в первую очередь более позитивную музыку:
Тексты альбома содержат множество отсылок к явлениям русской культуры: преимущественно поэзии русского Серебряного века (прежде всего Марины Цветаевой и Анны Ахматовой), а также к песне «Хочу перемен!» группы Кино, стихотворениям Александра Пушкина и фильму «Русский ковчег» Александра Сокурова. Многие музыканты или их произведения упоминаются на альбоме напрямую: среди них «Кровосток», Pussy Riot, Стас Михайлов, «Ласковый май», Boulevard Depo и Lil Peep; упоминается также песня «Rape Me» группы Nirvana и самоубийство её лидера Курта Кобейна. Сама Гырдымова так ответила на вопрос о скрытых отсылках: «Никаких отсылок я не делала. Я это просто не люблю. Но когда мы записывали альбом, я много читала этих поэтов [Блока, Ахматову, Цветаеву], может, что-то отложилось в подсознании и вылилось в текст».
При этом она так прокомментировала своё образование:
Марина Аглиуллина из «BURO 24/7» посчитала, что «признаки, заставляющие записывать Монеточку в молодёжную музыку, а то и вовсе в тин-поп — чисто формальные». Некоторые критики сравнивали звучание альбома с музыкой Moby. Музыкальный продюсер альбома, Виктор Исаев, в шоу «Вписка» так охарактеризовал свою музыку: «Весь концепт был [в том, чтобы] <…> поддержать Лизину лирическую сторону музыкальной — такой же. И чтобы она была такой, шутливой, типа, интернетной… ироничной». Гырдымова рассказывала, что она предоставила Исаеву полную творческую свободу в музыкальном плане, сосредоточившись на текстах.
Название открывающей композиции «Русский ковчег» отсылает к одноимённому фильму Александра Сокурова, а в тексте цитируется одна из реплик фильма («И плыть нам вечно, и жить нам вечно»). В песне Монеточка обильно цитирует явления русской культуры, по её словам, песня — «про ковчег, про русскую культуру. Она плывет-плывет, все думают: когда же она уже затонет. А она все никак не тонет». В числе прочих явлений Монеточка упоминает Виктора Цоя и цитирует композицию «Хочу перемен!» группы Кино, помимо этого в аранжировке содержится музыкальная отсылка к гитарному риффу из «Хочу перемен!». Сергей Мезенов из Colta, рассказывая о песне, сказал, что «у Монеточки хватает всего, что нужно: таланта, ума, наблюдательности, иронии, эмпатии, смелости, наконец, чтобы выступить по такой теме, ну, в общем, блистательно».
Песня «Каждый раз» стала главным хитом с альбома. Сама Гырдымова пояснила, что песня повествует о девушке, которая «страшно влюблена <…> но хочет казаться крутой и самостоятельной: „Мне никто не нужен, мне нужны одни стихи!“». Также она сказала, что песня задумывалась как автобиографичная. На текст припева песни Гырдымову вдохновила надпись на стене в лестничном проёме в здании бара «Сосна и липа»: «Если бы мне платили за каждый раз, когда я тебя вспоминаю, я была бы бомжом» — эта строчка в несколько изменённом виде стала основой припева. В песне также цитируется название рассказа «Инкогнида» Василия Лебедева-Кумача.
Гармонию «Каждый раз» сравнивали с гармонией композиции «Get Lucky» группы Daft Punk. Гырдымова заявила, что по её мнению, совпадение аккордов нельзя считать плагиатом. По словам Исаева, треки «Каждый раз» и «Нимфоманка» были закончены последними, за несколько дней до дедлайна, установленного лейблом. Он также заявил, что «Каждый раз» была написана без расчёта на коммерческий успех.
Песня «Нет монет» вдохновлена танцевальной музыкой и хаус-рэпом, который стал популярен в России в 2010-х. Гырдымова так прокомментировала стиль композиции: «…Ты берешь жанр рэпа о творческом пути и в рамках этого жанра по всем его канонам его высмеиваешь. И музыка должны быть соответствующей. Тоже созданной якобы в этих канонах, но в то же время высмеивать их своей наивностью и простотой». Песня началась с англоязычного вокального семпла, найденного Исаевым, на котором как будто поётся фраза «нет монет».
Композиция «Кумушки» построена вокруг русской народной песни «Ой, кумушки, кумитеся».
Песня «90» высмеивает стереотипы о «лихих 90-х», которые воспроизводятся в том числе и теми, кто родился позже 1990-х годов и этого времени не застал. «Твоё имя», рассказывающая о смерти человека, посвящена дедушке Гырдымовой. Трек «Запорожец» вдохновлён реальным автомобилем «Запорожец», который был у дедушки.
В заключительной песне «Пост-пост» Монеточка иронически осмысляет наследие постмодернизма и постструктурализма, современный метамодернизм, упоминая Жана-Поля Сартра. Некоторые моменты нарратива песни отсылаются к событиям жизни самой Гырдымовой: так, лирическая героиня из Екатеринбурга, а упоминаемый в песне «Слава», прообразом которого является музыкант Вячеслав Карелин, с которым Гырдымова общалась, уговаривает её бросить институт. Егор Беликов из ТАСС посчитал, что в этой песне не только «самый бронебойный припев за этот год, так даже более того — это абсолютно программное произведение», и назвал её «гимном поколения, которое в сутолоке пост- и метамодерна, оккупировавшего все области жизни, потеряло смысл жизни».
Альбом вызвал бурные обсуждения среди слушателей и критиков. Большинство журналистов положительно отозвались об альбоме; многие высоко оценили аранжировки Виктора Исаева, а также похвалили тексты, отметив присущую Монеточке иронию.
Обозреватель портала «Meduza» Александр Горбачёв назвал «Раскраски» лучшим русским поп-альбомом 2018 года, отметив серьёзную работу над музыкой по сравнению с дебютным альбомом и вклад в эту работу продюсера Виктора Исаева: «БЦХ дал Монеточке грув, высветил всю неотразимую ясность её мелодий и поместил голос в оптимальное звуковое окружение». Егор Беликов в статье ТАСС назвал «Раскраски» «кажется, главным русскоязычным альбомом за весь 2018 год» и посчитал, что он «довольно зрелый, хотя частично неопытность в нём все же ощущается». Никита Величко из Time Out нашёл в «Раскрасках» «въедающиеся в память рифмы и отличный продакшн». Кирилл Мажай в статье The Village отметил, что «мнения о молодой сенсации диаметрально противоположные: от непринятия и жесточайшей критики до возведения в статус спасительницы русской музыки и самой лучшей певицы в России нового века», но заявил, что Монеточка «прошла гигантский путь <…> до… меметичной поп-звезды с убийственными хуками и качественным продакшеном».
Николай Овчинников посчитал, что альбом представляет «удивительный, слегка наивный взгляд нового поколения на судьбы родины, на 1990-е, на отношения, который звучит не как трёхгрошовый инди, но как настоящий поп-блокбастер». Кирилл Бусаренко из «Канобу» назвал альбом «поэтичным, разноцветным и очень ироничным портретом поколения соцсетей». Сергей Мезенов посчитал, что композиции с альбома «озвучены бодрыми мелодиями, изящно балансирующими на грани идеально-бессмысленной, но энергичной попсы и точнейшей на неё пародии, <…> богаты запоминающимися литературными деталями и при всей своей ласковости фиксируют среднюю температуру по палате довольно безжалостно — как бы бравурно ни полоскались флаги над мачтами русского ковчега, на его борту царит вечная неудовлетворенность». Редакторы «Стороны», обозревая альбом, посчитали, что в лирике «Лиза, кажется, не имеет аналогов на современной российской сцене», а также написали, что «практически все композиции с этой пластинки уже постепенно становятся самостоятельными ироничными гимнами общественной и личной жизни современного поколения в России».
Алексей Мажаев в рецензии для портала InterMedia написал, что «у Монеточки появились „настоящие“ аранжировки, порой довольно сложные — впрочем, вопрос о том, подходят ли они к её высокому голосу, пока остаётся дискуссионным», а также посчитал, что «тексты Монеточки отличаются всё той же глубиной, юмором и парадоксальностью». Борис Барабанов из «Коммерсантъ» высказался менее восторженно, выразив своё удивление от успеха альбома у критиков: «Это странная история, честно говоря, то, что я послушал, меня вообще никак не впечатляет, то есть это для меня какой-то изгиб магнитного поля, связанный скорее с нашими журналистами, нежели с качеством этого материала». Гуру Кен посчитал, что Монеточке удалось отразить «зеркальную искренность поколения 19-летних», но «в сочетании с незамысловатой инди-поп аранжировкой от БЦХ это выглядит отчаянно нелепо», и пожелал ей в будущем «сделать звук отточенно-профессиональным из большой поп-музыки», поставив альбому 6 из 10.
Альбом стал громким культурным явлением в России, о нём писали и спорили многие не-музыкальные публицисты. Так, Олег Кашин назвал альбом «феноменом», а Юрий Сапрыкин признался, что «в попытках разоблачить художественную несостоятельность Монеточки прослушал её альбом за лето больше, чем любой другой, выучил половину песен наизусть, посмотрел все видео, сходил на концерт, [теперь] ставлю её друзьям».
Музыкальный обозреватель газеты «Коммерсантъ» Борис Барабанов, несмотря на сдержанную рецензию, назвал трек «Каждый раз» одной из 16 главных песен 2018 года, а об альбоме в целом написал, что с ним певица «сумела сломать рамки независимой сцены и вырваться на поле мейнстрима».
Артемий Троицкий осудил шумиху вокруг альбома, заявив следующее: «Что действительно меня раздражает — это что по поводу Гречки и Монеточки стали апологетически, со слюнями высказываться высоколобые интеллектуальные обозреватели. <…> Это одновременно суперснобизм и пресмыкательство перед неразборчивой молодежью». Так же сдержанно об альбоме отозвался Максим Кононенко, посчитавший, что значение «Раскрасок» переоценено: «это просто альбом, хороший, удачный, получившийся — но просто альбом, здесь и сейчас».
Некоторые подозревали, что неожиданный успех альбома является результатом целенаправленной продюсерской раскрутки, но сама Гырдымова заметила, что это не так, несмотря на то, что она общается и советуется с некоторыми личностями из музыкальной индустрии: помимо музыкального продюсера Виктора Исаева, в их числе Noize MC и Сергей Мудрик.
На вопрос о причинах внезапной популярности альбома Гырдымова ответила так: «В России, если пишут попсу — даже качественную — она обязательно про ссоры, расставания. А музыки с интересным текстом, которая при этом была бы танцевальной, крутой, свежей — почему-то не было давно. Мне кажется, у меня получается делать что-то подобное». Во многих интервью на рассказывала, что не ожидала такой бурной реакции на выход «Раскрасок», и ни она с Исаевым, ни звукозаписывающая компания не рассчитывали на большой успех, а также заявила, что значение альбома, по её мнению, переоценено прессой. Исаев также рассказал, что при выходе «Раскрасок» музыканты не слишком рассчитывали на успех. В другом интервью изданию «Коммерсантъ» Гырдымова, однако, сказала следующее: «Я просто очень старалась, и я знаю, что если я прямо стараюсь, то оно всегда ко мне возвращается. И я знала, что он понравится, и я делала на него вот такую большую-большую ставку, и если бы он не понравился, то я бы, наверное… не знаю. Может быть, я бы вообще больше ничего не писала».
«Раскраски для взрослых» были неоднократно названы одной из главных или лучших записей 2018 года на русском языке. После выхода альбома Монеточка получила две премии Jager Music Awards — в номинациях «Группа года» и «Сингл года» (за песню «Каждый раз»).
Сайт The Flow поставил композиции «90» на двадцатое место в списке 50 лучших треков 2018 года, «Каждый раз» — на первое, а сам релиз — на первое место в списке лучших альбомов года по версии редакции. По результатам голосования, проводившегося среди читателей The Flow с 9 по 16 января 2019 года, альбом «Раскраски для взрослых» занял третье место среди главных альбомов 2018 года и первое место среди поп-альбомов года.
«Лайфхакер» назвал «Раскраски для взрослых» лучшим альбомом года и самым обсуждаемым русскоязычным альбомом года. Издания Meduza, «Канобу», «РокКульт», «Инде», «Сторона», а также российская редакция Time Out и «GQ Россия» включили альбом в число главных или лучших русскоязычных альбомов 2018-го. The Village включили «Раскраски» в список лучших альбомов первого полугодия 2018 года.
«Раскраски» попали в списки главных культурных явлений и главных русскоязычных альбомов 2010-х по версии The Village, а также в списки главных альбомов десятилетия Meduza и главных русскоязычных альбомов десятилетия российской редакции Time Out.
Альбом имел значительный успех на стриминговых сервисах. После выхода альбома все его песни попали в чарт 100 самых прослушиваемых треков в «Яндекс.Музыке». В первую неделю «Раскраски для взрослых» оказались на 2 месте среди альбомов в российских чартах Google Play, Apple Music и iTunes. Через неделю альбом поднялся на 1 позицию в iTunes и Apple Music и вновь попал на 1 позицию 15 июля. 17 июля альбом попал на 1 позицию в Google Play. Долгое время «Раскраски» оставались в числе десяти самых популярных альбомов в этих чартах, окончательно покинув их только в октябре 2018 года.
Песня «Нимфоманка» стартовала на 1 месте в чарте «Яндекс.Музыки», 10 июня оказалась на 5 месте в чарте композиций Apple Music, а 19 июня — на 7 месте в чарте «ВКонтакте». Наибольшую же популярность имела песня «Каждый раз». Стартовав на 7 месте в «Яндекс.Музыке», 26 июня она оказалась на 1 месте и держалась там в течение месяца. В чарте Apple Music песня появилась 10 июня на 1 позиции. В чарте «ВКонтакте» она стартовала с 28 места и 19 июня достигла пиковой позиции — 4 места. «Каждый раз» ушла из числа десяти самых прослушиваемых композиций в Apple Music в июле, в «ВКонтакте» — в августе, а в «Яндекс.Музыке» — только в октябре.
Альбом отметился в итогах года стриминговых сервисов в России. «Яндекс.Музыка» назвала Монеточку «прорывом года», «Раскраски для взрослых» — российским «поп-альбомом года», а песня «Каждый раз» оказалась на 6 месте в списке самых прослушиваемых песен года. В «ВКонтакте» «Каждый раз» оказалась на 21 месте в списке 30 самых популярных треков 2018 года, а сам альбом — на 4 месте среди 10 самых популярных альбомов. В Apple Music «Раскраски для взрослых» оказались на 2 месте среди самых прослушиваемых в России альбомов в 2018 году, а «Каждый раз» — на 5 месте среди песен.