Чувашская литература (чуваш. чăваш литератури) — литература и авторы, творящие на чувашском языке. По умолчанию подразумевается, что речь идёт прежде всего о художественной литературе. Однако фольклорные произведения следует рассматривать отдельно. При этом место написания и опубликования произведений литературы, а также этнические происхождения авторов, не имеют значения.
Чувашская литература создаётся на чувашском языке, который восходит к булгарскому языку Средневековья. В этом и состоит главное значение культуры волжских булгар в чувашской литературе. Историю чувашской литературы следует рассматривать со времён появления в исторических источниках текстов на чувашском языке. Времена домонгольской Волжской Булгарии, к сожаленью, не оставили ни художественных, ни других текстов. На большинстве надгробий, оставленных волжскими булгарами в XIII—XIV веках на территории Среднего Поволжья, имеются булгароязычные тюркские эпитафии. Полноценными литературными произведениями их считать нельзя, однако таким образом зафиксирован чувашский язык золотоордынского времени. В простых текстах иногда можно обнаружить определённую художественность. Есть сюжетные разработки.
В исторических источниках более-менее художественные тексты на чувашском языке начинают появляться во второй половине XVIII века. Как раз в этот период происходит становление старой чувашской письменности. Вот стихотворение неизвестного автора (анонима) 1767 года, восхваляющее императрицу Екатерину II:
Пелмастапар абирь тя минь барас парня,
Сана, чиберь патша, пора-мырынь Ання,
Jоратнышан пире. Пелмаста мар хальчен
Тора, хужу сюльда. Пельзан и дах чечень.
Памалых сяванжен, нимень сjок чон анчах, —
Парня вырня полдар вулда аппинь санах!
<Подстрочный перевод: Не знаем мы, что дарить / Тебе, прекрасная царица, всеобщая мать, за любовь к нам. Не знали до сих пор / Богиню, которая в небесах. Оказывается, она весьма изящна. / Ничего у нас нет значимого, кроме душ наших, — / Да будут же они даром тебе!>
Подобных стихотворений одического характера на чувашском языке выявлено к настоящему времени с десяток. Авторы их, как правило, неизвестны. Только одно из них, написанное в 1795 году и посвящённое архиепископу Амвросию, обычно приписывается Никите Бичурину (1777—1853). У одного из создателей старой чувашской письменности E.И.Рожанского (1741—1801) тоже есть собственные творения. Например, перевод на чувашский «Краткого катехезиса» (1800). Это — первая в истории книга на чувашском языке. К этому же периоду относится стихотворение «Чьвашъ аберь болдымыръ» (1852). По последним данным, автором его является В. И. Лебедев (1813-?).
Нынешняя новая чувашская письменность (на основе кириллического алфавита) была создана в начале 1870-х гг. просветителем и общественным деятелем И. Я. Яковлевым. В эти годы появляются художественные произведения на чувашском языке, оформленные на этой новой письменности. Однако в ряде случаев продолжает использоваться и старая чувашская письменность, а также графика Золотницкого. Например, Григорий Филиппов (?-1914), автор стихотворения «Жизнь бедняка подобна жизни полевого зайца», являлся учеником Н. И. Золотницкого (1829—1880). Основные мотивы и даже сюжетные перипетии этого произведения перекликаются с содержанием поэмы «Арзюри» Михаила Фёдорова (1848—1904). Последнее произведение можно назвать высшим достижением чувашской литературы указанного периода. Оно, написанное в 1884 году, распространялось среди населения в списках. Впервые опубликовано было значительно позже — в 1908 году. Главный герой поэмы, крестьянин Хеведер, отправляется вечером в лес за дровами; ему мерещатся вокруг разные видения и он начинает задумываться о своей жизни, о своих близких, о друзьях-товарищах и других людях. Вставляет свои рассуждения и рассказчик. Тем самым создаётся некоторая целостная картина. Вот как выглядит это в одном из русских переводов (Эндри — один из персонажей поэмы):
Холщовые штаны, лычина да лубок —
Имущество Эндри, которое дал Бог.
В эти же годы создавал свои произведения сподвижник И. Я. Яковлева Игнатий Иванов (1848—1885). Он прежде всего известен как автор цикла рассказов под названием «Как живут чуваши». Некоторые его творения были опубликованы в букварях И. Я. Яковлева, как впрочем и многие другие произведения чувашской литературы. Ибо таковой была специфика этих книг, предназначенных не только для первоначального усвоения грамоты, но и для всеобщего просвещения людей, приобщения их к художественному слову. Авторы подобных произведений иногда устанавливаются. Необходимо отметить, что в корне неверно приписывать их всех самому И. Я. Яковлеву.
Условной точкой отсчёта этого периода можно считать 1886 год, когда Иван Юркин (1863—1943), как считают, написал свой первый рассказ и, тем самым, начал свою литературную деятельность. Это действительно очень крупная фигура в чувашской культуре и, в частности, в литературе. Им в эти годы написаны крупные произведения литературы: «Богатство», «Человек сыт, но глаза его голодные». Можно сказать, это романы, хотя их чаще всего называют повестями. Известен И.Юркин и своей публицистикой. Он являлся активным защитником традиционной чувашской религии, то есть был её апологетом. К жанру публицистики относится и книга Даниила Филимонова (1855—1938) «О Николае Ивановиче Ильминском» (1893). В поэзии активно проявляют себя Яков Турхан (1871—1938) и Хведер Турхан (1876—1932).
Из стихотворения (в подзаголовке написано: романс) Якова Турхана «Мĕншĕн эсĕ, çамрăк тăванăм…» (Почему ты, молодой человек…) (1899):
Мĕншĕн эсĕ, çамрăк тăванăм,
Пуçа усса хирте çÿретĕн?
Пĕр пуç халлĕн сарăхса кайрăн.
Мĕншĕн чунна хуйха ÿкертĕн?
<Подстрочный перевод: Отчего ты, молодой человек, / Ходишь по полю, понурив голову? / Аж пожелтел, будучи одиноким. / Отчего душу топишь в горечи?>
Помимо стихотворений, перу этого автора принадлежит также поэма «Варусси» (имя девушки), написанная в 1902 году и через несколько лет опубликованная в газете «Хыпар».
В первые два десятилетия XX века особенно заметны литературные достижения в области поэзии. Потом развитие происходит во всех родах и жанрах литературы.
Также см. Категория:Чувашские писатели
У истоков чувашской драматургии стоит Спиридон Михайлов (1821—1861), с его так называемыми «Разговорами». На рубеже XIX—XX веков известны опыты в этом роде литературы у Сергея Кириллова (1878—1966), Гурия Комиссарова (1883—1969), Николая Шубоссинни (1889—1942), Михаила Акимова (1884—1914). Однако настоящий импульс для развития получает драматургия лишь после появления чувашского профессионального театра.
Также см. Категория:Чувашские драматурги
Также см. Категория:Чувашские поэты