02.03.2021

Афанасий Исаакович Мамедов (род. 24 июля 1960, Баку, Азербайджанская ССР, СССР) — русский писатель, журналист, литературный критик. Член Союза писателей Москвы и Российского ПЕН-Центра.

Биография

Сын советского писателя и драматурга Исаака Афанасьевича Милькина (род. 1937). Учился на отделении актёрского мастерства в Бакинском институте искусств, затем перевёлся в торговый техникум, откуда был призван на срочную службу. После армии продолжил учёбу в техникуме, получил диплом товароведа промышленных товаров. Работал художником-оформителем в бакинском Театре русской драмы, декоратором, прибористом в авиаотряде. В 1985 году переехал в Москву, работал оператором котельной, ночным продавцом в палатке на Калининском проспекте в Москве, грузчиком. Во время учебы в Литературном институте имени А. М. Горького работал заведующим букинистическим отделом в книжном магазине «Летний сад». С 1998 года женат на Виолетте Вансович (музыкальный теоретик, сценарист, продюсер на «Радио России. Культура»); от этого брака — дочь Александра Вансович (род. 2001). Работал PR-директором издательства «Время». С 2003 по 2007 год был исполнительным директором журнала «Октябрь». С 2007 года — выпускающий редактор журнала «Лехаим». С 2016 года ведёт авторскую рубрику «Зелёная лампа» на книжном интернет-портале «Лабиринт».

Дебютировал в литературе в 1983 году с рассказом «Уста» в журнале «Литературный Азербайджан». С 1993 года публикуется в журналах «Дружба народов», «Знамя», «Октябрь», «Баку». Автор романов «Хазарский ветер» (2000), «Фрау Шрам» (2004) (полные версии — в авторском сборнике «Время чёток»), «Патриций: роман номер сто» (в соавторстве с И. А. Милькиным, 2005), сборника прозы «Слон» (2004), сборника прозы «Хорошо, что только раз» (2013), повестей, рассказов и критических эссе.

Отзывы

Фрагментарная проза Мамедова — это плавающие острова, из добытого через письмо опыта и смысла. Между ними в чистом виде вещество судьбы.

— Ольга Славникова

Мамедов создаёт гибридное воображаемое пространство, как столкновение реального, «родного» топоса Баку (утраченного Эдема его детства) и другого, чужого, так и не освоенного топоса Москвы, где только небольшие и тщательно выбранные островки могут стать родными для героя. Наконец, он создаёт и абсолютно воображаемое гибридное пространство «между». <…> Рушди, вероятно, назвал бы этот фантасмагорический гибридный мир «Ба-сквой».

— Мадина Тлостанова

Именно там, в небесных сетях, меж Девичьей башней и морскими птицами, бьётся и шумит неповторимый, становящийся постепенно и моим — Город. Именно там, вверху, — а вовсе не в пошловатых слоях городской шелухи и сплетен — пульсирует ум и прямится строка великодушного и ещё только открываемого читающей Россией писателя.

— Борис Евсеев

Афанасий Мамедов — автор хоть и титулованный, и замеченный литературными кругами (роман «Фрау Шрам» вошёл в 2003 году в шорт-лист премии «Букер», а за рассказ «Бекар» Мамедов получил в 2006 году премию имени Юрия Казакова), но, боюсь, до сих пор не признанный так называемыми широкими читательскими массами, о чём свидетельствует и тираж рецензируемой книги — тысяча экземпляров. Между тем в книгу «Время чёток» (так, кстати, называлась подборка стихов Мамедова в сентябрьском номере «Дружбы народов» за 2000 год) вошли два самых известных романа автора — «Хазарский ветер» и «Фрау Шрам». Будучи напечатанными в полных авторских версиях в одной книге (что подразумевает продолжавшуюся все эти годы работу над текстами), они образуют настоящий диптих горьких и нежных воспоминаний и пристальной интроспекции, дилогию литературной игры и игры жизненного случая…

— Александр Чанцев

Премии

  • Финалист премии «Русский Букер» (2003, роман «Фрау Шрам»)
  • Финалист премии «Книга года» в номинации «Проза года» (2004, сборник «Слон»)
  • Финалист Бунинской премии (2005)
  • Финалист премии «Ясная Поляна» (2005)
  • Премия имени Юрия Казакова (2007, рассказ «Бекар»)
  • Премия имени И. П. Белкина (2010, повесть «У мента была собака»)
  • Учительский Белкин (2011, повесть «У мента была собака»)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: