К-10000 — двухбашенный самоходный подъёмный кран на рельсовом ходу, оснащённый порталом, полноповоротный, предназначенный для возведения промышленных сооружений с массой монтируемых элементов до 240 т. Краны получили применение в энергетическом строительстве, в основном, при возведении атомных электростанций.

Описание

История

В 1970-х годах датская компания Kroll Kranes A/S начала проектирование собственного модельного ряда кранов, что привело к разработке в 1978 году крана грузовым моментом 10 000 т·м, названного K-10000. Кран предназначался для возведения крупных промышленных сооружений и электростанций.

В начале 1980-х годов компанией были заключены контракты на поставку этих кранов на строительные площадки атомных станций Советского Союза и США. Однако, из-за аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и последовавшего свёртывания строительства атомных станций производство кранов данной модели было прекращено.

1979—1986 годы. Производство

Первый из кранов был поставлен и установлен в марте 1979 года на стройплощадку атомной станции Форкед Ривер (южный Нью-Джерси), принадлежавшей компании General Public Utilities (GPU). Кран поставлялся в стационарном исполнении, основная секция крана устанавливалась на фундамент, а секции башни и стрелы предварительно собирались на земле.

28 марта 1979 года случилась авария на атомной электростанции Три-Майл-Айленд, также принадлежавшая GPU. В результате этой аварии возведение станции Форкед Ривер было вначале приостановлено, а впоследствии и окончательно прекращено.

В дальнейшем, этот кран был выкуплен компанией Tower Cranes of America (TCA), которая использовала его, сдав в аренду компании из Нью-Гэмпшира, возводившей второй энергоблок атомной электростанции Сибрук. Однако, через четыре года, компания из Нью-Гэмпшира обанкротилась. Проект энергоблока, при 70 % готовности, так и не был завершён. Кроме того, TCA был куплен ещё один кран, который так и не был использован.

Всего в 1980-х годах было выпущено и поставлено 15 штук К-10000, из которых: два — для США, а 13 штук — для Советского Союза. Только 5 из этих 13 кранов, поставленных в СССР, были установлены и работали на стройплощадках. Остальные восемь — так никогда и не вводились. Последний выпущенный К-10000 был поставлен в СССР в 1986 году.

Они были использованы при возведении: Запорожской, Крымской, Татарской, Хмельницкой и Южно-Украинской атомных электростанций. Такой кран использовался на площадке ОАО «Кавказцемент» (Черкесск). Кроме того, известно[кому?] ещё о четырёх кранах: один был наполовину собран в 300 км от Москвы, другой — находится в хранилище, третий — повреждён во время одной из кампаний в Чечне, а последний находился в Мурманске.

Кран, установленный на строительной площадке Запорожской АЭС по окончании монтажных работ был порезан на металлолом.

1997—2004 годы. Реэкспорт

Первый кран, который был вывезен с территории бывшего СССР, прибыл в 1997 году на судоверфь Aker, находящуюся на норвежском острове Сторд. Второй экземпляр был также вывезен в Норвегию и находился на хранении в течение трёх лет, на соседних с островом Сторд островах — компания-покупатель не смогла осуществить проект, под который был куплен кран. Ещё один кран, находившийся на площадке недостроенной Чигиринской АЭС, был продан на Тайвань.

Четвёртый экземпляр был перевезён и установлен в мае 2000 года на судоверфи в Сингапуре. Пятый и шестой — поставлены и установлены на стройплощадки китайских атомных электростанций, спроектированных и снабжаемых Россией. Один из них — кран, ранее находившийся в Мурманске. Последний седьмой вывезенный кран, лежавший в России без дела в период с 1986 года по 1999 год, был куплен холдингом Mammoet.

В 2001 году был разобран и вывезен кран с площадки Южно-Украинской АЭС, а в сентябре 2003 года — экземпляр с площадки недостроенной Крымской АЭС.

2005—2010 годы

По состоянию на 2007 год, два крана, принадлежащие компании TCA, находились на хранении: один — в Род-Айленде, другой кран марки K-10000-L — до 2007 года находился в порту Копенгагена. В 2008 году последний был перевезён и установлен на площадке одного из промышленных предприятий в Форт Мак-Мюррей, что в канадской провинции Альберта.

Кран с площадки недостроенной Татарской АЭС был перевезён на строительную площадку Калининской АЭС для возведения четвёртого энергоблока.

По состоянию на 2009 год, 9 кранов K-10000 находились в странах Азии и Ближнего Востока, 2 — в Северной Америке. Ещё по одному — в РФ и Украине. Судьба ещё двух кранов неизвестна.

Настоящее время

В настоящее время полностью смонтированы четыре таких крана: один K-10000 (по данным источника, он выпущен в 1987 году) находится с 2000 года в гавани Сингапура) и применяется для судостроительных работ, а другой установлен в Норвегии (на фото в карточке) и занят на демонтаже нефтяных платформ. Третий кран использовался при строительстве 4-го энергоблока Калининской АЭС. После окончания строительный работ на Калининской АЭС, кран использовался при строительстве 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС. В 2015 году кран был демонтирован со стройплощадки энергоблока №4 Ростовской АЭС. Четвёртый — на строительстве третьего энергоблока Хмельницкой АЭС (Украина). Пятый кран смонтирован на цементном заводе в г. Черкесске..

Модификации

Помимо самоходного исполнения, краны могут поставляться в стационарном исполнении — с установкой непосредственно в фундамент. Краны стационарного исполнения обслуживают рабочую зону до 200 м. Кроме того, существует специальное исполнение крана для монтажа сверхтяжёлых грузов. В этом случае грузоподъёмность основного крана составляет 360 т.

Технические характеристики

Грузоподъёмность основного крана, вдоль всей стрелы длиной 82 м, составляет 120 т. Максимальная высота подъёма крюка основного крана составляет 81 м. Полное обслуживание строительной площадки АЭС обеспечивается при вылете 84 м. Подъём самого тяжёлого груза (купол реактора) массой около 200 т, происходит при вылете 51,8 м.

Грузоподъёмность вспомогательного крана (K-355) составляет 45,5 т. Длина стрелы — 65 м.

Описание конструкции

Конструкция высотой 143 м представляет собой двухбашенный кран, состоящий из двух кранов: основного крана K-10000, а также вспомогательного крана: K-355 (пр-ва Kroll Kranes) или KL355 HC-S (пр-ва Liebherr). Вспомогательный кран предназначен для монтажа основного крана, а также используется на других работах.

Основной кран

Рабочие механизмы К-10000 оснащены автоматикой и электронными приборами, а также системой видеонаблюдения — из четырёх видеокамер (по одной на противовес и крюк и две на грузовые лебёдки) для обзора всех операций. Главные подъёмные лебёдки управляются устройством с тиристорным приводом и бесступенчатым переключением скоростей.

Ходовая и поворотная часть

Ходовая часть крана самоходного рельсового исполнения представляет собой низкий портал рамной конструкции габаритом 18 м. Портал опирается на многоколёсную систему ходовых тележек, которые объединены балансирами. Общее количество ходовых колёс составляет 48 штук.

В центральной части портала устанавливается поворотная платформа с установленной на ней башней. Как и у обычных башенных кранов, для обеспечения жёсткости, рама портала K-10000 связывается с башней подкосами.

Секции башни

Секции башни сечением 8,8 м представляют собой сборную ферму из отдельных элементов, которые скрепляются при монтаже с помощью болтов.

Балочная стрела

Рабочая стрела — балочного типа, многоподвесная. Представляет собой решётчатую конструкцию, закреплённую на шарнирах к рамной конструкции башни. Жёсткий расчал, на который подвешена стрела, представляет собой систему жёстких связей (из тяг и решётчатой распорки) с креплениями к башне основного крана.

По нижним поясам стрелы передвигаются две грузовые тележки, на верхнем поясе — установлены рабочие механизмы крана (главные лебёдки). В случае необходимости, дополнительно может быть установлено сверхгрузовое устройство, состоящее из подъёмной лебёдки с грузовым блоком.

Противовесная консоль

Противовесная консоль — решётчатой конструкции. Крепление консоли осуществляется на шарнирах к рамной конструкции башни. На конце противовесной консоли установлен стационарный противовес. Конструкция позволяет дооснастить кран двумя перемещаемыми контргрузами, положение которых зависит от массы поднимаемого груза.

Вспомогательный кран

В составе конструкции башни основного крана установлен вспомогательный верхнеповоротный башенный кран (К-355). Этот кран имеет балочную стрелу решётчатой конструкции (с жёстким подвесом к оголовку), по нижним ярусам которой перемещается грузовая тележка. Для доступа в кабину управления крана, конструкцией предусмотрен подъёмник на шесть человек.

Монтаж и демонтаж

Кран самоходного исполнения устанавливается в пределах стройплощадки с укладкой подкрановых путей вдоль здания строящегося объекта.

В стационарном исполнении опорно-поворотная часть устанавливается непосредственно в фундамент. Фундамент представляет собой бетонную площадку диаметром 15 м, выполненную с применением свай длиной 13 м, заглублённых на 9 м. Кран удерживается на месте благодаря двухдюймовым анкерным болтам. Всего их в общей сложности 164 шт. Вначале осуществляется предварительная сборка секций башни, которые затем с помощью стреловых кранов устанавливаются на место. После сборки башни, производят монтаж рабочей стрелы и противовесной консоли

Креплений к возводимому сооружению конструкцией крана не предусмотрено. Общее время монтажа крана — от трёх месяцев и более.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: