Текстовая модель коммуникации А.М. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через текст. Согласно модели Пятигорского, коммуникация осуществляется в определенной коммуникативной ситуации при взаимосвязи с другими лицами. . Текст создается субъективной ситуацией, а воспринимается в зависимости от времени и места в множестве объективных ситуаций. .. Пятигорский прослеживает взаимодействие категорий времени и пространства с текстом. Он утверждает, что для письма время функционально не значимо; наоборот, основная черта письма - предельное сжатие времени. В идеале –это пространственное явление, при котором временем можно пренебречь (пример: телеграмма)..
В модели А. Пятигорского особое значение придается наблюдателю. Только при наличии наблюдателя возникает семиотическая ситуация. Знак рассматривается как составляющая процесса интерпретации: он представлен не в самом объекте, а в процедуре интерпретации и культуре наблюдателя. Так, объективная сторона знака проявляется через внешнего наблюдателя.
А. Пятигорский даёт такую характеристику текста:
А. Пятигорский оспаривает авторские подходы М. Бубера и М. Бахтина к проблеме «Другого»: «Другой» дан тебе в мышлении, только когда либо он уже стал тобой, перестав быть «Другим», либо ты уже стал им, перестав быть собой. Пятигорский также говорит о том, что феноменология «другого» не предполагает простую редукцию одного сознания к другому. Она невозможна без предпосылки о «другом другом» или «третьем»… Роман не может существовать без этого «третьего».
Альтернативные теорииГоворя о проблеме другого, А. М. Пятигорский оспаривал подходы Бубера и Бахтина. Бубер различает три способа восприятия другого:
Бубер считает, что под диалогом может быть замаскирован монолог, в котором собеседники говорят сами собой. Человек не видит Другого; в основе такого диалога лежит желание самоутвердиться. Основное движение в диалоге -обращение. Это испытание инаковости Другого, которая между тем не остается чужой, а позволяет приблизиться к ней.
Выводы Бахтина можно отнести к экзистенциональной теории коммуникации с Другим. Он считает, что диалог- противостояние Я и Другого, что предполагает противостояние целостных личностей. В диалог вступают Я и Другой как субъекты. Субъективность — особая точка зрения на мир и на себя самого. Всё, что раскрывается в диалоге является последним словом о себе самом и о своём мире. Следовательно, восприятие Другого складывается из значения бытия человека для его самосознания. Человек в диалоге с Другим ощущает свою внутреннюю незавершённость. Даже самосознание диалогично — это внутренний Другой, с которым постоянно ведётся автокоммуникация. Внутренний Другой тоже незавершен, неисчерпаем.
В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие модели
Сюжет и ситуация рассматриваются А. Пятигорским, как два универсальных способа описания текста. "Ситуация присутствует внутри сюжета наряду с событиями и действующими лицами. Точнее, она чаще всего присутствует как нечто известное (думаемое, видимое, слышимое, обсуждаемое) действующим лицам или рассказчикам и выражаемое ими в содержании текста как своего рода "содержание в содержании" [277, с. 66]. Текст начинает определяться им как "конкретное целое, вещь, сопротивляющаяся интерпретации, в отличие от языка, который имеет тенденцию быть полностью интерпретируемым; мифологический текст будет в таком случае текстом, содержание (сюжет и т.д.) которого уже интерпретировано мифологически" [277, с. 152]. Само же понимание мифа строится им на базе понятия знания. "В основе мифа как сюжета лежит старое (или общее) знание, то есть знание, которое должно (или может) разделять всеми действующими лицами. И это знание — или его отсутствие, когда считается, что его не существовало до начала событий, — противопоставлено новому знанию, то есть приобретаемому действующими лицами только в ходе события" [277, с. 137]. Есть еще одна интересная особенность сюжета мифа - как и в любом ритуале, происходит "что-то вроде повторения или имитации того, что уже имело место объективно и вне времени сюжета" [277, с. 141]. Рассматривая конкретный мифологический сюжет, в котором царь убивает отшельника в облике оленя, А. Пятигорский констатирует: "Ни сверхъестественное знание отшельника, ни естественное неведение царя не может, в отдельности, сделать событие мифом. Только если они совмещаются посредством необыкновенного внутри одной ситуации (или сюжета, эпизода), последняя становится мифологической" [277, с. 165].