Александр Викторович Кутиков (род. 13 апреля 1952, Москва) — советский и российский музыкант, композитор, вокалист, музыкальный продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист, вокалист и композитор рок-группы «Машина времени», в состав которой входил в 1971—1974 годах и с 1979 года по настоящее время.
В 1974—1979 годах играл в группе «Високосное лето».
Владелец, основатель и президент звукозаписывающей фирмы «Sintez records» (основана в 1987).
Александр Кутиков родился в русско-еврейской семье 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке, на Патриарших прудах, в самом центре Москвы.
Отец — Виктор Николаевич Петухов (09.12.1923—19.01.1995) , футболист куйбышевских «Крыльев Советов» — рано ушёл из семьи.
Мать — Софья Наумовна Кутикова (род. 20.02.1924), пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова — одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.
Старшая сестра Наталья.
Дядя — Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940) — был председателем Комитета Верховного Совета по вопросам экономической реформы и собственности, а также первым заместителем руководителя Администрации президента Бориса Ельцина
Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.
До 7 лет я жил в отдельной 4-комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по соседству с тем помещением, которое прежде являлось нашей роскошной квартирой. Мы с мамой и сестрой переехали сначала в Большой Козихинский переулок, потом на Малую Бронную. Но это уже были комнаты в коммуналках. После того, как у меня были няньки, пайки, попасть в коммуналку, где ещё 11 соседей — это шок, конечно.
— М. Марголис. «Затяжной поворот»
В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес, Пётр Алейников, и известные спортсмены, среди них Всеволод Михайлович Бобров. Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах — и на трубе, и на альте, и на тенор-саксофоне, исполнял классическую музыку. Был горнистом в пионерском лагере, побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в лёгком весе на первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу»), хоккеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ. Из-за этого не поступил ни в один институт.
Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её окончил.
Учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации, бросил, окончил школу рабочей молодёжи № 97.
Когда я поступил в военно-механический техникум (испр.: Московский радиомеханический техникум) Министерства Обороны (испр.: Министерства оборонной промышленности), предполагалось, что я надену мундир или стану специалистом по приёмке изделий в области радиолокации на каком-нибудь солидном отечественном предприятии. Но в силу моей юношеской бесшабашности я забросил этот техникум очень быстро. Так как понимал, что перспектива стать военным или человеком, приближённым к оборонному ведомству, меня абсолютно не привлекает. Я интересовался музыкой, игрой в рок-группе, «Битлз». И пошёл работать в радиокомитет звукооператором.
Почему в 1971-м я оказался в «Машине», одному Богу известно. Думаю, основным побудительным мотивом было то, что ребята собрались хорошие. Все были битломанами. Но первые песни, которые я пытался спеть сам, до «Машины», были не «битловскими», а группы «Creedence». Вообще, я. помимо «Битлз», любил Джо Кокера, «Дорз», «Кинкс», «Прокл Харум».
— Марголис. «Затяжной поворот»
— Я поступал на журфак. Но когда были экзамены, я поехал играть на юг с «Машиной». Это была первая поездка. Но всё-таки сделал несколько репортажей, работая в радиокомитете звукооператором, ездил в командировки. Был момент, когда у меня проснулся интерес к журналистике. Но это больше связано с влиянием личностей тех журналистов, с которыми я общался.
— РАЗВОРОТ ЗАПРЕЩЁН Александр Кутиков — восемнадцатилетний практикант
В 1969 г. работал радиорегулировщиком; с 1970 г. — звукооператором и звукорежиссёром в Гостелерадио.
Ещё в 1970 году в цехе трансляций и внестудийной записи ГДРЗ был самым молодым звукооператором. И в 18 лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звёзд. Мне доверяли записывать Карела Готта, ВИА «Поющие гитары», Хелену Вондрачкову и других известных исполнителей.
— Журнал — Интернет-издание «Публичные люди»
В возрасте 19 лет знакомится с 17-летним Андреем Макаревичем, тогда учившимся на первом курсе МАРХИ. По собственному признанию: «Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и Битлы. <…> Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. <…> Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам».
В 1971 году Сергей Кавагоэ приглашает Кутикова в «Машину Времени» вместо ушедшего в армию басиста Игоря Мазаева. Как вспоминал Андрей Макаревич, Кутиков «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками «Продавец счастья», «Солдат», и т. д. В это же время Кутиков сделал всё, чтобы состоялся первый концерт «Машины Времени» на сцене ДК «Энергетик» — колыбели московского рока.
В 1974-м Кутиков покидает группу после конфликта с Кавагоэ, некоторое время играет в группе «Високосное лето», затем возвращается, но в 1975 снова уходит — его приглашают в ВИА при Тульской филармонии. Свою роль в решении об уходе из «Машины» сыграл и тот факт, что в этот период Кутиков официально нигде не работал и ему угрожало привлечение к суду за тунеядство. Проработав 8 месяцев на профессиональной сцене и, по собственным словам, многому там научившись, увольняется. С 1976 по 1979 год — бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». В 1979 году, когда из-за трений между Александром Ситковецким и Крисом Кельми «Високосное лето» оказывается на грани распада, Кутиков вместе с барабанщиком «Високосного лета» Валерием Ефремовым уходит к Макаревичу, который в это время остался один после ссоры с Кавагоэ и последовавшего за этим развала «Машины Времени».
Уходя, Кутиков уговорил последовать его примеру барабанщика Валерия Ефремова из «Високосного лета» и клавишника Петра Подгородецкого, тем самым помог Макаревичу возродить «Машину Времени». С 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является её бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом и иногда гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе — совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Ночь», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.
Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп Воскресение, Лицей, Браво, Високосный Год и Секрет. До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Ученик Виктора Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».
В 1987 году записал свои первые сольные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной?» на стихи Маргариты Пушкиной.
В 1990 году выпустил сольную грампластинку «Танцы на крыше», которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником «Машины времени»). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. При переиздании на CD в 1996 году к блоку песен на стихи Кавалеряна были добавлены не вошедшие на виниловый диск песни на стихи Маргариты Пушкиной «Кто со мной» и «Дай помечтать», а также кавер песни «Пьесы и роли» на стихи Александра Зайцева из репертуара «Машины времени» (альбом «В круге света»).
С 1991 г. президент компании «Синтез Рекордз».
С декабря 2003 Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой «Нюанс» он выступил на фестивале «Феникс» в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома. Альбом «Демоны любви» вышел в 2009 году. Представление новой программы состоялось во МХАТе в феврале 2009 г.
Весной 2016 года вышел третий сольный альбом Александра Кутикова — «Бесконечномгновенно».
Автор музыки к многим из этих и другим песням, в том числе и исполняемым А.Макаревичем («Ночь», «Там, где будет новый день» и др.) и Е.Маргулисом («Ветер всегда одинок»)
Александр Кутиков вместе с Александром Зайцевым и Андреем Макаревичем написали музыку для нескольких мультипликационных фильмов из сериала Обезьянки:
Главная тема «В каждом маленьком ребёнке…» написана именно Кутиковым на стихи Григория Остера.