01.12.2020

Предложение (англ. supply) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара и услуг за определённый период времени при определённых условиях.

Определение

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю предложение — шкала, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже на рынке по разным ценам в течение определенного периода времени.

Объём предложения (объём выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (предприятие, фирма) по определённой цене за определённый период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товара или услуги, которое имеется в продаже при определённой цене в определённое время.

Индивидуальное и общее предложение

Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар или услугу.

Закон предложения

Закон предложения — прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определённого периода.

Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.

Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. Понимая что:

  • Чем выше цена, тем выше предложение.
  • Чем ниже цена, тем ниже предложение.

Кривая предложения

Кривая предложения — кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже на рынке по разным ценам в течение определенного периода времени.

Детерминанты предложения

Факторы, приводящие к изменению в предложении, к смещению кривой предложения:

  • изменение ресурсных цен, в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения);
  • изменение технологии, создание более эффективных производств, которые увеличивают предложение продукта;
  • изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары;
  • изменение налогов и дотаций (рост налогов ведет к росту затрат, что уменьшает предложение, и наоборот);
  • перспективы ожидания (ожидание повышения цен — предложение снижается; ожидание снижения цен — предложение увеличивается);
  • изменение количества поставщиков и товаропроизводителей.
  • Изменение в предложении

    Детерминанты предложения смещают кривую предложения, увеличение предложения смещают вправо, уменьшение предложения смещают кривую влево.

    Изменение величины предложения

    Изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на кривой предложения. Фактором изменения величины предложения, перемещения по кривой предложения является изменение цены на рассматриваемый продукт. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определённый период времени. Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют и многие другие, так называемые неценовые, факторы.

    Эластичность предложения

    Факторы, от которых зависит эластичность предложения:

    • особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)
    • временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)
    • способность данного товара к длительному хранению.

    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: