04.11.2021

Жаганьский дворец (польск. Pałac Lobkowitzów w Żaganiu), или Саганский замок (нем. Schloss Sagan) — барочный дворец, расположенный в городе Жагани Любушского воеводства в Польше.

История

Вид замка между 1857 и 1883 годами. Литография из коллекции Александра Дункера

Дворец был построен фактически на месте средневекового замка Пястов XIII—XIV веков. История этого памятника связана с Глоговско-Жаганским княжеством. В 1627 году Священный римский император Фердинанд II продал Саганское герцогство чешскому князю, полководцу и политику Альбрехту Валленштейну. По его инициативе здесь началось строительство оборонно-репрезентативной резиденции, спроектированной Винченцио Боккаччо. Он спроектировал большую четырехкрылое здание с тремя цилиндрическими бастеями по углам, окруженное рвом. В плане оно напоминало готический замок, а по архитектурной форме представляло ренессансный тип оборонной резиденции XVI века. Весной 1630 года началось строительство дворца. Чтобы создать правильную перспективу для дворца, Валленштейн приказал снести 70 домов. В августе 1630 года строительные работы были приостановлены, поскольку подразделения саксонских и бранденбургских войск прибыли к Жагани. Продолжение строительства началось в июне следующего года. Второй, значительно более длинный перерыв наступил через пять месяцев и продолжался более 40 лет. Причиной стала смерть князя. Его убили в 1634 году в городе Хебе. В 1646 году княжество стало собственностью князя Вацлава Эусебия фон Лобковица. Именно он в 1670 году продолжил строительство дворца. На этот раз архитектором стал Антонио делла Порта, который несколько изменил проект Боккаччио, так чтобы тот напоминал родовую усадьбу Лобковицев в Роуднице. Проект Антонио делла Порте предусматривал четырехкрылое здание с низким паравановым крылом, которое замыкало двор с южной стороны. В 1674 году было завершено строительство северного крыла, на рубеже 1678 и 1679 годов — западного крыла, а в 1693 году — восточного крыла. Лобковиц в 1786 году продал Жаганское княжество князю Курляндии — Петру Бирону. Тот, доверил работы по перестройке дворца своему зятю — Иоганну Кристофу Фридриху графу фон Медему, который придал некоторым комнатам классицистического облик, частично сохранившийся до нашего времени. Расцвет местной резиденции наступил в то время, когда ею владела младшая дочь Бирона — Доротея, принцесса де Дино.

В конце 40-ых годов XIX века было разобрано южное, паравановое крыло дворца, а перед двором обустроены два подъезда, между которыми расположили новую оранжерею, сооруженную в 1847 году. Тогда же новый декор получили интерьеры дворца.

В 1972—1983 годах были проведены консервационные работы, после чего во дворце Лобковицев был размещен Жаганьский дворец культуры.

Архитектура

Барочный дворец в Жагани состоит из трех ярусов. Въезд ко дворцу с северной и западной стороны осуществляется через два каменных моста, перекинутые над сухим рвом. Входы во дворец расположены в каменных порталах. Оконные проемы увенчаны маскаронами, которые называют дьявольскими гримасами. Всего их 197, и каждый отличается другого. Образцом для маскаронов послужили эскизы Леонардо да Винчи. Нижний ярус на уровне подвалов и сутеренов — это рустованный цоколь, в котором размещаются оконные проемы с обрамлениями. Обрамления окон выполнены из тяжелых каменных блоков. Замок имеет карниз белого цвета, стены первого этажа — желтого, а архитектурные детали и рустикация оконных обрамлений выполнены серым цветом. С юга, то есть со стороны двора, растут четыре платана, которые были посажены в память дочерей Петра Бирона. В композиции фасадов двора использовались аркадные бленды (слепые окна) в сочетании с вертикальными плоскими полосами. Терраса, окруженная балюстрадой, находится на крыше оранжереи, которая в свою очередь находится между двумя подъездами. Оранжерея украшена десятью высокими окнами, которые должны были пропускать свет для росших внутри растений.

Интерьеры

Комнаты во дворце соединены между собой проходами на одной оси, так называемыми анфиладами. Рядом с переездами есть лестница с монументальными внутренними светильниками. Лестницы поддерживаются четырьмя столбами и содержат площадки для отдыха. К помещениям примыкают коридоры, которые тянутся со стороны двора и имеют крестовые своды. Полы во дворце изготовлены из разных материалов.

Некоторые из залов на втором этаже сохранили стукковые декорации в стиле классицизма, происходящие из 90-ых годов XVIII века. К ним, среди прочего, относится самая большая из комнат — хрустальная зала. В 1965—1983 годах дворец был отреставрирован, чтобы выполнять функции дворца культуры. Некоторые комнаты было отреставрированы с утратой их исторического облика.

Легенда

Отсутствие маскаронов над одним из окон породило легенду, возникушую около XIX века. По легенде, скульптор, создавший маскароны, однажды не мог придумать новое лицо, тогда он заключил договор с дьяволом. Дьявол должен был являться скульптору всякий раз с другим лицом, и когда скульптор закончит свою работу, его душа будет принадлежать сатане. Много лет дьявол терпеливо позировал, принимая каждый раз новые лица, пока не показал свое истинное лицо на последнем маскароне, и художник умер, в ужасе упав со строительных лесов.

Галерея


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: