Пропедевтика (греч. προπαιδέυω — «предварительно обучаю») — дидактический термин, означающий введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Философская пропедевтика — приготовительный философский курс (логика и психология), преподававшийся в Пруссии, Германии, Австро-Венгерской империи и Российской империи в старших классах средних учебных заведений.
Кроме того, пропедевтикой в философии часто называется дисциплина, которая должна предварять изучение конкретных наук как особых отраслей знания.
Пропедевтика внутренних болезней — вводная часть медицинской учебной дисциплины «внутренние болезни», традиционно включающая в себя обучение основам диагностики и частной патологии. Укоренившееся в медицинской среде отождествление терминов «пропедевтика» и «диагностика» не имеет под собой достаточных оснований.
Пропедевтика внутренних болезней животных (ветеринарная пропедевтика) — учебная дисциплина, предполагающая изучение способов, методов и средств определения морфофункциональных особенностей животных в связи с условиями их существования, а также обучение исследованию клинико-физиологического статуса животных и распознаванию их болезней.
Танцевальная пропедевтика — учебная дисциплина танцевальной педагогики, охватывающая начальный этап хореографической подготовки. Особое внимание пропедевтике стали уделять в танцевальном искусстве в конце XIX и особенно в начале XX века в русле культуры и философии «свободного танца». Основателям этого художественного направления, получившего широчайший отклик в Европе и за её пределами, оно представлялось не просто «культурным феноменом», но и поисками высокой жизненной философии и средств преобразования человека и общества в соответствии с идеалами их развития (отчасти отразившись и одновременно повлияв на образ мыслей того времени в сочинениях Ницше). При всех издержках, связанных с использованием и утопической трактовкой этих мифологем в рамках одной из тоталитарных идеологий, в сфере образования и воспитания они всегда заслуживали отдельной роли и сохраняют непреходящую актуальность.
Не удивительно, что большинство основоположников теории и практики свободного танца: Э. Жак-Далькроз, Я Руская (как это и сейчас происходит в основанной ею Национальной академии танца Италии), А. Дункан и другие — уделяли порой даже большее внимание, чем «профессиональной подготовке к сцене» старших танцоров, пропедевтической хореографии для детей, начиная с 6-летнего или подобного раннего возраста. Методические задачи этого раннего развития имеют чуть ли не противоположный характер по сравнению с «техническим тренингом» классических школ балета, как и спортивной гимнастики «высоких достижений» и тому подобных активностей. Для указанной методологии пропедевтического воспитания во главе угла особенно явно лежит концепция танца как искусства и творчества прежде всего «психо-физического», нежели «технико-артистического». Если перед более старшим учеником может стоять и задача технической «постановки тела на службу искусству» (но и тогда лишь после «оптимизации механизма этого конкретного тела, развития всех его особенностей и корректировки его дефектов», как писал ещё Эмиль Жак-Далькроз), то для шестилетних и чуть старше — эта развивающая и корректирующая задача становится не только самой важной, но по сути единственной.