04.10.2021

Михаил Сергеевич Желтов (род. 13 февраля 1976 года) — российский литургист, автор трудов по истории богослужения и церковного устава, священник РПЦ. Автор научных публикаций, кандидат богословия. Опубликовал научные и богословские статьи в «Большой Российской энциклопедии», в «Православной энциклопедии», в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии», других церковных и светских академических изданиях. Секретарь комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству.

Биография

Родился 13 февраля 1976 года в посёлке Кильмезь Кировской области (по паспорту город Долгопрудный Московской области). В 1983—1993 годах учился в специальной общеобразовательной школе № 1287 Москвы с углублённым изучением английского языка.

1 января 1993 года принял крещение в храме Митрофана Воронежского в Москве. Имя получил в честь преподобного Михаила Клопского. С 1993 года нёс послушания звонаря, певчего, уставщика при храмах Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, а также при других храмах Москвы.

В 1993 году поступил на физический факультет МГУ.

В 1994 году поступил на богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ).

С 1996 году и до рукоположения в диаконы нёс послушание алтарника в московском храме великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

С 1997 года — ассистент, с 1998 года — преподаватель на кафедре литургики ПСТБИ.

В 1999 году окончил оба вуза (физфак МГУ — по кафедре компьютерных методов физики; богословский факультет ПСТБИ — по кафедре литургики).

С 1998 года — старший преподаватель кафедры литургики ПСТБИ, с 2000 года — заместитель заведующего кафедрой.

С 2000 года — заведующий редакцией богослужения и литургики Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в должности ведущего редактора.

В 2002—2003 годах читал курс литургики студентам философско-богословского факультета Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова.

С 2004 года — заведующий кафедрой литургического богословия ПСТГУ.

В 2004—2005 годах читал спецкурс «Византийская литургия и искусство» студентам исторического факультета Московского государственного университета.

18 февраля 2005 года рукоположён во диаконы, по благословению патриарха Алексия II, епископом Люберецким Вениамином в Патриаршем кафедральном соборе Богоявления в Елохове. По окончании богослужебной практики указом Патриарха назначен сверхштатным диаконом храма великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

В 2006 году читал курс литургики студентам 2-го курса Московской духовной академии (МДА). Неоднократно принимал участие в научных конференциях как российских и украинских, так и западноевропейских, а также участвовал в организации нескольких конференций.

В 2006—2007 годах по благословению патриарха Алексия II и по поручению митрополита Минского и Слуцкого Филарета включён в оргкомитет V Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах».

В 2006 году получил степень кандидата богословия. В 2006 году после присвоения степени кандидата богословия удостоен звания доцента.

С 2007 года — доцент кафедры церковно-практических дисциплин МДА. Преподает литургику, спецкурсы «Литургическое предание Ветхозаветного Израиля» и «Гимнографическое наследие отцов Церкви».

14 октября 2008 года рукоположён во иерея, после чего служил в храме великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

С 2009 года — заведующий кафедрой церковно-практических наук общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2009 году включён в состав Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

В 2014 году включён в состав Синодальной богослужебной комиссии Русской православной церкви.

8 марта 2015 года переведён в штат храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине города Москвы.

14 июня 2018 года освобожден от послушания клирика Владимирского храма в Куркине и назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Рождества Христова в Митине г. Москвы

Публикации

Статьи в журналах и сборниках
  • Паремии Рождества Христова // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. — С. 71-92.
  • Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века // Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. — С. 111—126.
  • Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения // История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. — С. 70-71.
  • Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. — С. 46.
  • У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001. № 7. — С. 184—192.
  • Богослужение египетского монашества // История египетских монахов. М., 2001. — С. 107—116.
  • Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. — С. 117—122.
  • Православное чинопоследование освящения храма в истории // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. — С. 88-97.
  • Обзор истории православного чинопоследования освящения храма // Московские епархиальные ведомости. М., 2001. — № 11-12. — С. 70-76.
  • Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b-157b // Богословский сборник. М., 2002. — № 9. — С. 240—256.
  • Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. — С. 123—128.
  • Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003. — № 11. — С. 207—240.
  • Древние александрийские анафоры // Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. — С. 269—320.
  • Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. — С. 111—124.
  • Римский Папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. — С. 61-63.
  • Введение к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. — С. XXIII-XLVI.
  • Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. — С. 44-53.
  • Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005. № 1. — С. 72-80. (в соавторстве с А. Ю. Виноградовым, Н. Е. Гайдуковым)
  • Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота// Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/ Перевод с греч., предисл. и комм. Д. Е. Афиногенова. М., 2005. — С. 173—183.
  • Две византийские молитвы на перенесение св. мощей // Богословские труды. М., 2005. — Сб. 40. — С. 122—127.
  • Бернацкий М. М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. — Вып. 14. C. 23-53.
  • Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. — Вып. 14. — С. 147—157.
  • Чин венчания и таинство Евхаристии: Взаимоотношение последований// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. — С. 156—165.
  • Церковное благословение повторных браков // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. — Вып. 8. — С. 72-79.
  • Две византийские молитвы на перенесение святых мощей // Богословские труды. М., 2005. — № 40. — C. 122—127.
  • Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. — С. 304—317.
  • Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.// Вестник церковной истории. М., 2006. — № 2. — С. 235—239.
  • Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. — С. 76-85. (в соавторстве с Н. Е. Гайдуковым)
  • Реликвии в византийских чинопоследованиях // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. — С. 67-108.
  • Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. — Т. 1. — С. 66-74.
  • Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. — P. 238—240.
  • Предисловие к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. — С. V-L.
  • Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. — С. 343—413.
  • Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. — С. 501—510.
  • Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007. — № 1 (5). — С. 249—255. (в соавторстве с Б. Н. Флорей)
  • Чин Божественной литургии в древнейших (XI—XIV вв.) славянских Служебниках// Богословские труды. М., 2007. — Сб. 41. — С. 272—359.
  • Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви// Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. — С. 388—403.
  • Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование// Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. — С. 198—206.
  • The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century// Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. — P. 467—504.
  • Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII—XIV в.// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. — № 35. — P. 75-92.
  • Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville [VA], 2009. Vol. 26: 5 [= Science and Human Nature — Russian and Western Perspectives.]. P. 571—575.
  • Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. — Т. 1. — С. 124—133.
  • Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции// Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. — Т. 3. — С. 109—126.
  • Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. — № 37. — С. 41-42.
  • The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105—113.
  • A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). — P. 345—359.
  • Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии// Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире/ А. В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. — С. 208—221.
  • Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. — № 1. — С. 25-43.
  • The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying / Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. — P. 263—306.
  • Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в.// Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). — С. 220—231.
  • The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13-14 cc.) // Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. — Vol. 12. — P. 293—309.
  • Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // Богословские труды. М., 2012. — Вып. 43-44. — С. 443—470.
  • Предисловие // Борнер Р. Византийские толкования VII—XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2013.
  • Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. — М., 2013. — Вып. 4. — С. 123—150.
  • The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge… für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. — S. 801—808.
  • Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках // Кирилометодиевската традиција и македонско-руските духовни и културни врски": Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. — С. 249—254.
  • Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. — Вып. 1-2 (33-34). — С. 116—126.
  • «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души» // Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. — № 3:1. — С. 43-71. (в соавторстве с А. Ю. Виноградовым)
  • Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа // Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. — С. 3-41.
  • Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть I: неизданный канон авторства гимнографа Германа // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2014. — № 5. — С. 101—139.
  • Чин архиерейской литургии в Русской Церкви в середине XVI века: свидетельство великих миней-четьих свт. Макария, митрополита Московского // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2015. — № 6. — С. 141—178.
  • «Апокрифическая» надпись с Мангупа и обряды «изобличения вора»: магия и право между Античностью и Средневековьем // Slověne. 2015. Т. 4. — № 1. — С. 52-93. (в соавторстве с А. Ю. Виноградовым)
  • Православное богослужение великого четверга: происхождение и особенности // Церковь и время. 2016. — № 3 (76). — С. 169—192.
  • Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть II: неизданный канон из рукописи paris, gr. 341 // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2017. — № 7-8. — С. 315—328.
  • Конфликт аскетических практик на Руси в середине XII в // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. — № 3 (69). — С. 26-27. (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)
  • Историко-канонические основания единства Русской Церкви // Церковь и время. 2018. — № 3 (84). — С. 29-95.
  • «Откровение святого Григория Богослова о литургии»: исследования, текст и его славянские переводы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2018. — № 54. — С. 9-26.
  • Стихиры воскресного октоиха в древнем Тропологии // Христианское чтение. 2018. — № 3. — С. 94-111. (в соавторстве с Булаев Д. В.)
  • Малоизвестный византийский комментарий XI (?) в. на Божественную литургию // Византийский временник. 2018. — № 102. — С. 352—360.
  • «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. — № 3 (73). — С. 118—139. (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)
  • Церковная политика Константинопольской патриархии при Мануиле I Комнине и кризис русской митрополии в 1156—1169 гг // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. — № 9 (83). (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)
  • Жизнь и смерть Феодорца Владимирского: право или расправа? // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Т. 10. — № 10 (84). (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)
Статьи в «Православной энциклопедии»
  • Богослужение Русской Церкви X—XX вв.;
  • Аароново благословение;
  • Агапа;
  • Агиасма;
  • Агнец, в православном богослужении;
  • Адам;
  • Аквилейский обряд;
  • Акила и Прискилла;
  • Аксиос;
  • Accessus ad altare;
  • Алавастр;
  • Александрийское богослужение;
  • Аллилуиарий; Аллилуия;
  • Алмазов А. И.;
  • Алфавитные стихиры;
  • Альба;
  • Альфа и Омега;
  • Амвон;
  • Амикт;
  • Аминь;
  • Анамнесис;
  • Анафора;
  • Анна, дочь Фануила;
  • Антиминс;
  • Антиохийское богослужение;
  • Антифон;
  • Апостол (книга);
  • Апостолы;
  • «Апостольские постановления»;
  • Армянский обряд;
  • Артос;
  • Архидиакон;
  • Архиерейское богослужение;
  • Архимандрит;
  • Афон;
  • Балдахин;
  • Барберини Евхологий;
  • Барселонский папирус;
  • Белого монастыря Евхологий;
  • Библейские песни;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • Благодарственные молитвы после Причащения;
  • Брак;
  • Варлаама Хутынского Служебник;
  • Velatio;
  • Великая пятница;
  • Великая суббота;
  • Великие понедельник, вторник, среда;
  • Великий пост;
  • Великий четверг;
  • Великое славословие;
  • Венчание брака;
  • Вечерня;
  • Вечеря;
  • Вима;
  • Водоосвящение;
  • Воздвижение Креста Господня;
  • Воздýх;
  • Воскомастих;
  • Воскресенье;
  • Вседневные антифоны;
  • Всенощное бдение;
  • Встреча архиерея;
  • Второбрачие;
  • Вход;
  • Вход Господень в Иерусалим;
  • Входные молитвы;
  • Входный стих;
  • Георгия Мтацминдели Типикон;
  • Гимнография;
  • Главопреклонная молитва;
  • Григорий, еп. Акрагантийский;
  • Григорий Двоеслов;
  • Григорий Богослов;
  • Григорий Декаполит: Гимнография;
  • Григорий Палама;
  • прп. Григорий Синаит;
  • «Да исполнятся уста наша»;
  • Дейр-Балайзы папирус;
  • Диакон;
  • Диаконикон;
  • Диаконисса;
  • Диалоги литургические;
  • Дикирий; Догматик;
  • Духов день;
  • Евергетидский Типикон;
  • Евхаристия;
  • Евхологий;
  • Ектения;
  • Епископ;
  • Жертва;
  • Залог;
  • Иеромнимон;
  • Интронизация;
  • Institutio;
  • Канон;
  • Карабинов И. А.;
  • Катавасия;
  • Кирилл Иерусалимский.
Статьи в Большой Российской энциклопедии
  • Агиасма;
  • Агнец;
  • Акафист;
  • Аллилуиарий;
  • Аллилуия;
  • Богослужение;
  • Великий пост;
  • Вечерня;
  • Воздвижение Креста Господня;
  • Вознесение Господне;
  • Всенощное бдение;
  • Вход;
  • Евхаристия;
  • Ектения;
  • Пасха.
Статьи в интернет-изданиях
  • Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы // Патриархия.ru, 12.09.2005.
  • Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника // Патриархия.ru, 11.03.2006.
  • Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка // Патриархия.ru, 06.04.2007.
  • Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 1. Интронизация епископов и Патриархов в древней Церкви и в Византии // Богослов.ru, 25.01.2009.
  • Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 2. Интронизация митрополитов и Патриархов всея Руси // Богослов.ru, 29.01.2009.
  • Общая композиция служб Страстной седмицы // Богослов.ru, 15.04.2009.
  • Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног // Богослов.ru, 15.04.2009.
  • Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) // Богослов.ru, 16.04.2009.
  • Каноны Великой субботы // Богослов.ru, 17.04.2009.
  • Пасхальное бдение: Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени // Богослов.ru, 23.04.2009.
  • Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества // Татьянин день, 22.05.2010.
  • Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ru, 17.08.2011.
  • Греческие песнопения праздника Рождества Христова // Богослов.ru, 07.01.2012.
  • Происхождение Последования ко Святому Причащению // Православие.ru, 15.09.2013.
  • Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления // Православие.ru, 18.01.2015.
  • О празднике Обновления храма // Православие.ru, 25 сентября 2020
Рецензии
  • Виноградов А. Ю., Желтов М. С. Рецензия на книгу: Roca-Puig R. Anаfora de Barcelona i altres pregаries: Missa del segle IV. Barcelona, 1994 // Христианский Восток. — СПб., 2002 [М., 2006]. — Т. 4. — С. 565—586.
  • Желтов М. С. Рецензия на книгу: Taft R. F. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. 5:) The Precommunion Rites. R., 2000. (серия Orientalia Christiana Analecta; 261) // Византийский временник. М., 2002. С. 218—223.
  • Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах/ подг. текста и публ. А. Г. Кравецкого. М., 2004 // Вест. ПСТГУ I: Богословие и философия [Тр. каф. литургич. богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 191—195.
  • Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Daley B. E. Gregory of Nazianzus. L.; N. Y.: Routledge, 2006. (The EarlyChurch Fathers; s. n.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2007. Вып. 18. С. 162—165.

Награды

  • Патриаршая грамота за труды в «Православной энциклопедии» (2000);
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2006);
  • Медаль преподобной Евфросинии Полоцкой (2007);
  • Медаль Белорусской православной церкви преподобной Евфросинии Полоцкой за активное участие в работе Синодальной Богословской комиссии (2008).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: