Александр Николаевич Чуманов (род. 1950, Тюменская область) — российский писатель, фантаст.

Биография

Родился в 1950 году в деревне Борки под Тюменью, в семье учителей. Семья переехала в Арамиль, когда Александру было девяти лет. В Арамили закончил школу, здесь прожил всю свою жизнь. Был слесарем, электриком, механиком, помощником мастера на суконной фабрике, журналистом, водителем грузовика, реализатором в киоске, помощником депутата Государственной думы, сторожем, пожарным, охранником.

Творчество

Стихи Чуманова Александра Николаевича печатали в газетах, в уральских журналах. В 1984 году А. Чуманов участвовал в VIII Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве. Участвовал ещё как поэт, хотя писал в это время уже в основном прозу. Короткие рассказы (наверно, лаконизм их тоже идёт от стихов), которые появились на страницах «Уральского следопыта» и «Урала», сразу обратили на себя внимание читателей. В 1986 году цикл рассказов А. Чуманова «Зелёный луг на рассвете» был издан в Москве. В 1988 году Чуманова приняли в Союз писателей СССР. Всего же у автора вышло четыре книги прозы и четыре сборника стихотворений. Александр Чуманов работал в довольно редком в нашей литературе жанре короткой современной притчи, где причудливо переплетаются фантастика и повседневная реальность. И если в первых его рассказах — таких, как «Горыня», — фантастики было больше, то со временем она стала занимать в чумановской прозе более скромное место. Да и чудеса эти, при всей их неожиданности, входят в жизнь героев писателя — обычных сегодняшних людей из гущи наших будней — чаще всего по-домашнему неброско, без шумовых эффектов, а то и вообще незаметно. Именно так происходит, например, в рассказе «Птица по имени Карл». Поистине неистощимая изобретательность в конструировании самых сказочных сюжетов и ситуаций сочетается у писателя с зоркой наблюдательностью и ироничностью. Взять хотя бы «Стезю Николеньки Вселенского», где персонаж, «ещё пребывая в утробе матушки, стараниями папеньки уже был приписан к институту легчайших сплавов в чине лаборанта». Настораживающим иносказанием звучит рассказ «Эонимф» — о зловеще живучем «человеко-жуке», которому ничего не стоит затаиться, зарыться в землю, чтобы вновь начать паразитировать, когда появятся «благоприятные условия».

Тревога и боль за тех, кто слишком старается быть «как все», с готовностью заглушая в себе и своих ближних ту особинку, непохожесть, что есть в каждом, звучит во многих рассказах, и особенно в «Крыльях», где медики наловчились быстро «приводить в норму» малышей, рождающихся крылатыми: «крылья отрезали почти как ногти…». Любимые герои А. Чуманова — это обычно люди, не добившиеся особых успехов в жизни, но чистые душой, сумевшие сохранить в ней огонёк духовности, непонятной и чуждой обывателю. Мы чувствуем этот огонёк в старом Александре Ивановиче (рассказ «Место в очереди»), умирающем в дни «всеобщей вакцинации населения на предмет бессмертия» только потому, что оказался слишком деликатным и уступчивым. Таков и незлобивый мягкий Антон («Чего не привидится…»), который, однако, борясь за жизнь маленькой дочки, сталкивается с самой Смертью…

Награды

Александр Чуманов — лауреат «Бажовской премии» (2005) за повести «Творческий день», «Брат птеродактиля» и роман «Три птицы на одной ветке». Дважды, в 2001 и 2004 годах, его произведения становились лучшей публикацией года в журнале «Урал», один раз — в журнале «Уральский следопыт» (1987) и один раз — в альманахе «Чаша круговая» (2002).

Все литературные премии и номинации:

1986:

1987:

1991:

1992:

1993:

1994:

1995:

1996:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: