Автомотриса (фр. аutomotrice от др.-греч. αὐτός «сам» и лат. mōtrīx «двигательница»), а также мотриса, автовагон, рельсовый автобус — моторный самоходный железнодорожный вагон, используемый для перевозки пассажиров и железнодорожного персонала, обслуживания железнодорожных путей и прочих нужд. Оборудован двигателем внутреннего сгорания (в настоящее время практически всегда дизельным, ранее также встречались автомотрисы с бензиновыми, керосиновыми, нефтяными или газогенераторными двигателями). Дизельная автомотриса с прицепными вагонами и (или) вагоном с кабиной дистанционного управления или две дизельные автомотрисы с прицепными вагонами между ними составляют дизель-поезд. Наряду с автомотрисами, использующими как источник энергии двигатель внутреннего сгорания, существуют также электромотрисы, получающие электрическую энергию от контактной сети или аккумуляторов».

Автомотрисы, электромотрисы используются в качестве подвижного состава для пассажирских перевозок на регулярных пригородных, внутригородских, межобластных, местных и нерегулярных второстепенных железнодорожных линиях, а также в качестве служебного (ремонтного, путеизмерительного и др.) транспорта.

Иногда автомотрисами и электромотрисами называют не только одиночные самоходные электровагоны, но и короткие двух- или трёхвагонные дизель-поезда либо электропоезда с одним моторным вагоном.

Общие сведения

Предшественниками автомотрис были паровозо-вагоны, то есть автономные вагоны с паровой машиной. Появились они во второй половине XIX века и использовались на второстепенных линиях с небольшим пассажиропотоком.

Первые бензомоторные автомотрисы появились на рубеже XIX—XX веков.

В начале XX века предпринимался ряд экспериментальных разработок моторных самоходных железнодорожных вагонов на различных принципах движения. Так, в 1910−1930-х гг. в некоторых странах, в том числе, в Германии и Советской России создавались, так называемые, «аэровагоны» — скоростные железнодорожные вагоны, приводимые в движение воздушным винтом авиационного типа. В последующем к аэровагонам стали также относить скоростные вагоны-прототипы реактивных поездов, приводимые в движение турбореактивными авиационными двигателями.

Довольно широко автомотрисы с двигателями внутреннего сгорания стали применяться с 1930-х годов.

Некоторые автомотрисы переделываются из отдельных вагонов дизель-поездов и электропоездов, снятых с эксплуатации. Например, на территории стран бывшего СССР электромотрисы практически не производились в изначальном виде, а переделывались из вагонов серийных электропоездов. В ходе переделки у одновагонных электромотрис за основу брался моторный вагон, у которого срезались торцевые части с тамбурами и вместо них устанавливались кабины машиниста (как правило, использовались от списанных головных вагонов). У двухвагонных электромотрис использовались моторный и прицепной промежуточный (реже прицепной головной) вагоны, у каждого из которых с одной стороны устанавливалось по одной кабине машиниста. Также на крышах моторных вагонов устанавливался второй токоприёмник в целях резервирования на случай повреждения.

В зависимости от предназначения автомотрисы можно разделить на два основных типа:

  • автомотрисы для пассажирских перевозок;
  • автомотрисы специального назначения.

Пассажирские автомотрисы

Рельсовый автобус PESA 620М, Польша, с 2004

В начале XXI века во многих странах автомотрисы используют для пассажирских перевозок на железнодорожных линиях с низким пассажиропотоком. Современные автомотрисы данного типа часто имеют пониженный уровень пола для облегчения входа в поезд с низких платформ. По внутренней компоновке некоторые из них близки к вагонам метро, например в них нет тамбуров.

В 1999 году «Метровагонмаш» начал выпускать пассажирские автомотрисы, конструкция которых базируется на электропоезде метро «Яуза». Вагон получил обозначение РА-1 (от «рельсовый автобус»). В российской железнодорожной терминологии (в книгах, железнодорожных учебниках и справочниках) термин «рельсовый автобус» как тип подвижного состава не используется.

Термин «рельсовый автобус» по отношению к современным пассажирским автомотрисам также часто употребляют на Украине.

Пассажирские автомотрисы также могут использоваться для служебных поездок работников железных дорог.

Технические автомотрисы

Автомотрисы могут предназначаться для выполнения различных технических функций: для доставки обслуживающего персонала и грузов к месту проведения технического обслуживания и ремонта дорожного полотна, дефектоскопные и путеизмерительные автомотрисы, рельсосмазыватели.

Автомотрисы монтажно-восстановительные

Относится к категории автономных путевых машин, эксплуатируемых службами пути, электрификации и электроснабжения. Предназначены для доставки ремонтного персонала к месту производства работ и выполнения монтажных, эксплуатационных, ремонтных и иных работ по техническому обслуживанию контактной сети. Также возможно применение данного класса автомотрис для выполнения маневровых работ и буксировки ограниченной нагрузки. Могут оборудоваться подъёмной рабочей площадкой и грузоподъёмным краном. Разными производителями на машинах дополнительно размещаются пантограф, буровая установка для разработки котлованов под железнодорожные опоры контактной сети и кран-манипулятор для их установки. В качестве примеров данного вида путевых машин можно назвать автомотрисы производства Тихорецкого машиностроительного завода им. В. В. Воровского 1АДМ-1,3, АДМ-1С с буровой установкой и АДМ-1,3см. К разряду автомотрис часто относят тяжёлые автодрезины.

В массовой культуре

  • Автомотриса фигурирует в качестве орудия убийства в видеоигре Vanishing of Ethan Carter («Исчезновение Итана Картера»)

Галерея

  • Дизельная пассажирская автомотриса АР2, Рижский вагоностроительный завод, Латвия, 2009

  • Двусторонний рельсобус (автомотриса), Финляндия, 1950-е гг.

  • Автомотриса служебно-грузовая АСГ-30П, Россия, с 2004

  • Автомотриса дефектоскопная электрическая АДЭ-1, Россия, c 2001


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: