Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету.

Термин получил категориальный статус в кантианстве, где его прототипом послужило слово нем. Anschauung, то есть «наглядное представление» (корень нем. schau: шау), неопосредованный мышлением акт познания.

История понятия

В истории философии его аналогом было понятие интуиции. Словом созерцание часто переводят слово греч. θεωρία, означающее умозрение или «сосредоточение души на надумных тайнах» (Феофан Затворник), а также англ. contemplation, под которым понимается состояние после получения информации, когда происходит эффект остановки мысли, «одномоментное схватывание» и инсайт. При переводах классических текстов родилось понятие «жизнь созерцательная» (лат. vita contemplativa), противоположное по смыслу «жизни деятельной» (лат. vita activa).

Кантианское понимание

Кант сохраняет и переосмысливает противоположность созерцательного (теоретического) и практического (эмпирического). Созерцание уже не результат духовно-интеллектуальной практики, а её предпосылка-априори. Так априорными формами созерцания становятся пространство и время, поскольку они являются предпосылками любого возможного восприятия, ибо каждый предмет уже воспринимается в пространстве и времени. Далее, созерцание противопоставляется логическому мышлению, поскольку до того, как разум начнет сравнивать, классифицировать и анализировать предмет, этот предмет должен быть представлен сознанию как некоторая «дорефлексивная (дорефлективная)» целостность. Эта данность предмета сознанию прежде всякого осмысления и есть созерцание. Способность иметь созерцания Кант в Критике чистого разума называет чувственностью (Sinnlichkeit). Наряду с чистым созерцанием (reine Anschauung) существует и «чувственное (или эмпирическое) созерцание» (Sinnenanschauung или empirischen Anschauung), материей которого служат ощущения.

без созерцания всякое наше знание лишено объектов и остается в таком случае совершенно пустым

Для Канта понятия созерцания и представления часто представляются тождественными. Так пространство и время являются как формами созерцания, так и представлениями.

После Канта

После Канта понятие созерцание активно использовал Гёте, под которым понимал «уважительное наблюдение» природы, когда происходит взаимопроникновение сознания и феномена. На первом этапе созерцания в сознании формируются контуры образов (гештальты), на втором — собственно образы (нем. bild), а на третьем — мы постигаем значение образов.

Гегель определял созерцание как «непосредственное представление»

В марксизме созерцание является синонимом пассивного восприятия предметов:

В феноменологии Гуссерля созерцание воспринимается как интенциональность, то есть направленность на предмет.

В религии

Созерцание является важнейшим элементом буддизма.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: