09.06.2021

Михаил Маркович (Шихль (Михель) Менделевич) Шейнман (январь 1902, Слуцк, Минская губерния, Российская империя – октябрь 1977, Москва, СССР) — советский историк религии, специалист по католичеству и христианскому социализму, пропагандист атеизма, один из основателей и руководителей Союза воинствующих безбожников, заместитель редактора газеты «Безбожник». Доктор исторических наук.

Один из авторов «Краткого научно-атеистического словаря» и «Атеистического словаря».

Биография

Родился в январе 1902 года в Слуцке Минской губернии.

В 1920–1922 годы — секретарь Слуцкого уездного комитета РКСМ, редактор республиканской молодёжной газеты «Красная смена».

Учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова.

В 1924–1927 годы проходил службу в РККА.

В 1927–1931 годы работал в Центральном совете Союза воинствующих безбожников.

В 1933 году окончил Институт красной профессуры и работал в политическом отделе МТС.

В 1936—1938 годы — сотрудник отдела печати ЦК ВКП(б).

В 1938—1941 годы — заместитель ответственного редактора газеты «Безбожник» и одновременно старший научный сотрудник антирелигиозной секции Института философии АН СССР.

В 1941 году был призван на фронте в качестве политического бойца и редактора газеты «За Родину!» политического отдела 13-й Ростокинской стрелковой дивизии (второго формирования) 32-й армии.27 октября 1941 года ,будучи батальонным комиссаром, раненым попал в плен и находился в лагерях в Вязьме и в Визувэ.

В апреле – июле 1945 года — заместитель начальника по политической части группы лагерей советских граждан в Северо-Западной Германии.

В 1946—1947 годы — научный сотрудник Музея истории религии АН СССР.

В 1947–1965 годы — старший научный сотрудник в Институте истории АН СССР.

Член редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

Награды

  • Орден Красной Звезды и шесть медалей.

Сочинения

Книги

на русском языке
  • Шейнман М. М. Кто такие папы римские и кому они служат. — М.: ГАИЗ, 1937. — 23 с.
  • Ярославский Е. М., Олещук Ф. Н., Шейнман М. М. Выборы в советы депутатов трудящихся и задачи антирелигиозной пропаганды: Сборник. — М.: ГАИЗ, 1939. — 72 с.
  • Шейнман М. М. Кто такие папы римские. — М.: ГАИЗ, 1941. — 104 с.
  • Шейнман М. М. Фашизм — душитель свободы совести. — М.: ГАИЗ. — 35 с.
  • Шейнман М. М. Фашизм — душитель свободы совести. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1942. — 62 с.
  • Шейнман М. М. Фашизм — душитель свободы совести. — 2-е изд., испр. — Красноуфимск: Гос. антирелиг. изд., 1942. — 46 с.
  • Шейнман М. М. Фашизм — душитель свободы совести. — Иркутск: Иркут. обл. изд-во, 1943. — 44 с.
  • Шейнман М. М. Ватикан между двумя мировыми войнами / М. М. Шейнман ; Акад. наук СССР. Музей истории религии. — М., Л.: Музей истории религии АН СССР, 1948. — 240 с.
  • Шейнман М. М. Ватикан во Второй мировой войне / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1951. — 352 с.
  • Шейнман М. М. Ватикан — враг мира и демократии. — Молодая гвардия, 1950. — 63 с.
  • Шейнман М. М. Ватикан и католицизм на службе империализма / Канд. ист. наук М. М. Шейнман ; Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. — М.: Знание, 1950. — 29 с.
  • Шейнман М. М. Ватикан и католицизм на службе империализма: Стенограмма публичной лекции. прочит. в Центр. лектории. О-ва в Москве / Канд. ист. наук М. М. Шейнман ; Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. — М.: Правда, 1950. — 28 с.
  • Шейнман М. М. Идеология и политика Ватикана на службе империализма. — М.: Госполитиздат, 1950. — 224 с.
  • Шейнман М. М. Ватикан и католицизм на службе империализма / Канд. ист. наук М. М. Шейнман. — Кишинев: Гос. изд-во Молдавии, 1951. — 36 с. — (Б-чка по научно-атеистическим вопросам).
  • Шейнман М. М. Ватикан на службе современной реакции. — М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 56 с. — (Б-чка "В помощь лектору").
  • Шейнман М. М. Ватикан во Второй мировой войне / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. — 352 с.
  • Шейнман М. М. Ватикан и католицизм на службе американо-английского империализма: Методические советы лектору / Канд. ист. наук М. Шейнман ; Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. — М.: Знание, 1952. — 16 с.
  • Шейнман М. М. Краткие очерки истории папства. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. — 192 с. — (Научно-популярная серия).
  • Шейнман М. М. Ватикан и католицизм на службе международной реакции. — М.: Госкультпросветиздат, 1954. — 55 с. — (Б-чка "В помощь лектору").
  • Шейнман М. М. Религия в период империализма. — М.: Знание, 1955. — 32 с.
  • Шейнман М. М. Современный Ватикан. — М.: Акад. наук СССР, 1955. — 183 с. — (Научно-популярная серия).
  • Шейнман М. М. Ватикан и католицизм в конце XIX — начале XX в. / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. — 468 с.
  • Шейнман М. М. Папство. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. — 210 с. — (Научно-популярная серия).
  • Шейнман М. М. Идеология и политика современного католицизма / М. М. Шейнман, д-р ист. наук. — К.: О-во по распространению полит. и науч. знаний УССР, 1960. — 40 с.
  • Шейнман М. М. Папство. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 210 с. — (Научно-популярная серия).
  • Шейнман М. М. Клерикальный антикоммунизм. — М., 1962. — 19 с.
  • Шейнман М. М. Клерикальный антикоммунизм / М. М. Шейнман ; О-во по распространению полит. и науч. знаний РСФСР. Смол. обл. отд-ние.. — Смоленск: Знание, 1962. — 21 с.
  • Шейнман М. М. Современный клерикализм / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Наука, 1964. — 254 с.
  • Шейнман М. М. От Пия IX до Иоанна XXIII: Ватикан за 100 лет. — М.: Наука, 1966. — 197 с. — (Научно-популярная серия).
  • Шейнман М. М. Христианский социализм: История и идеология. — М.: Наука, 1969. — 314 с. — (Научно-популярная серия).
  • Шейнман М. М. Религия в эпоху империализма. — М.: Знание, 1971. — 48 с.
  • Шейнман М. М. Католицизм в меняющемся мире. — М.: Наука, 1975. — 161 с. — (Научно-атеистическая серия).
  • Шейнман М. М. Вера в дьявола в истории религии. — М.: Наука, 1977. — 112 с. — (Научно-атеистическая серия).
  • Шейнман М. М. От Пия IX до Павла VI / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1979. — 176 с. — (Научно-атеистическая серия).
на других языках
  • Шейнман М. М. Kto to są papieże rzymscy i komu służą oni. — Kijów: Ukrderżnacmenwydaw, 1939. — 32 p.
  • Шейнман М. М. За отношението на религията към жената: Прев. от руски / М. М. Шейнман. Научно-атеистичното възпитание на учащите се - съществена част от комунистическото възпитание / Н. К. Гончаров. — София: Профиздат, 1955. — 42 p. — (Научно-атеистични знания).
  • Sejnman M. M. Fejezetek a pápaság történetéből / Ford. Auer Kálmán. — Budapest: Szikra, 1953. — 190 p.
  • Scheinman M. M. Fragmenty z historii papiestwa. — Wilnius: Państw. wyd-wo literatury politycznej i naukowej, 1954. — 215 p.
  • Scheinman M. M. Ideologia i polityka Watykanu w służbie imperializmu / Tłum. z ros. Jan Dąbrowski. — Warszawa: Książka i wiedza, 1951. — 218 p.
  • Šejnman M. M. Ideologie a politika Vatikánu ve službách imperialismu / Z rus. přel. Bohdan Pošvic. — Praha: Mír, 1951. — 230 p. — (Edice Dějiny zítřka).
  • Şeinman M. M. Vaticanul duşman al păcii şi democraţiei / Trad. din limba rusă de C. Corbu. — Bucureşti: Cartea rusă, 1952. — 45 p. — (Colectia Arlus).
  • Sejnman M. M. A Vatikán a két világháború Között. — Budapest: Szikra, 1950. — 272 p.
  • Sejnman M. M. A Vatikán a második világháborúban / Ford. Tábor Béla és T. Mándy Stefánia. — Budapest: Szikra, 1952. — 453 p.
  • Шейнман М. М. Watykan i katolicyzm na służbie imperializmu: Stenogram publ. odczytu, wygłoszonego w Lektorium Centralnym t-wa w Moskwie / M. Szejnman, kandydat nayk historycznych ; Wszechzwiązkowe t-wo krzewienia wiedzy politycznej i naukowej. — Warszawa: Państw. inst. wyd-w rolniczych, 1951. — 35 p.
  • Шейнман М. М. Папството / Прев. от рус. Лиляна Дамянова, Ася Спирова.. — София: Изд-во на Бълг. ком. партия, 1962. — 219 p.
  • Cheinman M. M. Le Vatican contemporain / Trad. par D. Seseman. — Moscou: Éditions en langues étrangères, 1961. — 192 p.

Статьи

  • Шейнман М. М. Церковь и рабочее движение // Антирелигиозник. 1926. № 2.
  • Шейнман М. М. Роль религии в капиталистических странах // Учебник для рабочих антирелигиозных кружков / Союз безбожников СССР и Главполитпросвет; под ред. А. Лукачевского; с предисл. Е. М. Ярославского. — 3-е иллюстрир. дополн. и исправл. изд. — М.: Безбожник, 1929. — С. 173—194. — 336 с.
  • Шейнман М. М. Бог завоёвывает школу // Просвещенец на антирелигиозном фронте / ЦК Союза работников просвещения СССР, Центральный совет Союза безбожников СССР ; под ред. А. Коростелёва. А. Лукачевского, И. Флерова. — М.: Работник просвещения ; Ленинград : [б. и.], 1929. — С. 47—51. — 116 с.
  • Шейнман М. М. Обновленческое течение в Русской православной церкви после Октября // Вопросы научного атеизма. Вып. 2. Модернизация религии в современных условиях / Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1966. — С. 41—64. — 439 с. — 23 000 экз.
  • Шейнман М. М. Церковь в современном мире // Наука против религии: В 3 кн. Кн. 2: Общество и религия / Ред. коллегия: П. Н. Федосеев и др.; АН СССР. Ин-т философии. Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Отв. ред. Э. А. Асратян. — М.: Наука, 1967. — С. 290 — 311. — 506 с.
  • Шейнман М. М. Между двумя соборами // Вопросы научного атеизма. Вып. 6. II Ватиканский собор (замыслы и итоги) / Отв. ред. А. Ф. Окулов; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1968. — С. 25—48. — 436 с. — 20 000 экз.
  • Шейнман М. М. Церковь после собора // Вопросы научного атеизма. Вып. 6. II Ватиканский собор (замыслы и итоги) / Отв. ред. А. Ф. Окулов; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1968. — С. 412—430. — 436 с. — 20 000 экз.
  • Шейнман М. М. И. И. Скворцов-Степанов (К 100-летию со дня рождения) // Вопросы научного атеизма. Вып. 10 / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1970. — С. 253—269. — 439 с. — 16 500 экз.
  • Шейнман М. М. О так называемой энциклопедии современного атеизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 13 / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1972. — С. 302—318. — 455 с. — 16 000 экз.
  • Шейнман М. М. Голландский катехизис // Вопросы научного атеизма. Вып. 14 / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1973. — С. 247—266. — 406 с. — 16 000 экз.
  • Шейнман М. М. Крах антисоветской политики Ватикана // Вопросы научного атеизма. Вып. 16 / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.); Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1974. — С. 317—322. — 358 с. — 18 300 экз.
  • Шейнман М. М. У истоков массового атеизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 18 / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.); Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1975. — С. 315—328. — 389 с. — 17 000 экз.

Редакция

  • Антирелигиозный учебник : Для кружков и самообразования / Под ред. М. М. Шейнмана. — М.: ГАИЗ, 1938. — 456 с.
  • Антирелигиозный учебник : Для кружков и самообразования / Под ред. М. М. Шейнмана. — Ростов н/Д: Ростиздат, 1938. — 456 с.
  • Антирелигиозный учебник : Для кружков и самообразования / Под ред. М. М. Шейнмана. — Горький: Горьковское обл. изд-во, 1938. — 432 с.
  • Антирелигиозный учебник : Для кружков и самообразования / Под ред. М. М. Шейнмана. — 2-е изд.. — М.: ГАИЗ, 1940. — 472 с.
  • Антирелигиозный учебник : Для кружков и самообразования / Сост. проф. М. Баскин, проф. С. Бахрушин, С. Глязер и др. Под ред. М. М. Шейнмана. — 3-е изд., испр.. — М.: ГАИЗ, 1941. — 472 с.

Интересные факты

  • Его воспоминания о времени проведённом в немецких лагерях были включены в «Чёрную книгу».
  • В Книге Памяти г. Москвы числится пропавшим без вести (т. 14, стр. 313).
  • Шейнман упомянут в книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе»: «Бывали и странные биографии, например у Михаила Шейнмана. С 20-х годов — уездный секретарь комсомола, в разгарные годы Союза воинствующих безбожников — сотрудник его Центра, потом выпускник Института Красной Профессуры и сотрудник отдела печати ЦК ВКП(б) — в 1941 попадает в немецкий плен, всю войну до конца — еврей и высокий политрук! — пересиживает у немцев. И несмотря на полный же для СМЕРШа «криминал» — как, мол, мог уцелеть? других сажали надолго, — уже с 1946 благополучно в Музее истории религии, затем — в Институте истории Академии Наук»

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: