Владимир Петрович Шереметевский (14 (26) июля 1834, Москва — 15 (27) июня 1895, там же) — российский педагог, филолог, методист русского языка и литературы; действительный статский советник.

Биография

В 1853 году окончил курс 2-й московской гимназии с золотой медалью и без экзамена был принят на историко-филологический факультет Московского университета, после окончания которого в 1857 году преподавал русскую словесность в гимназиях Москвы. Сначала в родной 2-й гимназии состоял учителем русского языка и словесности (30.11.1858—30.7.1866), а потом — инспектором этой же гимназии (30.7.1866—1.7.1870). Вслед за тем он был преподавателем в Московской учительской семинарии военного ведомства (до её закрытия в августе 1885 года), 6-й московской гимназии, Николаевском женском училище и учителем педагогики, дидактики и методики русского языка в частной женской гимназии 3. Д. Перепёлкиной (1884—1895). Кроме того, в течение нескольких лет читал лекции по методике преподавания русского языка на Педагогических курсах при Обществе воспитательниц и гувернанток. Обучал искусству декламации на драматических курсах П. Д. Боборыкина. Организовал комиссию преподавателей русского языка при Ученом отделе Общества распространения технических знаний.

Семья

Сын В. П. Шереметевского, Владимир Владимирович, — известный историк, архивист, сотрудник Московского архива министерства юстиции, автор-составитель «Провинциального некрополя».

Педагогическая концепция

Основной целью преподавания русского языка и литературы считал умение владеть живой речью. В статье «Начатки науки о родном слове», опубликованной в 1881 году в журнале А. Хованского «Филологические записки», сформулировал программу первоначального обучения языку в гимназиях, ведущим направлением которой считал этимологическую работу. Предложил оригинальную систему практических упражнений, главная задача которых состояла в привлечении учащихся к работе над «корнесловием». Не отрицая пользы теоретических знаний на элементарной ступени школы, выступал сторонником практического изучения языка, наблюдений над речью. В программе Шереметевского можно увидеть элементы проблемного обучения.

Наиболее значительным трудом Шереметевского стало «Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении», где он обосновал объяснительное чтение как особое звено в комплексе языковых занятий, а также предложил ряд приёмов и способов учебной работы, избегая зубрежку и заучивание и превращая уроки чтения в школу «живого слова» — вдохновенной передачи предмета. Диалог между учащимися и учителем не должен стать монологом учителя, а превратиться в эвристический процесс добывания знаний.

Технологическую основу преподавания Шереметевский видел в сохранении целостного впечатления от прочитанного и фокусировке внимания на восприятии учащимися этапов изучения произведения.

Научные сочинения

  • Начатки науки о родном языке
  • Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении
  • Сочинения Владимира Петровича Шереметевского. — М., 1897

Комментарии

  • ↑ Интересно сообщение директора гимназии попечителю учебного округа, что в 1-м полугодии 1873 года Шереметевский из 135 запланированных часов пропустил 122 часа по болезни.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: