08.05.2021

Пётр Павлович Кудрявцев (1868—1940) — русский богослов, философ и публицист, педагог, магистр богословия, автор более 250 научных работ.

Биография

Родился 24 августа (5 сентября) 1868 года в селе Алексеевское Чернского уезда, Тульской губернии.

Окончил Ефремовское духовное училище (1882), Тульскую духовную семинарию (1888) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, лауреат Иосифовской премии, профессорский стипендиат (1892).

С 1893 года преподаватель философиских наук в Подольской духовной семинарии, а также словесности, истории русской литературы и педагогики в Подольском женском училище духовного ведомства, член епархиального училищного совета, коллежский асессор. С 1896 года член Юго-Западного общества трезвости.

С 1897 года исполняющий должность доцента по кафедре истории философии Киевской духовной академии, затем доцент (1908), экстраординарный (1909) и ординарный (1918) профессор, член Церковно-исторического и археологического общества при КДА, надворный советник (1897). Одновременно преподаватель русского языка и словесности во 2-м женском духовном училище (1898–1919), Институте благородных девиц (1898–1905), женской гимназии М. В. Клуссинш (1906) и Фребелевском педагогическом институте (1908).

С 1901 года коллежский советник. С 1902 года один из организаторов издательства «АКТ», товарищ председателя Киевского педагогического общества взаимопомощи, статский советник.

Соучредитель, преподаватель истории древней философии (1905), директор (1910) и председатель педсовета (1911) Киевских вечерних высших женских курсов А. В. Жекулиной. В 1906 году член редакции газеты «Народ». С 1908 года магистр богословия.

Один из организаторов Киевского религиозно-философского общества (основано 23 января 1908 года) и его председатель с февраля 1910 по май 1912 года.

С 1914 года редактор журнала «Летопись», товарищ председател Научно-философского общества при Киевском университете.

В 1917 году член Киевского епархиального совета, товарищ председателя Комиссии по реформе духовных академий, работал в I и VI отделах Предсоборного совета, лауреат Макариевской премии. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви участвовал в 1-й сессии, член Соборного Совета и I, II, III, VII, XII отделов, заместитель члена Высшего церковного совета.

В 1918 году член Всеукраинского православного церковного собора, I съезда представителей высших школ Украины и Комиссии по подготовке церковно-государственных законопроектов, Братства Иисуса Сладчайшего, председатель Учёного комитета при Министерстве исповеданий Украинской Державы, профессор по кафедре истории философии Киевского народного университета, преподаватель истории русской литературы в женской гимназии при евангелическо-лютеранской церкви.

С мая 1919 года приват-доцент историко-филологического факультета Киевского университета, с октября сверхштатный профессор по кафедре истории и древней философии Таврического университета, член Симферопольского религиозно-философского общества.

С 1921 года сотрудник Историко-филологического отдела Всеукраинской академии наук, член комиссий: византологической (заведующий делами), биографической, по изучению еврейской истории и старого Киева. Одновременно в 1922–1924 годах преподаватель на частных богословских курсах в Киеве, с 1922 года преподаватель русского языка и литературы в трудовой школе № 33, с 1929 года член Историко-этнологического отделения Всеукраинской научной ассоциации востоковедения.

В 1931 году приговорён к заключению в ИТЛ, актирован через 3 года по болезни сердца.

В 1934 году счетовод в Управлении водного транспорта, с 1935 года лаборант-делопроизводитель агрохимической лаборатории НИИ соцземледелия.

В августе 1938 года арестован по обвинению в «антисоветских настроениях и агитации пораженческого характера», по материалам следствия, «являлся ревностным тихоновцем». В апреле 1939 года освобождён «за отсутствием состава преступления», снова стал сотрудником АН УССР.

Скончался от инфаркта летом 1940 года; похоронен со своей женой в Киеве на Соломенском кладбище, участок №10.

Семья

Обвенчан с Анной Елисеевной Ливинской. Дети: Екатерина, Сергей, Бландина, Андрей.

Награды

Награжден орденами св. Станислава III (1901) и II (1916) степени, св. Анны III степени (1907).

Библиография

  • Из моих лесковиан. Материалы для изучения Н. С. Лескова // РГАЛИ. Ф. 275. Оп. 1. Ед. хр. 825.
  • Письмо к А. А. Дмитриевскому // ОР РНБ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 494. Л. 16 об.–17.
  • Письма к В. И. Вернадскому // Архив РАН. Ф. 518. Оп. 3. Д. 889.
  • Труды и письма // ИР НБУВ. Ф. Х. Д. 5343–5348, 14862–14863, 18680, 18690, 22788, 22883; Ф. 225. Д. 897.
  • Воспоминания // Архив МДА. Папка 89.
  • Несколько замечаний об отношении истории философии к богословской науке // Вера и разум. 1898. Т. 2. Ч. 1.
  • К вопросу о характере народной школы // Труды КДА. 1898. № 1–2.
  • Христианский взгляд на жизнь. К., 1899.
  • А. С. Пушкин. Главные моменты его жизни и литературного развития // Сб. статей об А. С. Пушкине. По поводу столетнего юбилея. К., 1899.
  • Профессор Д. В. Поспехов // Вера и Церковь. 1899. № 10.
  • Слово, произнесенное в Киево-Братском монастыре в Великий пяток пред плащаницею // Труды КДА. 1900. № 4.
  • О верности Христу // Труды КДА. 1901. № 3.
  • Главные моменты в истории вопроса об отношении веры к знанию // Там же. № 10 (Христианское чтение. 1991. № 4).
  • Вопрос о значении храма в русской художественной литературе // Руководство для сельских пастырей. 1901. № 45, 47, 50–52.
  • О постановке Закона Божия в средней школе; Корреспонденция из Киева // Церковный вестник. 1901. № 19, 29.
  • Слово о значении и силе веры // Труды КДА 1902. № 4.
  • К вопросу об отношении христианства к язычеству. По поводу современных толков о браке. К., 1903.
  • По поводу реформы церковного управления; Будда или Христос? // Церковный вестник. 1904. № 16, 23.
  • К характеристике современного эмпиризма; Слово о деятельном исполнении нравственного Закона Божия // Труды КДА. 1904. № 1, 3.
  • К вопросу о введениях в гимназиях пропедевтического курса философии; Профессор М. А. Олесницкий // Труды КДА. 1905. № 1, 4.
  • [Рец. на кн.: Минский Н. Религия будущего. СПб., 1905] // Богословский библиографический листок. 1905. Вып. 12.
  • В области церковно-приходской жизни; По поводу нового закона о праздничных днях // Руководство для сельских пастырей. 1905. № 10, 13, 18.
  • Современная церковно-общественная жизнь; По вопросам церковно-общественной жизни; Слово при воспоминании страстей Христовых; Профессор П. И. Линицкий // Труды КДА. 1906. № 1–3, 8–9.
  • Обзор печати по вопросам Церкви и духовенства // Киевские ЕВ. 1906. № 4.
  • Священник и политика; Об участии мирян в высшем церковном управлении; Священник и политика // Церковный вестник. 1906. № 2–3.
  • Письмо В. П. Свенцицкому // Век. 1907. № 17.
  • В храме и приходе. К., 1907.
  • Очерки современного эмпиризма. К., 1907.
  • Абсолютизм или релятивизм? К., 1908 (Мелитополь, 2012).
  • О признаках истинно-христианского общества // Труды КДА. 1907. № 3.
  • Ответ редактору ПБЭ; От Бэкона до Маха // Труды КДА. 1908. № 2, 4–5, 8–9.
  • Слово о страхе Божием; Памяти Н. И. Пузанова // Труды КДА. 1909. № 3, 10.
  • Искание и откровение. Ко дню Рождества Христова // Приходский священник. 1911. № 49.
  • Киевские высшие вечерние женские курсы, учрежденные А. В. Жекулиной. К., 1911.
  • Из недавнего прошлого. СПб., 1912.
  • Ахиллесова пята славянофильского миросозерцания; Живое ядро славянофильства; О делах политических. Мысли старых славянофилов; Рыцари свободного слова // Церковно-общественный вестник. 1913. № 33, 36, 43, 46.
  • Волны вечности в русской литературе. К., 1914.
  • Апология научного знания. Из размышлений над заветами, оставленными «отцом русской науки». К., 1914.
  • Конспект лекций по новой русской литературе, читанных на земских учительских курсах в Полтаве и Херсоне. Херсон, 1915.
  • Поэт душевных диссонансов. К столетию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Херсон, 1915.
  • Связь с отцами в сердце и мысли Владимира Соловьёва. К., 1916.
  • Россия и Царьград. Три момента в литературной истории вопроса. К., 1916.
  • К истории литературного возрождения средневекового католицизма в новое время // Труды КДА. 1916. № 7/8, 11/12.
  • Памяти Анны Ивановны Воскресенской. К., 1916. С. 1–10; Подспудные ключи // Церковь и жизнь. 191. № 11/12.
  • Незамеченная смерть (памяти М. А. Протопопова) // Вера и жизнь. 1916. № 23/24.
  • Идея святой Софии в русской литературе четырех последних десятилетий // Христианская мысль. 1916. № 9–10; 1917. № 1, 3, 9–10.
  • В добрый путь; Слава Богу // Там же. 1917. № 3/4.
  • Старый строй в Церкви; Письмо в редакцию; Стена между духовенством и рабочим классом; К вопросу о том, обязательно ли ректору духовной академии состоять в священном сане // ВЦОВ. 1917. 8, 28 апреля, 6 августа.
  • Перед Пасхой Православно-Русской Церкви; К вопросу о реформе духовно-учебных заведений; Наши разногласия по вопросу о патриаршестве. Речь на общем собрании Священного Собора; О богослужебном употреблении русского (а также украинского) языка // Церковно-общественная мысль. 1918. № 1, 3/4, 10, 13–18.
  • Церковный вопрос на Украине; К истории созыва Всеукраинского Церковного Собора; «Научный» атеизм и его представители // Слово. 1918. № 18, 23, 25, 59.
  • До історії освіти на Україні. Два невидані уривки з автобіографічної записки Ор. М. Новицького // Записки історико-філологічного відділу ВУАН. Кн. 13–14. К., 1927.
  • Єврейство, євреї та єврейська справа в творах Івана Франка // Збірник праць Єврейської комісії Історико-археографічної комісії. Кн. 2. К., 1929.
  • Декілька сторінок із культурної історії давнього Києва. Бібліографічна довідка; Освітні мандрівки вихованців Київської академії за кордон у ХVІІІ ст. // Київські збірники історії й археології, побуту й мистецтва. Зб. 1–2. К., 1930.
  • Curriculum vitae // Київська академія. 2011. Вип. 9. С. 116–120.
  • Письма к А. А. Дмитриевскому (1924–1929) // Вестник Екатеринбургской ДС. 2014. Вып. 2. С. 388–422.
  • Воспоминания об А. А. Дмитриевском // Там же. 2018. № 3 (23). С. 183–196.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: