Деви-гита (санскр. देवीगीता, devī-gītā IAST — «Песнь Деви») — важный шактийский религиозно-философский текст, входящий в состав Девибхагавата-пураны (VII, 31-40). Вместе с Деви-махатмьей и Лалита-сахасранамой представляет собою одно из важнейших писаний для большинства шактийских школ и для школ тантрического шиваизма. Время написания Деви-гиты приблизительно определяется IX-м веком н. э. // начало второго тысячелетий н. э. — то есть, к периоду поздней Адвайта-веданты, влияние которой очень сильно отражено в тексте и отразилось вообще на всём шактизме. На позднее время создания указывает и тот факт, что в тексте встречаются цитаты из ранних и поздних упанишад. В тексте также очень сильно заметны следы таких текстов как «Атмабодха» Шанкары, «Панчадаши» Шри Видьяраньи, «Веданта-сары» Шри Садананда Сарасвати и других.

Состав

Текст представляет собою частичную шактийскую кальку с Бхагавад-гиты в таких аспектах как схема текста, форма, суть и язык и более близка ей, чем многие другие гиты. Но если Бхагавад-гита, по сути, представляет собою сборник афоризмов в чём-то близкий Йога-сутрам Патанджали, то в Деви-гите идёт логическое выстроенное, последовательное и систематическое изложение и каждая глава посвящена лишь одной, строго определённой, теме. Также необходимо отметить, что Деви-гита, по сути, представляет собой частичный компиляционный текст и состоит из прямых цитат и пересказов более ранних текстов: так, III-я глава — «Лицезрение вселенского образа» — почти дословно повторяет текст Шримад-бхагавата-пураны (II, 1, 23-38).

По своей структуре Деви-гита стоит несколько особняком среди остальных текстов жанра «Гита». Причина в том, что практически все классические гиты представляют собою диалог между божеством и преданным: Кришна и Арджуна в Бхагавад-гите и Ану-гите; Кришна и Уддхава в Уддхава-гите; Шива и Рама в Шива-гите и т. д. Текст Деви-гиты так же описывает беседу — но в отличие от остальных гит, беседа ведётся между, с одной стороны, Богиней и группой богов, от имени которых к Богине обращается Химавант (владыка Гималаев).

Автор (или авторы) Деви-гиты, как и вообще авторы Деви-бхагавата-пураны, по сути, стояли на позициях «Тантры правой руки» (Дакшиначары) и не только признавали, но и превозносили авторитет как самих Вед, так и комплекса литературы шрути. Об этом свидетельствует как отсылки к суктам Вед, которые можно найти в тексте пураны, так и группа прямых цитат, например, Деви-гита I, 46:

При этом в тексте содержатся открытые выпады против тех, кто не признаёт авторитета Вед и отвергает их, утверждая, что для Кали-юги имеют авторитет только тексты тантр (Деви-гита, IX, 16-20 и 25-28). Подобные моменты текста позволяют предположить, что автор (или авторы) или позднейший редактор (или редакторы) как самой Деви-гиты, так и Деви-бхагавата-пураны вообще, принадлежал к традиционной брахманической среде; хотя он и признавал авторитет тантр, но только в той степени, в которой они не противоречат самим Ведам (так называемый «вайдика-агамика индиузм»):

Ритуальные фрагменты как самой Деви-гиты (например, X, 21-23 и другие), так и Деви-бхагавата-пураны вообще, также подтверждают это предположение, прямо указывая на обязательность чтения ведийских сукт и мантр во время ритуалов, посвящённых Деви:

При этом текст как самой Деви-гиты, так и текст Деви-бхагавата-пураны, признаётся важным текстом для подавляющего большинства шактийских школ — как для вайдика-агамика шактов, так и для тантрика (авайдика) направлений. При этом вторые, даже и отрицая важность и авторитет Вед, всё равно обращаются к шактийским моментам в литературе Шрути — но уже со своей, тантрической, интерпретацией.

Содержание

Деви-гита состоит из 500 шлок и 10-ти глав — с 31-й по 40-ю — Сканда-парвы (VII-й книги) Деви-бхагавата-пураны:

Философия и метафизика

Шактизм, в основной массе своих школ, основной упор делает на философии Адвайта-веданты. И Деви-гита, как один из основных текстов традиции, неоднократно подтверждает это: причём философские фрагменты текста записаны как простые и чёткие утверждения, не оставляющие никаких разночтений. Для автора Деви-гиты Брахман — это единственная подлинная реальность, определяемая как Сат-чит-ананда (санскр. सच्चिदानंद, saccidānanda IAST) (III, 2(2)). При этом Брахман полностью отождествляется с Богиней, точнее, с Сагуна-брахманом Адвайта-веданты — с Ниргуна-брахманом в шактизме отождествляется Шива. И Деви-гита целиком принимает адвайтийскую версию «Майи», иллюзорности мира, повторяя знаменитый пример о верёвке и змее:

И именно это отличает Деви-гиту (и вообще практически всю классическую литературу вайдика-шактизма) от более известной Бхагавад-гиты, для которой антитеза «Абсолют-Относительное» является одним из важнейших определяющих моментов, и которая ставит личное божество (Ишта-девату) выше безличностного Брахмана (Бхагавад-гита, V, 10; XIV, 3 и др.). В учении Деви-гиты антитеза «Абсолют-Относительное» не упоминается вообще, хотя и говорится о двух видах майи-пракрити:

  • собственно майе, состоящей из одной лишь саттвы,
  • авидье, включающей все три гуны.
  • Вообще философская и метафизическая база Деви-гиты, как одного из основных литературных источников шактизма, очень близка к шиваизму — в основном к школам вайдика-шиваизма, шиваитской веданте, наиболее яркими представителями которой являются школы Кашмирского шиваизма.

    Ритуальное применение

    Хотя Деви-гита, как и вообще Деви-бхагавата-пурана, и не является ритуальным текстом, существует традиция рецитации этого текста во время крупных шактийских праздников: её читают и как в составе Деви-бхагавата-пураны, и как самостоятельный текст. Хотя и не так часто, как Деви-махатмью или Лалита-сахасранаму. Махеш Тхаккур (XVI век), автор «Дурга-прадипа», пишет:

    Также существует практика рецитации Деви-гиты во время домашнего богослужения — обычно в завершающей его части.

    Другие Деви-гиты

    Необходимо отметить, что кроме Деви-гиты из Деви-бхагавата-пураны, существуют ещё две гиты, которые также называются Деви-гита:

  • Одна из них входит в состав Курма-пураны (I, 11, 1-336) и иногда называется Курма-деви-гита. Эту гиту рассказывает вторая аватара Вишну — Курма: Курма пересказывает беседу между Парвати и Химавантом, во время которой Химавант умилостивляет Парвати произнесением 1008 её имен и Парвати наставляет его и дарует ему лицезрение (даршан) своего вселенского образа.
  • Другая Деви-гита входит в состав Маха-бхагавата-пураны (главы 15-19). Её другое название — Парвати-гита. Так же как и Курма-деви-гита, она представляет собою диалог между Парвати и Химавантом; рассказчиком здесь выступает Шива. По мнению Брауна, Курма-деви-гита является первой и, соответственно, самой старшей из трёх; второй идёт Парвати-гита и третьей — Деви-гита из Деви-бхагавата-пураны.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: