15.04.2021

Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Это определение повторяет аналогичные для любых видов безопасности: состояние защищенности любого объекта от любых видов опасности. Как это состояние обеспечить на практике не знает никто. Определение возникло до катастрофы в Чернобыле, когда существовала парадигма "абсолютной" безопасности. После катастрофы возникла парадигма приемлемого риска, и пожарная безопасность определяется как состояние объекта защиты, при котором значения всех пожарных рисков, связанных с данным объектом, не превышают допустимых значений.

Техническое регулирование

В ЕАЭС действуют 17 технических регламентов, включающих требования пожарной безопасности для средств индивидуальной защиты, колесных транспортных средств, низковольтного оборудования, железнодорожного подвижного состава, лифтов, оборудования для работы во взрывоопасных средах и другой продукции. При этом контроль (надзор) за соблюдением требований данных действующих на территории России регламентов ЕАЭС находится вне полномочий МЧС России.

В "Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования" входит продукция: средства обеспечения пожарной безопасности; средства пожаротушения. Для данной продукции был принят ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», вступающий в силу 1 января 2020 года. ТР ЕАЭС имеет существенные отличия от действующего в настоящее время российского Технического регламента о требованиях пожарной безопасности — он содержит требования только к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. При этом требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям будут установлены соответствующими техническими регламентами ЕАЭС. В область действия ТР ЕАЭС 043/2017 включены средства огнезащиты, погонажные электромонтажные изделия, мобильные средства пожаротушения, самоспасатели пожарные, заполнения проемов противопожарных преград (противопожарные окна, двери, двери шахт лифтов с нормируемым пределом огнестойкости и др.). После вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017 и принятия технического регламента Союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» национальный технический регламент «О требованиях пожарной безопасности» полностью утратит юридическую силу.

Ответственность

В России на муниципалитеты возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципалитета. Государственный пожарный надзор на территории муниципалитета осуществляют территориальные отделы МЧС России.

Лица, ответственные за нарушение требований пожарной безопасности, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

За нарушение специальных правил пожарной безопасности возможна уголовная ответственность. При этом родовым объектом преступления будет общественная безопасность. Преступления могут быть совершены как в форме действия, так и бездействия. В СССР уголовная ответственность предусматривалась кодексами республик. Уголовная ответственность в Украинской ССР за нарушение правил пожарной безопасности была введена в 1978 году. В связи с тем, что статья носит бланкетный характер, для возникновения ответственности за нарушение необходимо устанавливать, какое именно правило пожарной безопасности нарушено.

Цифровые двойники в пожарной безопасности

Относительно новым направлением в пожарной безопасности является использование цифровых двойников предприятий. Цифровая копия предприятия включает в себя подробное описание и характеристики мероприятий, выполняемых на предприятии. Применение цифрового двойника предприятия позволяет прогнозировать его состояние в зависимости от параметров внешней среды. Это позволяет оценить внедрение или работу системы управления пожарной безопасностью на предприятии. Например, оценить внедрение средств оповещения и пожаротушения с различных точек зрения, в том числе и экономической целесообразности.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: